Четверть века назад у меня состоялся замечательный спор с другой восьмиклассницей 57-ой математической школы. Она утверждала, что между Юрием Живаго и Ларой Гишар не было интимных отношений. «У них же даже ребенок общий», - возражала я. «Мы не можем утверждать это наверняка, - настаивала одноклассница. - Нам неизвестно, был ли у них секс. На это нет прямых указаний в тексте».
Мои ровесники - по крайней мере, те, с кем мне доводилось соприкасаться - классику читали очень рано, зачастую в том возрасте, когда совершенно не могли соотнести прочитанное с собственным опытом. У меня лично нечто подобное произошло с Прустом. Я читала его эпопею в подростковом возрасте: моего французского хватало для понимания смысла, но множество аллюзий от меня ускользнуло. Впрочем, одна моя красавица-подруга, запоем читавшая на пляже «Курс дифференциального и интегрального исчисления» Фихтенгольца, умудрилась целиком одолеть Пруста на иврите.
В раннем чтении великих романов есть своя безусловная прелесть: проникаешься настроением, начинаешь чувствовать текст, набираешься цитат, чтобы сойти за своего у взрослых и продвинутых ровесников. С другой стороны, прочитав в юности классический роман, мы далеко не всегда к нему возвращаемся в более зрелом возрасте, когда наше прочтение могло бы быть совсем иным, и, вероятно, в большей степени совпадало бы с авторским. В этой связи, хочу вас спросить:
Poll Когда вы первый раз читали «великие» (в вашем понимании) романы, которых не было в школьной программе: Молодые родители часто стремятся побыстрее передать первенцу свои вкусы и заразить его нежностью к своим любимым книгам, поэтому читают ему все гораздо раньше, чем читали сами. У таких детей обычно с малолетства бывает очень богатый словарный запас и развитая речь. С другой стороны, дети, которым те же самые книги читают позже, успевают накопить больше собственных житейских наблюдений, поэтому тот же самый текст вызовет у них другие ассоциации. Старшему сыну я все читала очень рано, мы стремительно глотали книжку за книжкой. С младшим сыном мы тоже начали читать рано, но продвигались медленно. В силу врожденного педантизма, он внимательно изучал все иллюстрации, требуя их полного совпадения с текстом. Будучи человеком визуального склада, он полагал, что первична картинка, поэтому, в случае расхождений между текстом и иллюстрацией, требовал немедленно поменять текст. В итоге до тех же самых Муми-тролля, Филле и Рулле мы с ним дошли позже, чем со старшим, и воспринимал он их иначе, комментировал по-другому, как будто речь идет о разных книгах. Поэтому я хочу вам задать еще один вопрос:
Poll Предпочтительно читать детям книги: В этой истории, разумеется, нет никакой морали. Мне просто интересно об этом с вами поговорить. Сама я считаю, что мир принадлежит тем, кто нетерпелив, однако отдельные родственники и знакомые из года в год неспешно пытаются этот тезис опровергнуть.