"Я встррретил вас" - наши воспоминания. Часть четвёррртая

Oct 28, 2014 01:22

Перррвые тррри части можно прррочитать здесь: 1, 2 и 3.

luvida
Странная женщина
Песня есть такая. И фильм с Ириной Купченко в главной роли. Да и в жизни «странных» женщин немало.
Одна из них - Дина Акимовна Климова, директор Мемориального музея-квартиры известного в своё время певца-тенора Вадима Козина в Магадане. Известно, что Вадим Козин, чей голос в 40-е годы звучал из всех радио-«тарелок», в 1945 году был осуждён и отбывал свой срок на Колыме. Да так и остался в Магадане.
Здесь в 1994 году и окончил свою жизнь на грешной земле. Было ему 92 года.

А за несколько лет до этого в квартиру Вадима Алексеевича позвонила красивая дама элегантного возраста.
Это и была Дина Акимовна, прилетевшая в Магадан из далёкой Караганды.
С юных лет она восхищалась необыкновенным голосом певца, любила и помнила наизусть все его песни.

Вырастив детей и выйдя на пенсию, Дина Акимовна решилась и… махнула в Магадан, «хоть одним глазком увидеть своего кумира». Кумир проживал в однокомнатной «хрущёвке» на 5 этаже. Правда, в центре города, окнами на Магаданский музыкально-драматический театр. Робко позвонила, и когда дверь распахнулась, Дина Акимовна вконец растерялась: перед ней стоял древний сгорбленный старец в синем трико с вытянутыми коленками и старом свитере с протертыми рукавами. Квартирка была захламлена так, что ступить было некуда: везде навалом лежали ноты, газеты, журналы…

Не знаю, как бы поступила «нормальная» женщина, а Дина Акимовна, засучив рукава, привела квартиру в порядок, приготовила обед и ушла… на почту, чтобы сообщить своим детям, что в Караганду она не вернется.

Когда я с ней познакомилась, Вадима Козина уже не было в живых, он уже стал легендой. И музей-квартира певца, старательно обихоженная трудолюбивыми руками Дины Акимовны, стала яблоком раздора. Многим хотелось «приложиться» к творческому наследию Вадима Козина. И полетели камушки, большие и маленькие, в странную женщину Дину Акимовну, создавшую в крошечной квартирке музей и бережно сохранявшую память о своем кумире...
«Странная женщина, странная…»
(Магадан, 1997г.)

PS. Недавно узнала, что Дина Акимовна навеки ушла к своему кумиру.
А у меня хранится книжица с автографом Дины Акимовны - о Вадиме Козине.

.

luckyed

"Весь этот джаз" Аркадия Цыкуна

фотографии автора



Много раз приближался к клавиатуре... и отступал. Под благовидными предлогами, разумеется. Занят, не то настроение, завтра-завтра... (сами список составите). Но вот, как всегда неожиданно, пришло завтра... И я решился написать об Аркадие Цыкуне.

Ранее, после зарисовки об Илье я получил довольно злобный комментарий от анонимного "доброжелателя" с обвинениями во лжи. ТАКИХ ЛЮДЕЙ НЕ БЫВАЕТ!
Дамы и господа. Ещё как "бывает". Я, наверное, просто счастливчик.
А если кому-то в жизни не повезло, то не моя в том вина. Как сказал классик Жванецкий: " Не умеешь любить - сиди, дружи."
Но вернёмся к Аркадию. Если понадобится мне привести пример личности творческой, блестящей, неутомимой на выдумку, увлекающейся и умеющей увлечь других, с горящим взглядом и безупречным чувством юмора, то я не задумаюсь даже на мгновение.
Вечный Одесский миф. Он существовал и существует только благодаря людям. Одесситам. Личностям. Мне посчастливилось быть знакомым и даже дружить кое с кем из из них. И с Аркадием в том числе.
Помните легендарную одесскую команду КВН - трубочистов? Да, да, ту самую. Аркадий (а для друзей просто Алик) играл сначала в ней, а потом в команде Института народного хозяйства под капитанством Юры Макарова, и в 1972 г. они взяли Золотую медаль. Как всегда, началось с трубочистов, а закончилось бухгалтерами. Помимо оформительских задач он выходил на "сцену боя" в конкурсе художников. И конкурс ни разу не был проигран! Ещё тогда он понял, что суждено ему стать карикатуристом. Вот что пишет "архивариус КВНа Валентин Крапива : "Художником у нас был Алик Цыкун, сейчас он живет в Израиле. Убить его надо за то, что, рисуя очень смешные карикатуры, он до сих пор не издал книжку. Его карикатуры уже давно «позаимствовали» многие художники Европы. Не понимаю, чего он ждет, почему не признается в авторстве."
Мало кто в Городе тех времён не был знаком с Гномом Филимоном, со страниц "Вечерней Одессы" учившим детей рисовать. Дети становились взрослыми, а тёплое пятнышко искусства оставалось в них навсегда. В "Вечерке" он проработал с первого дня ее основания художником газеты (более 15 лет, вплоть до отъезда). Все заставки, иллюстрации, карикатуры и рисованные заголовки были его. Гном Филимон - творение Аркадия, стал героем постоянной рубрики для детей. А в Одесском Литмузее им был создан Центр эстетического воспитания .

Когда родилась Юморина, среди творцов-основателей естественно оказался Аркадий.

Он - автор лого-эмблемы праздника - знаменитого морячка :


Выставки в Одесском доме актёра - одной из немногих ниш свободы в то прекрасно-ужасное время. До сих пор помню свой шок от одной из "смешных" картинок :


Кстати, оригинал этой работы находится в постоянной экспозиции в Музее Майданека.

И ночные походы через весь город на Фонтанскую дачу, а там - красавица-жена Лидочка, почему-то не спящие по ночам, жадно впитывающие зашкаливающую энергию дочки (всё-всё пригодится позднее), угощение, водочка, закусочки, "абсолютно секретные" знаменитые на всю Одессу лекции об эротической карикатуре с её же демонстрацией.

И возвращения домой через приморские рассветы с обязательными приключениями, приятными и (или) опасными.

И "явочная" квартира на Пушкинской, круглосуточно открытая для друзей.

И бесконечный труд. Только не делайте постные лица от сего словосочетания. Жизнь большинства делится на работу и её противовес - всё остальное (радостное и не очень), что наше существование и оправдывает. Эти множества если и пересекаются, то чуть-чуть. А вот у Аркадия...
Спросите у его учеников, разлетевшихся по всему нашему свету.

Переезду из Города в Страну предшествовала скурпулёзная рекогносцировка на поверхности нашего шарика. Развед-бросок в Америку завершился отрицательным вердиктом. Только Израиль. "Вся Одесса" обсуждала это решение.
И вот - Израиль. Все мы на собственных шкурах испытали прелести "первичной абсорбции".
А для художника всё умножается на 10. Это в лучшем случае, при удачном конечном результате.
И опять - школа, рисунок, международные выставки карикатуры (лауреатства, между прочим). А затем и сдача сложного экзамена и права лектора. Вот и объезжает он всю нашу маленькую-большую страну с замечательными своими лекциями.
И музей карикатуры в Холоне с персональной выставкой и мастерклассами по карикатуре.
И походы, выставки, театр, балет...

И разумеется ДЖАЗ.
Но не забывайте, что Аркадий - художник. И на джаз он идёт вооружённым. Так мы и сидим рядышком: я - с фотоаппаратом, а он - с карандашом и блокнотом. Оба ловим Свои Моменты.
А после сравниваем результаты охоты. И любопытные вещи получаются ...

Вот, например, французский трубач Эрик Трюффа ( Erik Truffaz ). Эйлат 2004. Жаркая ночь.

И на фотографии, и на рисунке видно насколько глубоко в себя, в свою импровизацию ушёл музыкант. Нет свингующей ярости - интеллектуальный европейский джаз. Несколько плавных цветовых пятен, смягчая тревожность линии, точно воссоздают контрапункт звукоряда.




А это - Энрико Рава (Enrico Rava). Тель Авив 2008.

Заливок нет. Спокойная мягкая линия не требует цветовых пятен для передачи глубокого внутреннего равновесия. Глядя на рисунок Аркадия и свою фотографию, я ощущаю "лёгкое дыхание" легендарного итальянского трубача.




2009 год. Тель Авив. Tokunbo Akinra. Вокалистка соул-группы Tok-Tok-Tok.

Взъерошенность волос на фотографии, взъерошенность линий рисунка, взъерошенность музыкального грува...
"Каждый пишет, что он слышит...".




А теперь - сам Аркадий. Пусть говорит художник.

"Пару слов за ЗВУК и ЛИНИЮ":

Эйлат 2010. Незабываемый дуэт Петры Магони (Petra Magoni) и Ферруччио Спинетти (Ferruccio Spinetti).

"Флегматичный Ферруччио (контрабас) и "голоскрик" натянутой, как стрела Магони.




Прильнувший к контрабасу Ферруччио...




и изломанная в низком поклоне Магони...




Певучий контрабас и резкий, режущий ночной эйлатский воздух голос.
Такая же линия: плавный абрис фигуры Ферруччио, "фетр" кончика фломастера, мягкие обводы инструмента и... быстрые, сталкивающиеся, наскакивающие друг на друга линии в наброске Магони."

Эйлат 2010. Dave Douglas & Brass Ecstasy. Marcus Rojas - туба и валторнист Vincent Chansey.

"Коричневый фломастер, широкая, "толстая" линия, "шары" щек, выдувающих медь из толстых труб - "хижина дяди Тома" какая-то...







Нутро Нового Орлеана и глубина темной, плотной линии мягкого фломастера".

Тромбонист Ku-umba Frank Lacy.

"Ку-умба... уже в самом этом имени слышится перестук барабанов и вой шакала в песках Сахары. Ку-умба на сцене - это блеск и визг тромбона, летящие одежды и вращающиеся белки громадных глаз . Первозданная природа, первозданные ритмы и звуки "длинной трубы", которые обрушиваются на тебя как водопад Виктория...




Моя рука летала по бумаге вслед за полетом Ку-умбы. За кулисами я попросил его подписать рисунок. Он посмотрел и сказал:"My mother's lips"

Oz Noy trio. Эйлат 2010. Фантастический гитарист Will Lee, поигравший с Фрэнком Синатрой, Ринго Старром, Барбарой Стрейзанд, Джеймсом Брауном ... Можно не продолжать?

"Тонкое перо не поспевает за ритмом бешеной рок-гитары Уилла Ли.




Линия рвется, раздваивается, растраивается.




Все скачет - и "заливки" фломастером и сам музыкант, высоко выбрасывающий ноги, в несколько прыжков промахивающий сцену от края до края.
Сердце колотится, ноги отплясывают, рука пытается в быстром наброске хоть что-то успеть зарисовать.
Это - Эйлат, это - Фестиваль, это - ALL THAT JAZZ!"

Мне нечего добавить. Поднимем наши бокалы за радость жизни, дамы и господа.



Пррродолжение следует.

искусство, наши воспоминания, личность, дрррузья

Previous post Next post
Up