Часть первая. Часть вторая. Часть третья. Наш условный ушастик растёт со сверхсветовой скоростью: за два дня публикаций он вырос до 4-месячного возраста. И если в возрасте 17-18 лет месяц ничего не значит (сможете ли вы отличить ушастого, которому 17 лет и 11 месяцев от 18-летнего малыша?), то на первом году жизни - это целая геологическая эпоха...
Ваш ребенок постепенно становится все более активным: он уверенно оборачивается на любой звук, независимо от того, какой он: громкий или едва слышный, а в положении на животе довольно долго удерживает головку, уверенно опираясь на ручки. Теперь у малыша больше возможностей для осмотра, поэтому помогите ему получить как можно больше информации. В конце четвертого месяца, лежа на животе, малыш поднимает ножки, и переворачивается со спины на живот, а во время купания активно плескается, распространяя свое увлечение на тех, кто помогает ему плавать. Поэтому, если ваши условия позволяют, перенесите процедуру купания в большую ванну. Там у малыша будет больше возможности для активного движения.
Между третьим и четвертым месяцами у ребенка возникает так называемый «комплекс оживления». Это представляет собой не что другое, как активную «беседу» ребенка с помощью жестов и звуков, которые на данное время он может выговорить. Малыш может спокойно и внимательно рассматривать игрушки, которые висят у него над кроватью, но к ним он очень быстро привыкает. А вот как только кто-нибудь попробует с ним поговорить, это вызывает шквал положительных эмоций и активных действий: он «жестикулирует» ручками и ножками, будто стараясь подпрыгнуть; произносит разные звуки, будто отвечая на обращение к нему, и всем своим видом показывает, что он не просто рад, - он счастлив, когда с ним разговаривают, даже если не совсем понимает, о чем речь идет. Эти реакции оживления и радостного состояния свидетельствуют о хорошем самочувствии и положительном эмоциональном состоянии ребенка.
На четвертом месяце исчезает повышенный тонус мышц рук, а пальчики уже не настолько стиснуты в кулачок, как раньше, и ребенок все более активно ими манипулирует. Малыш захватывает и недолго держит в руках игрушку, целеустремленно наблюдая за своими действиями. Как и раньше, все, что он берет у ручки, обязательно «пробует на вкус». Малышу нравится активно перебирать ножками, напоминая своими движениями езду на велосипеде. В конце четвертого месяца, лежа на спине, ребенок старается встать, особенно, если подать ему руку и попробовать помочь в этом, и возникает вопрос: можно ли сажать ребенка? Не спешите: мышцы спины еще очень слабы, чтобы удерживать позвоночник в вертикальном положении, но, занимаясь зарядкой, такие попытки можно делать, ненадолго немного подняв малыша, а потом снова возвратить в исходное положение. Обратите внимание на удовлетворение, которое ребенок получает от этого!
Любое впечатление, например знакомство с новой игрушкой или живым существом, вызывает у малыша бурю положительных эмоций. Ребенок громко смеется во время игры, обнаруживая свою радость от общения. Вместе с тем он тонко реагирует на грубые и даже суровые интонации, отвечая обиженным плачем. Малыш уже не боится открытого пространства улицы, поэтому прогулки можно осуществлять не только во время сна, но не забывайте, что от новых впечатлений ребенок может устать. А вот музыку любят слушать много деток. Понаблюдайте, как ваш малыш реагирует на разнообразные мелодии. Понятно, лучше, если это будут негромкие детские песенки или музыкальные игрушки.
Обратите внимание на то, что ваш ребенок с большим удовлетворением «агукает» и «поет», а его «речь» становится более разнообразной. Часто родители спрашивают: что делать, если ребенок не хочет оставаться сам. Естественно, вы едва ли сможете все время быть рядом с ним. Оставляя малыша во время бодрствования самого, не старайтесь при этом обязательно проявить свой родительский характер; просто предоставьте ему возможность занять его свободное время чем-то другим, например, перенесите его в другую комнату (лучше, если - рядом с вами) или предложите новую игрушку.
А вот соску для этих целей лучше не использовать: она будет тормозить познавательные процессы малыша. Рассматривайте ее как чрезвычайную меру, когда ребенок не может успокоиться или заснуть, и постарайтесь постепенно о ней забыть.