Для современного человека фотография является обыденностью, а вот люди, заставшие её изобретение, восприняли светопись как волшебство, процесс фотографирования был для них сказкой. И непременным элементом магического антуража выступал рисованный фон.
Разнообразие декораций было невероятно. Клиентам предлагались поля и реки, моря и водопады, а также заграничные виды.
Городское население любило пасторальные картины среднерусской природы.
А свирепые горцы позировали на фоне заснеженных вершин Кавказа.
Для служивых имелся специальный армейский фон с пушками, пулемётами, и батальными сценами.
Когда у фотографа не было денег на ремонт и обстановку, богатый интерьер с портьерами и лепниной можно было заказать художнику.
Изображения фортепиано и роялей придавали фонам артистическую утончённость.
Рисованные лестницы уходили вдаль, создавая иллюзию глубины и перспективы.
Забавно, что в то время рисованные предметы не вызывали сомнений в своём правдоподобии! Никому не казалось странным потрогать нарисованную штору, или сыграть на рисованном пианино. Артиллерист совершенно серьёзно готовился выстрелить из нарисованной пушки.
Но нежные попки институток досиживали на рисованных поленьях свои последние дни. Очень скоро второй подъезд калабуховского дома на Пречистенке забили досками.
Фотостудия была объявлена буржуазным пережитком, и в бывшие павильоны вселились жилтоварищи. Рисованные задники оказались на улице, и началась новая эра волшебства на советский лад - теперь фон с роскошным интерьером висел за спиной человека, который стоял на затоптанной и заплёванной земле.
Что интересно, даже десятилетия спустя наивность населения никуда не делась, и советские люди всё так же старательно трогали предметы, изображённые на тряпке.
Вскоре фотографы начали подозревать, что руки, повисшие в пустоте, выглядят немного несуразно, и был изобретён новый вид рисованного фона, в котором та часть, за которую нужно было держаться, была трёхмерной.
Примечательно, что в своём развитии рисованный фон прошёл все стадии развития студийной бутафории. Первыми на тряпках появились
лодочки.
Затем в студии можно было подержать под уздцы "настоящего" коня.
Ну а потом
железный конь пришёл на смену крестьянской лошадке.
В послевоенном СССР от художников уже не требовалось большого мастерства, и в ход шли весьма примитивные картинки. Впрочем, иногда советские фотографы всё же проявляли чуточку креатива, и чтобы скрыть переход фона в пол, тащили в студию настоящие камни, землю, и траву.
Искусство фальшивой реальности не стояло на месте, и однажды на живописных фонах появились изображения реально существующих мест. Туристическая достопримечательность, нарисованная на холсте, избавляла курортников от утомительных поездок, и позволяла получить памятный снимок во время прогулки по городу.
Большой популярностью пользовался кисловодский водопад "Медовый". И прошу обратить внимание: на трёх снимках - три разных рисунка! То есть фон с водопадом был не у одного фотографа, а у нескольких.
Кисловодских профессионалов можно понять, настоящий водопад в зависимости от сезона выглядит по-разному, летом он может вообще пересохнуть, а вот студийный - всегда полноводен, и с грохотом низвергается с высоты.
Вторым бриллиантом Кавказских Минеральных Вод была "Стеклянная струя". Увы, здесь я вынужден констатировать, что на всех трёх снимках струю изображает одна и та же тряпка.
Впрочем если поискать, можно найти ещё несколько "Хрустальных струй", и "Медовых водопадов" разной степени паршивости.
Для удовлетворения военно-морского патриотизма был создан фон с изображением севастопольского "Памятника затопленным кораблям". И опять же, на трёх кадрах - три разных фона. Несомненно, этот сюжет был чрезвычайно популярен.
Самое интересное заключается в том, что никто не может точно сказать, на каком удалении от оригиналов делались эти снимки. Вполне может быть, что люди фотографировались на фоне "кисловодского водопада", находясь где-нибудь в Ростове.
Ну, и чтобы закончить тему использования реально существующих красот, упомянем фотографа из города, ныне называемого Каракол. Этот уникум не придумал ничего лучше, как заказать фон с изображением памятника с могилы Николая Михайловича Пржевальского.
Народу идея понравилась, все фотографировались с большим удовольствием. Вообще, солдаты очень любили всю эту патриотическую муть, и спрос рождал предложение. К примеру, в приграничных городах фотостудии имели фон "Граница на замке!", и каждый обитатель местного гарнизона с гордостью позировал у рисованного столба.
Понятно, что любая интересная идея, едва появившись на снимках одного фотографа, немедленно копировалась остальными, и похожие фоны обнаруживаются по всей широчайшей географии страны советов. Мне кажется, здесь оригинал слева, а справа - усовершенствованная копия, лошадка гораздо хуже прорисована, но зато превращена в тантамареску.
Здесь я наверное прекращу попытки объять необъятное, и перейду к завершению. Расписные задники никогда не сдавались. Потрёпанные, изношенные, с дырками и зашитые, они трудились без устали, продолжая создавать иллюзию сказочной реальности.
Их век закончился только тогда, когда люди перестали верить в волшебство. Прагматичные жители семидесятых-восьмидесятых не воспринимали рисунок как часть реальности, и научились отличать изображённые предметы от настоящих. С этого момента задники фотостудий стали пусты и безжизненны.
Впереди была эра кондовых советских интерьеров с нарисованными каминами и мёртвыми берёзками. Но об этом как-нибудь в другой раз. Желающие могут скачать полноразмеры некоторых кадров по этой
ссылке. Не ждите слишком многого, там всего лишь три Стеклянных струи и один Медовый водопад, но зато в отличном качестве.
P.S. В заключение забавный факт, оказывается в коллекции Сергея Максимишина есть такой же отпечаток водопада, как и у меня. Разве что у него раскрашенный, а у меня оригинальный, чёрно-белый.
Видео с Масимишиным можно посмотреть тут:
https://youtu.be/V-TO9syoy8M?list=PLMALEXxk_eDkK3xGHfOrkjFFf3i1d_yPg&t=2876