киномания: теология Голливуда. 1. Протагонист

Jul 22, 2014 08:50

Общеизвестно, что голливудские киносюжеты складываются из штампов. Над этими штампами сто раз смеялись, в том числе в самом Голливуде. Но откуда они берутся? Много лет подряд мне приходилось читать лекции по английской литературе XVII в. В которой, естественно, огромную роль играло пуританство. И вдруг меня осенило, что за так наываемыми голливудскими штампами стоит целое мировоззрение, и это мировоззрение - теология пуританства. Правильно, кто заселял Северную Америку? Пуритане. А что читали дети пуритан? "Путь паломника" Джона Беньяна. Который хоть и был британцем, но написал модель, в свёрнутом виде содержащую в себе все голливудские сюжеты. Году этак в 1675-м. Но дело даже не в "Пути паломника", а в мировоззрении, которое за всем этим стоит.
Disclaimer: речь везде идёт именно о феномене коммерческого голливудского кино, а не об американском кинематографе вообще, который бывает и независимым.

1. Протагонист. Протагонист определяется как "тот-у-кого-всё-будет-хорошо". Бывает в двух основных разновидностях: а) Просто Хороший Парень; б) Избранный. Задача Просто Хорошего Парня - спасти себя; Избранный обычно бывает ни больше не меньше как Спасителем Мира.
Просто Хороший Парень на удивление одинаков во всех жанрах, только в комедиях он таращит глаза, падает со стула и изрекает непристойные глупости. Он обычно примерный семьянин и глубоко любит детей, даже если не очень понимает, как эту любовь проявлять (например, дарит девочкам стрелялки или забывает забрать дитя из школы). Если у него нет жены и детей, то по крайней мере есть белокурая невеста. Как правило, его личная жизнь содержаит отдельные недостатки, которые будут исправлены в финале (налаживание личной жизни Протагониста вообще составляет обязательный параллельный сюжет в случае с Просто Хорошим Парнем и желательный - в случае с Избранным).
Кроме того, Просто Хороший Парень принадлежит к среднему классу и любит животных (но только правильных животных - о животных в голливудском кино я ещё напишу). Чаще всего у него тёмная цивильная стрижка и гладко выбритое лицо даже после скитаний по джунглям. Длинные волосы допускаются только в жанре исторического кино, но зато уж там их приделывают всем независимо от страны и эпохи (избежали этого, кажется, только римляне, но про иконическую римскую стрижку уже довольно писано Роланом Бартом).
Избранный (обычно Спаситель Мира), в отличие от Просто Хорошего Парня, может себе позволить шершавость. В архаическую эру Голливуда ему полагалось быть загорелым, белозубым и затянутым в экзотическое трико. Но эти времена уже прошли и сто раз высмеяны. В настоящее время для Спасителя Мира желательно быть небритым, раздражительным и/или с душевной травмой в прошлом. (Интересно, что из старых Спасителей Мира до наших дней дожили только те, кто прячется под маской - Зорро, Бэтмен, Человек-Паук, но и их образы переосмысляются).
Другой разновидностью Избранного является Мститель, но я не буду подробно писать про эту фигуру, так как она встречается в основном в боевиках, а я с этим жанром знакома слабо (заранее готова к гендерным подколкам, но я не могу выдержать два часа мельтешения, в котором не разобрать, кто кого). По-видимому, Мститель отличается от Спасителя Мира масштабом деятельности и тем, что имеет дело с социальным злом, а не с абсолютным.
Спасителю Мира тоже желательно наладить личную жизнь, а иногда процедура спасения и мира и налаживания личной жизни даже совпадают ("Пятый элемент").
Интересно, что ряд знаменитых фильмов знаменит именно попыткой разорвать шаблон, но тем не менее эти исключения только подтверждают правила. В "Терминаторе-2" Протагониста можно убить потому, что он робот. Он няша, и его жалко, но всё-таки миропорядок его гибелью не нарушается. В "Гладиаторе" герой Рассела Кроу (тип - Мститель, естественно) погибает, но к нему бегут по озарённым светом Елисейским полям жена и дети - воссоединение с семьёй просто переносится в загробный мир.
Самая существенная черта Протагониста, кем бы он ни был - он не меняется. Он всегда тождественен сам себе, хотя может чего-то недопонимать (например, Избранный может не верить в свою избранность). По крайней мере в рамках одного законченного фильма - для демонстрации "сложности и неоднозначности" (буэээ!) героя обычно снимают сиквелы и приквелы, где злодей оказывается травмированным в детстве, а Хороший Парень может перейти на сторону тёмных сил. Если же в пределах одного фильма с героем происходят резкие изменения, то лишь в случае, если в него вселилась какая-то бяка и поработила его разум. Ну, или оборотень покусал.
Интересно, что Протагонист не меняется даже там, где сам сюжет предполагает его моральную эволюцию ("Тед", в русском прокате - "Третий лишний"). Нам обещают историю взросления, но герой ничуть не взрослеет и не перевоспитывается по ходу сюжета. Скорее он перевоспитывает свою невесту, заставляя её примириться с его инфантилизмом и плюшевым мишкой. И подвиг-то его, когда он рванул спасать любимого мишку, чисто детский. Ещё неизвестно, проявил бы он такую решительность, если бы похитили невесту.
Однако моральная эволюция и её необходимость для сюжетной динамики известны голливудскому кино. Просто они обычно отдаются другому персонажу, который ещё до меня удачно назвали Хорошим Плохим Парнем. Это тип раскаявшегося. Однако раскаяние зачастую ему не помогает - Хороший Плохой Парень наиболее вероятный кандидат на то, чтобы эффектно умереть и добавить драматизма в сюжет. Тип Хорошего Плохого Парня как раз и спародирован в образе Теда - даже дущещипательная смерть присутствует, но, поскольку это комедия, мишку воскрешают.

Таким образом, мир жанрового голливудского кино характеризуется отсутствием свободы воли. В полном соответствии с теологией кальвинизма, согласно которой спасение или не-спасение предопределено и не зависит от личного морального выбора. Только изначально речь шла о спасении души, а Голливуд переводит стрелки в область физического спасения.
В этом ракурсе любопытно рассмотреть феномен "Пиратов Карибского моря", которые без преувеличения являются сенсацией. Сенсационны в них, конечно, не спецэффекты и не Джонни Депп с косичками, а то, что в них отсутствует фигура Протагониста. В первой части немалая опасность стать Просто Хорошим Парнем угрожала Вильяму (Орландо Блум). Однако он счастливо её избежал. А потом оказалось, что он вообще не главный герой. И что интереснее всего, в мире "Пиратов" двигателем сюжета является скорее выбор, чем Предназначение. Про "Пиратов" неоднократно писали, что они скроены не по традиционным голливудским шаблоном, но в чём именно это нешаблонность - не разъяснялось.
Disclaimer 2: я не рассматриваю экранизации европейских литературных произведений, применительно к коим эта схема может не работать. Подозреваю, что они и используются режиссёрами как повод отдохнуть от схемы.

кино, философия, религия

Previous post Next post
Up