Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Часть четвёртая. Часть пятая. Часть шестая. Часть седьмая. Часть восьмая. Поскольку времени у меня сегодня маловато, во второй половине дня иду на работу, то дам 9-й и 10-й месяцы жизни ушастого подряд, один за другим.
Ваш ребенок почти взрослый. Вы спокойно разговариваете с ним; малыш сообщает вам жестами о своих желаниях и может хорошо дать понять, если ему что-то не нравится. Он обязательно все хочет делать сам и много что у него уже выходит. Часто его желание самостоятельности и настойчивость, с которой он старается что-то осуществить, вызывает невольное раздражение родителей. И в этих ситуациях они нередко становятся похожими на детей.
В 9 месяцев ребенок знает свое имя, оборачивается лицом к человеку, который его позвал, независимо от того, близкий это человек или чужой. Он понимает эмоциональную окраску обращаемой к нему речи; увидев маму, радостно протягивает к ней ручки, а при появлении чужого человека - настораживается. Не испытывайте удивление, если ребенок отрицательно отреагировал на кого-то постороннего. Это нормальное ощущение дистанции. Обратите внимание: ребенок спокойно и приветливо реагирует на незнакомое лицо, находясь рядом с мамой или отцом, но вместе с тем, как только останется с глазу на глаз с чужим для него человеком, он проявит по меньшей мере чувство недоверия или растерянности. При этом протест может оказываться не только движением, а и плачем или даже воплем.
В поисках своего варианта решения проблемы малыш может много раз стараться делать одно и то самое. Не пожалейте времени и наберитесь терпения. Если вы, предусматривая действия ребенка, будете выполнять все за него сами, он постепенно к этому привыкнет. Но в этом случае не ждите от него самостоятельности, когда он подрастет и многое должен будет делать сам.
В этом возрасте ребенок старается передвигаться по квартире не только ползком, а и в вертикальном положении. Придерживаясь за поручни или с поддержкой взрослого, самостоятельно садится, встает на ноги и опускается, ходит по кровати или манежу. Малыш может манипулировать вместе с тем двумя или несколькими игрушками, держа их в обеих руках. В большинстве случаев детям не нравятся однообразные игры, когда повторяются простые действия. Но они запоминают предыдущие игры и в этом возрасте могут стать их инициаторами.
Усвоение содержания слов, которые произносятся, происходит через язык взрослого, общие ваши действия, самостоятельные действия ребенка. Именно это - наконец формирует полноценность языкового общения.
Если вы разучите с ребенком простые танцевальные движения, то, услышав музыку, он с удовлетворением их будет выполнять.
![](http://bigsauron.ru/valid491_h54e12f9aa484d7d8ee435e8102530943.jpg)