Взаимоотношения врачей и пациентов - стоит ли этому учиться?

Sep 02, 2010 22:41

У меня есть очень хороший знакомый, его зовут Борис. Звонит мне как-то Борис и говорит: "Стас, ты вообще когда-нибудь соберешься на Триумфальную? Прояви, наконец, гражданскую сознательность! Или тебе наплевать на ту страну, в которой ты живешь?".
Я подумал и решил не ходить. Ведь лучшее, что ты можешь сделать для своей страны - это просто хорошо ( Read more... )

вопросы, врачи и пациенты, медицина

Leave a comment

Comments 65

smallnad September 4 2010, 21:37:58 UTC
Про обхождение вообще не надо говорить. Деонтология, не подлежит сомнению для мыслящих людей, серьёзная и важная дисциплина. И учит она не обхождению и реверансам, или саморекламе, а непростому делу общения с больным. Если бы это было не так, врачевание справедливо не почиталось бы за искусство. Отвечая на первоначально заданный Вами вопрос, хочу сказать, что всегда считал обидным и смешным то, каким образом в наших учебных заведения преподается деонтология. Думаю, что следовало бы сделать экзамен по нему, как минимум квалификационным. Врачебное искусство начинается с понимания того, что привело пациента к врачу. Как правило это боль и тревога за собственное здоровье. Их надо снять в первую очередь, и без доверия это невозможно. Доверие же появляется шаг за шагом при спокойных и уверенных действиях врача. Уверен, что грубость и хамство проистекают из некомпетентности врача.
P. S. Очень рекомендовал бы прочесть на эту тему книгу Магазанника.

Reply

stsvv September 6 2010, 05:14:35 UTC
Очень-очень мудрое замечание. Спасибо! Ваши рекомендации принял к сведению.
Хотел бы задать Вам еще такой вопрос:
Если обратите внимание, то в комментариях появилось два противоположных мнения:
1. Пациент должен знать как можно больше.
2. Пациент не должен ничего знать.

Какого мнения придерживаетесь Вы? Стоит ли информировать пациента о выявленных сопутствующих проблемах (которые попутно были выявлены в ходе обследования), рассказывать о методах лечения его заболевания, возможных исходах, вариантах и т. д?

Reply

smallnad September 6 2010, 14:34:45 UTC
Прежде всего спасибо за добрые слова и за важные для нашей отрасли вопросы ( ... )

Reply

stsvv September 7 2010, 10:58:05 UTC
Спасибо за большой текст. Очень-очень интересно написано.
В комментарии Вы затронули важную тему - критерии успешности врача. Также Вы указали, что большие очереди на прием - это еще не показатель того, что врач хороший и успешный.
На Ваш взгляд, что является более-менее объективным критерием успешности специалиста-стоматолога?

Reply


kononov_andrey September 5 2010, 13:37:34 UTC
Доброго времени суток, коллега. :) Приятно вновь читать Ваши интереснейшие статьи.
Очень важную тему Вы подняли. Действительно, иной раз доктора общаются с пациентами из ряда вон плохо. Но тут есть один тонкий момент: к каждому человеку требуется индивидуальный подход. К примеру, будничная беседа "за жизнь" одного пациента расслабит, а другого наоборот убедит в несерьезности врача. И задача этого врача реакцию пациента предугадать и не разочаровать его в отечественной медицине. Так что на мой взгляд, будущие врачи должны получать общее представление об общении с пациентами, но главным учителем всегда будет личный опыт.

Reply

stsvv September 7 2010, 10:36:21 UTC
Андрей, здравствуйте. Рад Вас видеть.
Спасибо за комментарий.
Добавлю лишь то, что беседа врача с пациентом, по сути, должна преследовать какую-то цель - это либо донесение до пациента информации о его здоровье, либо мотивация на лечение, либо разъяснение особенностей данного лечения и т. д. И очень-очень часто, на мой взгляд, некоторые доктора не умеют этого делать правильно.
На Ваш взгляд, Андрей, есть ли какие-то особенности работы с пациентами в разных стоматологических отраслях? К примеру, я заметил, что сложнее всего мотивировать пациентов в ортодонтии, легче всего - в экстренной хирургической стоматологии. А как считаете Вы?

Reply

kononov_andrey September 7 2010, 16:24:21 UTC
На консультациях я стараюсь максимально подробно посвятить пациента в суть проблемы и ознакомить с методами ее решения, популярно объяснить цель и необходимость каждой манипуляции. Самое проблематичное, на мой взгляд, мотивировать пациента при повторном протезировании. Я имею ввиду особенно те случаи, когда в силу тех или иных причин опорные зубы прежней конструкции приходят в негодность и возникает необходимость с ними распрощаться. Многие пациенты ни в какую не хотят менять ситуацию в полости рта относительно ситуации при первичном протезировании. Мол, давайте выпавший мостик приклеим как-нибудь обратно, он же на этих корешках 20 лет простоял. Сложнее всего, когда альтернативой прежнему несъемному протезированию может быть либо съемное (встречаемое как "о нет, старость") протезирование, либо имплантация (до сих пор периодически воспринимается как шарлатанство и развод на деньги).

P.S.: Про мотивацию в экстренной хирургии мне очень понравилось. :)

Reply

stsvv September 7 2010, 17:58:33 UTC
Как Вы поступаете с такими пациентами? Вы идете на компромисс, настаиваете на своем решении или ищите альтернативу?

Reply


olga_dimchenko September 7 2010, 07:06:52 UTC
Я вынуждена постоянно общаться с докторами. И вот, что могу сказать из своего опыта. Больше доверяешь доброжелательным докторам. В отделении, где лечится мой сын, мы постоянно контактируем с 3мя врачами. Лечащий строг, но очень корректен и вежлив, отвечает на все вопросы, шутит много. Все делает во время. С зав. отделением уже личные теплые отношения, и тоже все очень корректно. С другими докторами отношения исключительно рабочие, но так как они все очень заботливы, вежливы и корректны, то от общения только позитив. Вот такими врачи и должны быть.

Reply

stsvv September 7 2010, 17:59:21 UTC
Спасибо за комментарий.
Позвольте вопрос:
А какими врачи не должны быть?

Reply

olga_dimchenko September 8 2010, 05:54:56 UTC
Врачи не должны хамить, грубить, игнорировать вопросы. Если это гос. клиника, то не должно быть вымогательства денег. Если пациенты адекватные и имеют возможности, то обязательно сами отблагодарят.
Но мне кажется, что многое еще зависит от личного контакта. От восприятия врача пациентом, и пациента врачом. Просто вижу, что тех врачей, которых я уважаю, ценю и люблю, другие ругают и не могут найти с ними общего языка. Все же универсальных рецептов нет. Мне кажется, что каждый врач вынужден быть психологом.

Reply

stsvv September 8 2010, 06:04:34 UTC
Абсолютно с Вами согласен. Спасибо за комментарий.

Reply


minsou September 8 2010, 11:01:51 UTC
Я считаю, что врачам необходимо учиться общаться с клиентами. Я больше доверяю тому врачу, который к своей работе относится серьезно и общается со мной, объясняет все манипуляции, которые собирается делать. Ведь психология зачастую проста, пациент приходит в стрессе (как правило), ведь что то болит, беспокоит, причин не знает, не знает какое будет лечение, а еще больше пациент боится предстоящих врачебных манипуляций, а вдруг будет больно и или еще что. Начинается сопротивление, волнение, что мешает не только пациенту, но и врачу нормально работать. И я думаю не сложно потратить 5-10 минут на то, что бы поговорить успокоить, объяснить ( ... )

Reply

stsvv September 9 2010, 10:16:44 UTC
Спасибо Вам за теплый отзыв. В идеале, Вы должны знать о своей проблеме и методах ее решения столько, сколько знаю я. Только так, я думаю, можно рассчитывать на доверие и взаимопонимание - а это, на мой взгляд, основа успешного лечения.
Ведь кто такой врач? Вроде как тот, кто лечит болезни. А ведь, по сути, врач не лечит. Он помогает человеку справиться с его заболеванием самостоятельно. Поэтому мы, доктора, должны быть обязаны пациентам за то, что они помогают нам в работе.
Еще раз спасибо.
Надеюсь, мы еще увидимся.

Reply


Дарья medvedizm September 15 2010, 05:16:03 UTC
Что-то кажется мне, что ограничиться только "обучением" и "личными факторами" не совсем корректно. Я вожу детей в "мэрскую" поликлинику, как госслужащая. И там ВСЕ специалисты приветливы, выдержаны, и информируют практически обо всем, (включая телефонные консультации на тему "чем заменить выписанный препарат?" и "у нас проблема, мне детей к вам везти, или вы приедете?") и никто не говорит - поди вон, дура. Хотя вопросы я зачастую задаю воистину идиотские, как псих попустит, тут до меня и доходит... Так почему они все такие милые - их учили, или все эти 500 без изъятия человек выведены по спецпрограмме в спецпитомнике мэра Москвы?

Reply

Re: Дарья stsvv September 16 2010, 10:38:51 UTC
А сами Вы как думаете?

Reply


Leave a comment

Up