Для того, чтобы понять, в чём именно прав Жуков, необходимо уместить в сознании простую вещь - нынешняя система социальной политики, включая образование, была придумана для решения проблем 50-100-летней давности. Она создавалась для условий, которых уже нет.
Немного картинок.
Историческая справка о росте населения.
Снижение младенческой смертности.
Ожидаемая продолжительность жизни населения (с 19-го века).
Мораль: чувствительные поэты могли сколько угодно писать про рабский труд детей на фабриках (который действительно был, и в действительно ужасных условиях), но реальное реформирование социальной сферы произошло тогда, когда произошёл взрывной рост населения на рубеже 19-20 веков. Произошёл он, разумеется, благодаря успехам медицины во второй половине 19-го века - распространились обезболивание, обеззараживание и прививки. Плюс технологический прогресс в сельском хозяйстве и других сферах. Короче говоря, вдруг образовалось огромное количество неприкаянного молодого населения, которое уже не умирает с голоду, но куда его деть, непонятно. Его нужно было срочно изъять с рынка труда, для чего и потребовались всё более жёсткие ограничения (вплоть до полного запрета) на детский труд. А чтобы оболтусы не занимались криминалом - их надо было куда-то засунуть, то есть в школы.
Интересно, что мировые войны этот процесс не сильно замедлили. Во всяком случае, после войны №2 наступил второй виток этого процесса, осложнённый новым долговременным последствием - старением населения. Количество пенсионеров, которых нужно кормить, существенно выросло (см. картинку 3). Все меры "благоденствия" 60-х были Тришкиным кафтаном (кто не помнит, Тришка отрезал подол кафтана, чтобы залатать локти).
Сейчас мы расхлёбываем долгосрочные последствия решений, принимавшихся в других условиях. Той реальности уже нет. Те, кто призывает решить все проблемы путём повышения рождаемости до средневекового уровня, очевидно, не понимают, что пенсионеры-то от этого никуда не денутся. Реально человеку, имеющему пятерых детей, придётся прямо или косвенно кормить не только пятерых детей, но также жену (которая не сможет работать), родителей и родителей их родителей: у многих трудоспособных людей сейчас живы бабки и деды. А дети ещё когда вырастут и сами начнут работать! Хорошо если в 18-21 год. Т.е. одному поколению придётся кормить чуть ли не 4 поколения. В патриархальных обществах к многодетности вообще-то прилагается низкая продолжительность жизни и раннее начало трудовой деятельности (иногда с 5-6 лет).
Злосчастные мигранты тоже проблемы не решат, потому что
снижение рождаемости - общемировой тренд. Кроме некоторых стран Африки, в большинстве стран мира меньше 3-4 детей на одну мать. Таблица особо рекомендуется тем, кто верит в особую плодовитость мусульман. В Саудовской Аравии коэффициент рождаемости в среднем 2,12 ребёнка, в Тунисе - 1,99, в Катаре - 1,91, в Иране - 1,83 (ниже, чем в Швеции и Норвегии!). В Иране, Карл! Там, где приняты все возможные меры по #бабасидидома.
Проблемы только будут усугубляться, если мы не перестанем мыслить категориями позапрошлого века. В которых человек привязан к территории, ходит на работу ногами и получает деньги в кассе. Этой реальности уже нет. Вернее, теперь это не единственный вид реальности. Уже сейчас 12-летний ребёнок может создавать софт, игры или дизайны в Китае и продавать их в Канаду. И надо юридически разобраться, что с этим делать, кому он должен платить налоги и т.д. Но для этого придётся пересмотреть всю систему представлений. Не хоцца, ясное дело. Но рано или поздно придётся.
Придётся, потому что 3Д-принтер может существенно изменить структуру промышленности, даже если на нём будут печатать только подмётки от туфель, а распределённая энергетика - нарушить монополию нефтегазовых компаний. Казалось бы, при чём тут школа? Предлагаю подумать, при чём.