Мои начальники. Глава пятая. В УИНе. Часть вторая. Петров и Филиппов.

Feb 17, 2012 01:30


Полковник О.Г. Петров

Об Олеге Георгиевиче Петрове я уже немного рассказал в первой части. Именно ему я обязан тем, что я совместил в одной должности то, о чем даже никогда и не мечтал: носить офицерские погоны и заниматься делом по душе - литературным творчеством.

Олег Георгиевич был редактором газеты с ее основания - с 1979 года до 1994-го. Еще два года «Резонанс» существовал в виде приложения (вкладыша) к газете УВД «Набат». Итого общий его редакторский стаж - 16 лет. Два последних года Петров являлся уже заместителем начальника УИН по кадрам, но газету свою не оставлял. Поэтому к передаче газеты под мою опеку он относился очень ревностно. Но время было уже другое, и газета, по моему убеждению, должна была стать совсем иной - с человеческим лицом. Надо отдать должное, Олег Георгиевич никогда не вмешивался в творческий процесс. Он иногда ставил конкретные задачи, а то, как мы будем выполнять поставленную задачу, какими творческими средствами - здесь была полная свобода коллектива редакции. Он часто обращал наше внимание к своему опыту работы, часами мог рассказывать о том, как он делал газету. Порою его планерки превращались в целые лекции по издательскому делу или по тонкостям работы пенитенциарных журналистов. Причем, слушали эти откровения не только мы, сотрудники газеты, но и вся кадрово-воспитательная служба. Иногда меня перед планеркой у Петрова просили:

- Александр Мефодьевич, ты только не поднимай вопрос по редакции, у нас работы по горло!

Как я уже сказал, Олег Георгиевич в работу мою не вмешивался, но каждый вышедший номер он проверял досконально, выписывал все ошибки, опечатки, погрешности верстки. Все это заносил в большую таблицу и однажды нам все это предъявлял. Но это было раз в год, не чаще. Такие встречи были, конечно, полезны. Однажды он разнес какой-то номер в пух и прах, но я стал возражать, довольно горячо спорил и, в конце концов, когда страсти улеглись, Олег Георгиевич улыбнулся: «Молодец, что отстаиваешь свою точку зрения!»

Планёрки его были, вообще, интересны, я любил на них бывать, заслушивался его монологами. Красноречивее заместителя начальника я еще не видел, во всем чувствовалась его журналистская въедливая натура, цепкий взгляд, меткие характеристики фактов и явлений были бесподобны. Например, после посещения производственного объекта в одной из колоний он сказал: «Будто бомба туда упала». А однажды он изрек просто шедевр, сказанный по поводу наведения порядка в кадрах: «Щит и меч надо брать. Щитом от Москвы прикрываться, а мечом головы тут сносить налево-направо!»

Сейчас Олег Георгиевич редактирует литературный альманах «Слово Забайкалье» и буквально сегодня я узнал, что он избран председателем забайкальской писательской организации.

Генерал-майор П.А. Филиппов

Начальником управления, когда я перешел в редакцию, был Петр Андреевич Филиппов. Уже в самом имени чувствуется что-то основательное. Ведь «Петр» переводится как «камень». Это был спокойный скромный начальник. Он все делал тихо и деликатно: и смеялся, и сердился. В компетентности ему не было равных, он знал абсолютно любую мелочь в любой службе в любой колонии. Поэтому если его и боялись, то это была боязнь оказаться несведущим в каком-либо вопросе. Редакция его не интересовала в принципе, тем более у него был заместитель, полковник Петров, который знал о работе редакции все.

Вот что я писал о генерале Филиппове в материале, посвященном его 60-летнему юбилею 8 февраля 2006 года.

«Старт служебной карьеры в правоохранительных органах состоялся у юбиляра весной 1971 года в символичный день - 12 апреля, когда наша страна отмечает День космонавтики. За тридцать пять лет, а со службой в рядах советской армии более тридцати шести, был проделан огромный путь от солдатских погон к генеральским звездам.

В органы внутренних дел он пришел по собственному убеждению, считая борьбу с преступностью делом достойным для настоящего мужчины. «Работал во имя правопорядка, - говорит генерал Филиппов. - И это не просто слова, а кредо моей жизни.» На долю Петра Филиппова выпало нелегкое время в истории российской пенитенциарной системы. Сейчас ему вспоминается 1988 год, когда только-только становившаяся на ноги третья колония сидела несколько суток без хлеба, воды, тепла, электроэнергии, когда пищу для осуждённых приходилось варить на кострах. Или начало 90-х годов, когда в 38-градусный мороз читинский следственный изолятор замерзал двое суток. Отсутствие порою продовольствия, медикаментов, да мало ли сложных моментов было за эти долгие и неспокойные годы? «Выстояли», - с достоинством произносит генерал.

А сколько было на его веку различных нововведений, кардинальных преобразований системы исполнения наказаний - всех не перечесть. Практически с нуля формировались подразделения охраны, управление по конвоированию, военно-врачебная комиссия… И почти всегда без должного финансирования, другой какой-то помощи. И все это скорей-скорей, к определенному сроку. Порою на «раскачку» столичными руководителями не давалось ни дня лишнего. Справились! Благодаря упорству, воле, энергии сотрудников и, в первую очередь, его заместителей, решались непростые вопросы организации жизнедеятельности исправительных учреждений. Спрос, который генерал Филиппов учинял со своих подчиненных, всегда совмещался с взвешенностью, справедливостью и пониманием вклада каждого офицера в общее дело.

Генерал-майор Петр Филиппов вошел в историю областной уголовно-исполнительной системы как начальник, находящийся на этом ответственном посту самый длительный период - 18 лет. Петр Андреевич поражал удивительной способностью знать в вопросах службы и в обширном хозяйстве подчиненных подразделений любую мелочь. Добросовестный многолетний труд на благо государства и родного Забайкалья отмечен множественными наградами, среди которых  знак МВД России «За верность долгу», именное оружие, почетное звание «Заслуженный работник правоохранительных органов Читинской области».»

Хочется еще в конце добавить что-нибудь забавное. Для разрядки. Петр Андреевич, вообще, очень мало смеялся. Даже свою присказку «Ай, да лю-ли!» говорил (по самым разным поводам) серьезно.

Я редко бывал у начальника в кабинете. Но мне вспоминается такой случай: как-то раз, уже в конце рабочего дня, зайдя к нему по какому-то делу, я увидел на столе у генерала маленькую синего цвета пластмассовую мухобойку в виде пятерни. Мне стало сначала весело, когда я представил, как начальник  бьет мух, а потом подумал: если в управлении полный порядок, то, наверно, совсем не зазорно ради спортивного интереса в свободную минуту и пришлепнуть пару настырных мух.
(Продолжение следует)



П.А. Филиппов и губернатор Р.Ф. Гениатулин на строительной площадке 3-го корпуса СИЗО-1 в г. Чите.
Фото Т. Бурдуковской (Соболевой)



Редкий снимок, где Петр Андреевич улыбается. Фото автора на праздновании дня колонии № 1. г. Нерчинск.

Читать все мои воспоминания из цикла "Мои начальники" здесь:
О начальнике УФСИН В.И. Никитееве
О полковнике УФСИН В.И. Сорокине
О полковнике УФСИН А.А. Маякове
О начальнике УФСИН генерале Ю.А. Амаеве
О начальнике УФСИН генерале П.А. Филиппове
О заместителе начальника УФСИН полковнике О.Г. Петрове

воспоминания, тюрьма

Previous post Next post
Up