Фотографическая трава. Появление, расцвет, увядание.

Jul 13, 2023 03:00

В начале двадцатого века использование рисованного фона было практически обязательным. С точки зрения тогдашнего обывателя, разукрашенная тряпка делала любой снимок интереснее.

Фотографы разделяли эту точку зрения, и живописные фоны использовались повсеместно. Но был один интересный нюанс. Нередко фоны использовались именно с целью изменить существующую реальность. Например при съёмках, сделанных на улице, в качестве фона использовался интерьер комнаты.



Человека, стоящего на голой земле, пытались представить снятым в помещении, на фоне мебели, колонн. Иногда в кадр даже добавляли реальные предметы - столик, занавеску, или заборчик.



Логично было бы предположить, что фотограф просто снимал на том фоне, что был под рукой. Но чем тогда объяснить маниакальное стремление дореволюционных светописцев выдавать студийные снимки за уличные? Эта манера имела широчайшее распространение, и практически каждый владелец фотостудии делал снимки "под пленер".

Пейзаж, изображённый на заднике, пытался убедить зрителя, что кадр сделан на улице. Иллюзию разрушал только студийный пол.



Эта проблема была успешно решена. Засыпав пол свежескошенной травкой, светописец придал "уличным фотографиям" полное соответствие с реальностью. Позади деревья, под ногами травка, всё гармонично.



Особенно щедро сено использовалось при съёмке детей.


Но тут возникла проблема - к концу съёмочного дня павильон напоминал лошадиное стойло. Прислуга возмущалась, и требовала доплаты за уборку. Тогда фотографы изобрели многоразовую траву, приклеенную к подвижной основе.



Никого не смущало, что "лужайка" получалась с проплешинами. Главное, что такую траву легко можно было разбросать, и так же легко убрать. Некоторые студии предпочитали клеить травку маленькими клочками, в виде стада дохлых ёжиков.



Нельзя не упомянуть такие разновидности фотографической травы, как "Вертикальный газон", и "Утоптанный войлок".



Некоторые особо прошаренные фотографы маскировали пучками сена переход между стеной и полом, получая уникальную травяную циклораму.



Ну а вершиной растительной эволюции стала имитация болота. Здесь использовалась трава, камыш, и даже имитация водной поверхности.



К сожалению, изобрести что-то более прогрессивное было уже невозможно, и дальнейшей историей фотографической травы стало неуклонное падение в пропасть. С приходом НЭПа бутафорская растительность превратилась в недостижимую роскошь. Теперь её стали рисовать на негативе.



Ну а во времена СССР искусство фотографической травы было окончательно забыто. Пейзажи в студиях, интерьеры на пленере - никто не заморачивался созданием иллюзий. И если вам показалось, что на правом крайнем кадре вы видите фототравку, спешу вас огорчить, это прошлогодний бурьян, оказавшийся там совершенно случайно.



Прочие артефакты данной тематики чрезвычайно сложно атрибутировать с необходимой точностью, вот например романтичный снимок трёх подруг с лютней, портфелем и цыгаркой. Явно снято в студии, но остаётся вопрос, наличие на полу травы - это задуманный эффект, или просто отсутствие уборки?



Последний значимый артефакт травяных времён я недавно купил в интернете. Судя по погонам военного, это пятидесятые, и травка здесь любовно нарисована вручную по негативу.



Вскоре негативы стали крошечными, и для травки не осталось места.

Фотографическая бутафория

Previous post Next post
Up