Капище на горе Velíz

Jul 06, 2015 01:57




Гора Velíz (еще на рубеже 19. и 20. веков ее название было «Velís») возвышается над деревушкой Кублов (область Бероун, Стршедочешский край). Ее высота невелика - всего 595 метров над уровнем моря, и уникальность ее отнюдь не в этом. Все дело в святилище, что располагается на ее вершине.

Еще в середине 19. века археологи обнаружили на вершине горы следы чрезвычайно долго горевших костров и очагов, а недавние изыскания показали, что гора была населена постоянно, начиная с каменного века и до наших дней. С 1037 по 1425 годы на вершине располагался монастырь бенедиктинцев (после того как князь Бржетислав даровал ордену всю гору).

Однако ничто не остается безнаказанным, и монастырь на горе был сожжен во времена гуситских войн. До нынешней поры сохранилась лишь часовня, построенная в относительно недавние времена - в 1842 году. Кроме нее, на вершине есть пара крестьянских хозяйств и... действующее капище Велеса, созданное местными жителями и пражскими энтузиастами в 2003 году.

Хотя история поселения (и капища) уходит в глухую тьму времен, период его расцвета пришелся на чешский период истории, когда в 10. веке рядом с ним был построен княжеский охотничий дворец, обнесенный укреплениями. Именно здесь в 1003 году представители княжеского рода Вршовцев (один из трех, помимо Пржемысловичей и Славниковичей, самых знатных чешских родов), всей душой ненавидевших христианство и ратовавших за восстановление древней веры (ну и за княжеский стол, конечно), пленили и зверски пытали князя Яромира, сына Болеслава 2. Одна из легенд гласит, что Вршовцы собирались принести его в жертву прямо там, под священным дубом.



Деревушка Кублов мала (меньше 600 человек), а из достопримечательностей тут можно увидеть памятник местному уроженцу композитору Леопольду Звонаржу



и стелу памяти павших в Первой и Второй мировых войнах. Причем список погибших во Вторую был вырезан на том же камне, ниже.



Кублов будто вымер. На улицах царят жара и тишина.




Автовокзал в Праге. Внимание - на термометр.



Наша поездка пришлась на день разгрома князем Святославом Хазарского каганата - один из самых жарких дней этого лета, поэтому приятная прохлада среди деревьев на склоне Велиза погрузила нас в блаженный транс.



Первый, кто встречает путешественника на вершине горы - семейство индюков, свободно гуляющее по лесу.



Но если судить по доносящимся со стороны хозяйства звукам, они далеко не единственные местные обитатели.



Местные информационные стенды (рядом был еще один, посвященный раскопкам, собирался сфотографировать на обратном пути, но обратно мы вернулись по другой дороге, и снять его так и не удалось).



Подробно описывается какие организации и частные лица участвовали в установке кумира. Схема расположения капища. Среди энтузиастов упоминается писатель и реконструктор Роман Абушинов, создавший в Праге уникальную действующую средневековую деревню Tuležim (сейчас - Řepora).



А здесь - о том, кто такой Велес. С цитатами из летописей, слова о полку Игореве и ПВЛ - так же очень подробно. Интересно, что праздник Велеса упоминается тут под датами 6. января и 24. апреля - на Иржи-Ярилу. На каком основании - не понятно.Кстати, в средневековой Чехии Велес обычно упоминался в связке с чертом: считалось, что он нашептывает людям на ухо различные нехорошие мысли. Говорили: "Словно Велес ему нашептал!"



А вот тут начинается самое интересное. Оказывается, несмотря на название горы, изначальное капище было посвящено... двум богам: Велесу и некоему Хржиму (Hřim). Причем это имя - ср. с «гром» - вероятнее всего, местный псевдоним Перуна. Сообщается, что его упоминает Милослав Черны в своей работе «Прошлое Бероунских окрестностей». Впрочем, доказательством этого может служить и упоминание в легенде о пленении Яромира священного дуба. Прекрасная иллюстрация к клятвам под договором Олега Вещего за 907 год!
Далее речь идет о результатах раскопок, которые показали, что на горе в средние века стояло небольшое поселение, окружавшее охотничий дворец и обнесенное стеной.




Часовня и кладбище.Согласно хроникам, пленение князя Яромира видел один из его слуг по имени Говор (Hovor), который бросился в Прагу, где собрал всех сторонников князя. Когда те прибыли на Велиз, то Вршовцам не оставалось ничего, кроме как покинуть свою добычу и скрыться. Спасенный же князь велел в благодарность за спасение поставить на месте событий церквушку св. Иоанна крестителя. Справедливости ради следует упомянуть, что и упомянутый слуга не остался без награды: он получил титул главного ловчего, а его род был выведен из подлого происхождения. Косма Пражский пишет, что в его дни потомки рода Говора по традиции продолжают распоряжаться королевскими охотами.
Любопытно, что вплоть до 1037 года капище и церковь вынуждены были как-то сосуществовать... Как, впрочем, и сегодня.
Возможно, именно этому периоду посвящена следующая местная легенда: когда-то здесь, у юго-западного склона горы, сразились язычники и христиане, и в битве не выжил никто. Вероятно, что недолгое сосуществование капища и церкви народное воображение вполне могло переиначить именно так, ведь спустя четыре столетия после постройки был уничтожен и возведенный вместо капища монастырь. На такую интерпретацию предания наводит еще одна легенда, рассказывающая о пилигриме по имени Ян, который (уж кто его знает, за что?) был здесь растерзан язычниками, благодаря чему какое-то время это место носило имя «У растерзанного Яна». По-моему, сходство между историей Яромира и несчастного Яна - налицо, разве что за исключением счастливого конца истории князя.



Это просто прекрасно. Указатель на капище висит непосредственно возле часовни. Интересно, можно ли представить себе такой знак в России... пусть даже не рядом с церковью, - хоть где-нибудь?




Лесная тропа, ведущая к цели.



А это, собственно, и есть капище. Находится над обрывистым склоном, на каменистом мысу, ориентированном на северо-восток.



Сложно описать эти чувства... Звенящий сосновый лес, запах смолы, прохлада... И древние боги - на своем месте.




Жертвоприношение.




Кстати, капище устроено прекрасно: есть бревна для сидения, навес для дров и специальные жерди-подпорки под вертел на случай серьезной стравы
(все они рассыпаны по ландшафту, так что в кадр не попали)



Кстати, после обряда сын нашел прямо под ногами отличный кремневый нож. Что странно, учитывая, на какой глубине ему положено быть. Решили, что это - дар от Самого Хозяина и взяли с собой. Не фотографировал.




И вновь семейство индюков.



На обратном пути заглянули на смотровую. Вдалеке видны башенки какого-то замка. Какого именно - так, к сожалению, и не понял.
И опять - жара, и автобус, скользящий между дубовыми рощами и облитыми хлебным золотом полями, перемежающимися веселыми зелеными делянками с горохом, маком и еще одни боги ведают чем... Словом, всем, чем одарили они веселую, изобильную землю.

А сейчас, когда я пишу эти строки, за окном грохочет гром... Или Hřim.

история, язычество, обряды, Чехия, боги, славяне, капище

Previous post Next post
Up