Чешские обряды летнего цикла

Jul 03, 2015 15:45





Летние традиционные чешские обряды сохранились в быту значительно хуже, так как большая их часть связана с сельскохозяйственными работами, которые сегодня происходят совсем не так, как раньше. Однако костры в день Летнего Солнцестояния по-прежнему горят на холмах Чехии...


Svatojanský oheň, Svatojanská noc (Огонь святого Иоанна, Ночь святого Иоанна). День Летнего Солнцеворота (Letní Slunovrat) 21 июня в Чехии, как и в других славянских (и не только) странах принято принято отмечать разжиганием костров. Обычно костер готовит молодежь мужского пола. В некоторых областях основой для такого костра служит очищенная от коры ель, устанавливаемая в его центре, что роднит его с майским деревом, так же изготавливаемым из ели без коры. Пока парни готовят костер, девушки разыскивают девять магических цветов, из которых будет плестись венок. Эти цветы - нивяник, роза (шиповник), смолка клейкая, василек, очиток, каменная роза (молодило), тимьян, фиалка и колокольчик. Венком из них увенчивается макушка ели, которую затем, украсив красными лентами, устанавливают на вершине самого высокого холма в окрестностях. Под елью складывают груды хвороста и зеленой хвои, которые, собственно, и образовывают костер. На закате, после того как огонь зажжен, вокруг него водят хороводы и играют в ритуальные игры. Например, девушки бросают свои венки сквозь огонь, а парни на другой стороне костра стараются их поймать. Если парню это удается - значит, будущие отношения сложатся хорошо. Некоторые смотрят в огонь через венок, сплетенный из полыни: это должно исцелить от болезней глаз и головной боли. Надевший такой венок на голову и подпоясавшийся вторым таким же отгоняет от себя все злые силы. Подобная традиция описана в гербарии Мартина из Уржедова, составленном в 1596 году. Прыжки через огонь должны укрепить здоровье, а высота прыжка в прошлом показывала, насколько высоким вырастет лен на поле прыгуна. Парные прыжки должны укрепить будущий брак. Кое-где сохранялась традиция подбрасывать вверх подожженный веник или помело: сколько раз удастся подбросить его, пока он не потух - столько лет будет здоров и счастлив метатель. Кроме того, вниз по склону холма пускают обмазанные смолой горящие колеса, символизирующие солнце.

Сегодня такие праздники часто часто проводятся в чешских школах: детей учат различать и собирать травы, делать костры, учат самым простым обрядовым песенкам.

Интересно, что чешские традиции и поверья, связанные с поиском в эту ночь цветка папоротника и последующим поиском кладов полностью соответствуют русским.

Пример обрядовой песни:

Расскажи нам,

Великий бог святой Иоанн,

Сколько лет жить мы будем?

Через сколько лет умрем?

Bludičky a divoženky (Блуждающие огоньки и дикие (лесные) женщины). Согласно народным верованиям, блуждающими огоньками становятся души детей, умерших без крещения, но если учитывать общеславянское распространение этого поверья, надо признать, что происхождение этого поверья гораздо более древнее. Считалось, что эти огоньки пляшут по ночам на лугах, берегах рек, в лесах и на болотах. Если встреченный ими путник - хороший человек, огоньки отведут его к месту, где зарыт клад, если же перед ними окажется человек злой, то его они постараются завести в болото. Того же, кто сумеет вырваться из-под власти блуждающих огней, светлячки будут преследовать до самого дома. Так же полагали, что огоньки очень любят заглядывать в окна домов, и единственное средство против них - крепкая ругань и проклятия, христианские молитвы же, напротив, от них не помогают.

Лесные женщины (так же Лесные государыни или Босорки) замечены были в устройстве своих праздников (в оригинале - rej, шабаш) летними ночами, особенно - 21 июня, когда они собираются и танцуют на лугах или на лесных полянах. Своими песнями и танцами лесные волшебницы стараются заманить к себе молодых людей. Судьба попавшего в их руки - незавидна: сначала его затанцовывают до смерти, а затем разрывают на части.

Как и блуждающие огоньки, они любят подглядывать в людские окна, но в отличие от первых идут и дальше, похищая детей у одиноких (исключительно!) женщин и подкладывая на их место собственных малышей.

По одному из описаний, лесные женщины, а попросту говоря - вилы или русалки, носят черно-зеленые платья и украшения из светлячков. Перемещаются они верхом на различных диких животных, например - на оленях.

Žně (Жатва). В ходе жатвы крестьяне должны были соблюдать несколько довольно простых ритуалов. Например, перед началом работы следовало перекрестить косой поле (тут же вспоминается упомянутый Б. А. Рыбаковым в «Язычестве древней Руси» обычай «крестить ножом хлеб, а чашей - пиво». Причем надо отметить, что обычай делать ножом крестообразный надрез на хлебе перед выпечкой относится к одной из античных традиций, так что в крещении поля может быть и гораздо меньше христианского, чем может показаться на первый взгляд). Далее, соломенные жгуты, которыми обвязывали снопы, следовало трижды поворачивать, чтобы жатва закончилась удачно. С той же целью первый сноп непременно должна была связать жена владельца поля. Вечером, после окончания работ косари обязательно должны были тщательно очистить свои косы от малейших следов соломы, «чтобы черт не смог узнать, где и что косили».

Так же по самим хлебным колосьям во время жатвы могли определять будущее. Если среди спелого зерна обнаруживался цветущий колос - край ждал голод. Сдвоенный колос предрекал повышение цен на зерно. Кстати, такой колос следовало протянуть через ладошку новорожденного, чтобы тот был богат и счастлив в жизни. Если во время жатвы начиналась гроза, то с первым ударом грома все опускались на землю лицом вниз, избавляясь таким образом от болей в крестце на весь будущий год.

Однако одним из самых ярких обрядов, происходивших на поле, можно считать обряд «связывания». Он состоял в том, что первому человеку, вслед за жнецами пришедшему на поле, кем бы он ни был, руки и ноги связывали соломенными жгутами и произносили следующую фразу: «С радостью приветствуем вас, господин гость, на нашей работе, с почтением! А мы сейчас в таком праве, что можем вязать графов, князей, да и самого короля! Поэтому мы желаем им обильного урожая в этом году, чтобы нам за это на бочонок пива дали и сами бы они здоровы были». Если это был местный хозяин или кто-то из его семьи, то он мог откупиться только деньгами на пиво. Кое-где не было принято связывать прохожих, в таких областях просто клали на дорогу крест-накрест два пучка колосьев и произносили аналогичную формулу.

Когда хлеб начинали вывозить с поля, то возчик с первой телеги должен был остановиться у первого же колодца, родника или пруда, взять три колоса, смочить их в воде, а затем положить обратно на телегу. Это делалось для того, что бы зерно не сгорело во время сушки в овине. Хозяин же по пути с поля не должен был произносить ни слова, чтобы на зерно не позарились грызуны. Любители азартных игр, взяв горсть зерна, дома клали его под подушку, так как сны должны были им подсказать, где и когда их ждет удача.

Dožínky (Окончание жатвы). К этому празднику жнецы и жницы начинали готовиться еще за неделю до его началу: девушки начинали плести огромный венок из колосьев всех возможных злаков, в который так же вплетали фрукты, пироги и сладости. С этим венком с поля провожали последний воз с хлебом, который называли «баба», причем венок обычно несла самая красивая и самая голосистая жница. Остальные работники несли украшенные венками грабли, напоминающие в таком виде то ли хоругви, то ли римские штандарты. Обязательной частью шествия были так называемые «живые снопы», которые представляли два парня и две девушки. Для этого они обшивали свою одежду колосьями, ниже пояса направленными вниз, выше - вверх, а на голову водружали венки из колосьев.

Возле ворот хозяина шествие останавливалось, а жница, несшая «дожинковый венец» кричала: «Государыня-матушка, открывайте ворота! Несем вам венок из чистого золота!» На это ворота открывались и выходили государыня-матушка с государем-батюшкой - хозяева поля, чтобы выслушать «дожинковые пожелания»:

От чистого сердца и с добрыми пожеланиями

Вступаем мы на ваш двор!

Государь-батюшка, государыня-матушка, желаем вам,

Чтобы бог вам долгие лета

Во здравии и благополучии отмерил,

Чтобы вы, к своей радости и счастью,

Еще много жатв пережить смогли!

На этом хозяин принимался раздавать участникам деньги, а хозяйка - закуски.

В Краловоградецком крае хозяева заранее пекли особые «mílové buchty» (бухты - чешские пышные прямоугольные булки с начинкой) такой величины, что на один противень из помещалось только две! Эти бухты они в праздник и раздавали работникам. Затем все вместе отправлялись в трактир, где начинался вечер танцев, который так же открывали хозяин с хозяйкой.

Раньше в процессе этого обряда так же отрубали голову молодому барашку (который символизировал все то, что могло испортить урожай), но эта часть обычая уже давно отошла в прошлое.

После обмолота последнее полученное зерно («обрядовое зерно») ссыпали в отдельный мешочек и оставляли до следующего сева отдельно, так как считалось, что последний плод содержит в себе особую магическую силу.

Dočesná (Окончание чесания (сбора плодов) хмеля) праздновалась точно так же, как и Дожинки - с венком и шествием, пожеланием хозяевам долгих лет жизни и веселым пиром в конце. Венок в таком случае сплетали из хмеля и хлебных колосьев, а украшали его цветами. Как правило, этот венок был так огромен, что к хозяйскому двору его подвозили на телеге.

Да, любопытный нюанс: на чесание хмеля наемные работники традиционно приезжали из городов.

Лично мне традиция изготовления огромного венка из земных плодов, который затем приносят к воротам хозяина чрезвычайно напомнила выпечку рюгенскими славянами огромного пирога, за которым в процессе обряда прятался жрец. И хотя за венком никто не прятался, а пожелания, исходившие на Рюгене из уст жреца, перекочевали в ритуальные стихи жнецов, общее происхождение обряда мне совершенно очевидно.

Фото взято из интернета.

обряды, праздники, Чехия, славяне

Previous post Next post
Up