Сказка молодого французского писателя Алекса Куссо про трех волков покорила нас своей неожиданной развязкой и ломкой стереотипов: традиционно положительные герои становятся отрицательными, а отрицательные - незадачливыми положительными героями, которым читатель сочувствует.
Три волка
Жили-были три волка, и плыли они по морям-океанам, в маленькой лодке, много дней подряд. Однажды утром они проснулись очень голодные, но ни малейших козлятушек, поросятушек, Красных шапочек и бабушек на горизонте не было. Что же им оставалось делать?
«У меня идея! - воскликнул первый волк. - Я наловлю нам к завтраку рыбы». И с этими словами он немедленно бросился в воду. «Разве ты умеешь плавать?» - прокричали ему вслед друзья.
Увы! Волки плавать не умеют. В маленькой лодке теперь сидели только два волка - второй и третий - и оба они были страшно голодны. Что же им оставалось делать?
«У меня идея! - объявил второй волк третьему. - Я поймаю нам к обеду чайку». И с этими словами он немедленно прыгнул вверх. «Разве ты умеешь летать?» - крикнул друг ему вслед.
Увы! Волки летать не умеют. Наш герой продержался в воздухе буквально несколько секунд и свалился в воду, а третий волк остался в маленькой лодке один-одинешенек. Его уже тошнило от голода. «Что же со мной будет?» - бормотал он.
И вдруг на горизонте, вдали, показался корабль, настоящий огромный корабль. «Ей, на корабле, - завопил третий волк. - Сюда, на
помощь!» Корабль медленно приближался. «Я спасен!» - радовался волк. Он еще не знал, кто плывет на этом корабле.
А плыли на нем поросята. Сотни розовеньких, упитанных поросят. «Какой аппетитный волк, - произнес, облизываясь, один из поросят. - Как раз к нашему полднику». И все поросята хором принялись кричать: «Ну-ка волк, греби сюда! Ну-ка волк, греби сюда!»
Волк услышал эти крики, разглядел на палубе поросят, испугался и помчался прочь. И пусть волки не умеют ни плавать, ни летать, зато в минуту опасности они умеют отлично работать веслами.
Много лет назад, будучи молодой жизнерадостной любительницей нелепых закономерностей, я установила, что Лев Николаевич Толстой несимпатичным героиням приписывает
лишние 2 года и три месяца, чтобы они быстрее состарились. Теперь, когда из всех этих трех признаков мне свойственен лишь третий, героиням, лишенным авторской симпатии, я сочувствую еще больше. Бедную Веру мало того что любили меньше сестры (в литературной традиции не любить старших детей почему-то считается хорошим тоном), но и состарили вдвое быстрее за нелюбовь к природе и народу, а бедную Соню спасибо что хоть не утопили в чашке чая. (Очень удобно, кстати, за всю жизнь написать всего 2 статьи: их можно потом называть "левая" и "правая", чтобы не путать. Всем рекомендую!). Главному герою «Телефона» докучают все подряд, но обидные вещи он говорит только свинье. Золушка, внедрившись в банду танцующих, затмевает не только противных сестриц (нет чтобы, для разнообразия, сделать их младшими?), но и десятки ни в чем не повинных девушек, достойных во всех отношениях. Почему всем потенциальным невестам нужно примерять именно ее туфельки, а не чьи-то наперсток или пенсне, так некстати потерянные на балу.
Иной раз автор так упорно навязывает нам своих положительных героев, что мы невольно (а иногда назло зануде-автору) начинаем болеть за кого-то другого. Мой папа считает Каренина и Фамусова положительными героями. Последние экранизации Анны Карениной, кстати, вполне с ним солидарны. Смена полярности сегодня изредка да проскальзывает в киноверсиях классики. Так в мини-сериале «Доктор Живаго» Комаровский харизматичнее доктора, именно он вызывает симпатию, ибо у каждой приличной женщины в юности был свой Комаровский, а если вдруг не было, она его давно выдумала, скомбинировав откровения подруг. Теперь я с нетерпением жду реабилитации Онегина. Каждому надо дать шанс почувствовать себя положительным героем! Думаю подавать иск в защиту всех персонажей, пострадавших от несправедливого отношения авторов. Предлагайте кандидатуры.