Серебряный век и опять "Живое слово". Воспоминания Энгельгардта о прррогрррамме Гумилёва.

Mar 22, 2013 20:13

Пррролог. Часть 1. Часть 2. Часть 3. Часть 4. Часть 5. Часть 6.



В центррре - Николай Гумилёв, внизу сидят Георгий Иванов и Ирина Одоевцева

"Курс введения в эстетику читал А. В. Луначарский и, умный человек, подал программку в десять строчек. Программищу на 21 лекцию по истории эстетических учений закатил А. З. Штейнберг. А. Ф. Кони читал лекции по этике общежития. В программе его было восемь этик: этика воспитания, судебная (старого режима с присяжными заседателями), врачебная,
экономическая (нравственные начала финансовой деятельности государства), этика общественного порядка (попустительство пьянству, ложный и лживый патриотизм, власть в руках безответственных лиц), этика литературная
(свобода слова и злоупотребление ею, клевета в печати), этика в искусстве и... восьмая этика - этика личного поведения... Когда-то эти лекции привлекали, восхищали, Кони рукоплескали, но уже от времени и подержанности старые бумажки, которые вынимал Анатолий Федорович, истрепались, изветшали... Уже не было той жизни, которой отвечали эти
этики. Рушилось все за монархией, и церковь, и классы, исобственность, и семья, все старое рушилось, а что созидалось, не было еще видно. И, наконец, если восемь этик, то нет никакой этики. И не этика строит жизнь, а жизнь строит этику, а потому те новые «господа жизни», которые имели в руках власть и жали серпом не щадя и разрушали молотом, не жалея...
...
Приведу полностью программы Н. С. Гумилева. Вот его курс лекций по теории поэзии.
I. Четыре момента в поэтическом произведении: 1) эйдолология, 2) композиция, 3) стилистика, 4) ритмика; их взаимодействие, границы исследования.
II. Эйдолология: 1) творец и творимое, 2) аполлонизм и дионисианство, 3) закон троичности и четверичнос¬ти, 4) четыре темперамента и двенадцать богов каждой религии, 5) разделение поэзии по числу лиц предложения, 6) время и пространство и борьба с ними, 7) возможность поэтической машины, <...> которая бы делала стихи! Точнее: стиходелательной машины. <...>
III. Композиция: 1) фигурное соединение тем, 2) закон шестеричности в эпосе, 3) закон пятеричности в драме, 4) строфика европейская и восточная, 5) движение во времени, в пространстве, в плоскости четвертого измерения и в двух измерениях. <...>
Эпос в... четвертом измерении! Символизм это или акмеизм? Ведь Николай Степанович был главой особой школы «акмеистов».
IV. Стилистика: 1) четыре основные типа метафор, 2) четыре школы - примитивная, романтическая, классическая и александрийская (NB: Где же реализм?), 3) их детали, 4) удельный вес этимологических форм, 5) удельный
вес синтаксических по¬строений, 6) архаизмы, неологизмы, идиотизмы, варваризмы и пр.
V. Ритмика: 1) школа восточная и западная - графика и пение, 2) стихосложение метрическое, силлабическое, тоническое, смысловое, параллелизм и пр., 3) восточные и западные влияния на распределение согласных и гласных, 4) рифмы богатые, бедные, рифмоиды, ассонансы, аллитерации, началь¬ные, внутренние, смысловые, унич¬тоженные, белые
стихи.

Наши лекции стенографировались. Где стенограммы лекций Н. С.Гумилева? Не знаю".

Воспоминания писателя, поэта, литературоведа Николая Александровича Энгельгардта (1867-1942) об Институте Живого Слова (1918-1919)



Н.А.Энгельгардт, вторррой тесть Николая Гумилёва

Пррродолжение следует.

обррразование, искусство, Серебряный век, личность

Previous post Next post
Up