Предполагаю что Правительство, точнее его «дочерняя фирма», а именно НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), тогда, когда вносили в текст послания Президента свои предложения по реформированию медицины, руководствовались двумя ощущениями - «война все спишет» (можно оперативно протолкнуть «неочевидные» предложения) и «головокружение от успехов» (заслуги в здравоохранении последних лет, обусловленные повышением его финансирования).
Иным сложно объяснить, почему они с настойчивостью, достойной много лучшего применения, пытаются прожать как порочную, так и конъюнктурную логику реализации страховых принципов в финансировании здравоохранения. Для которой, по нашему мнению, нет ни экономических, ни, что не менее важно - политических, условий. Я говорю о фразе: «Что касается системы здравоохранения, то в течение следующего года здесь необходимо завершить переход к страховым принципам, отладить все механизмы, чтобы не было сбоев. У нас давно об этом говорится, мы давно этим занимаемся, но по-настоящему страховая медицина так и не заработала. Важно, чтобы работа здравоохранения по страховым принципам была понятна и гражданам, и самим медицинским работникам. Мы должны сформировать централизованную систему государственного контроля за качеством работы медицинских организаций с соответствующими полномочиями и рычагами. Прошу Правительство обеспечить внедрение необходимых изменений в законодательство» (Послание Президента Федеральному Собранию, 4 декабря 2014 года,
http://www.kremlin.ru/news/47173 ).
И если мы не ошибаемся, то сегодняшние стенания врачей и больниц о тотальном и жестоком контроле страховщиков и их «драконовских» санкциях «за каждый чих» в ближайшее время могут показаться медикам временем «потерянного рая». Потому, что реализация т.н. «рисковой составляющей/модели медицинского страхования» полностью (а не в малой части, как сейчас) поставит надзор за качеством медицины в зависимость от коммерческой выживаемости страховщиков. Точнее - от объема доходов их учредителей. В результате того, что кто-то предложил Президенту сделать движущей силой медицинской реформы интерес к переливанию средств бюджета в кошелек владельцев страховых компаний, пусть даже ограниченного их числа.
Два года назад мы достаточно подробно анализировали пагубность предложений НИУ ВШЭ (в реальности - крупнейших медицинских страховщиков), тогда, когда цены на нефть и ситуация с наполняемостью бюджета была куда как благоприятнее. И, в принципе, нет оснований что либо менять в уже изложенном, см.
Готовится новая реформа финансирования здравоохранения? Кому выгодно. Более того, по-моему, мы делали рассылку с критикой этих предложений.
Были (по материалам нашего анализа) и публикации в СМИ:
Дни бесплатной медицины сочтены? (газета «ВЕДОМОСТИ Урал»,
Только для здоровых и богатых Экспертное мнение президента Ассоциации региональных медицинских страховщиков «Территория» Максима ... , НЭП 08, 15.08.12. И более чем уместно напомнить слова, с которых начиналась одна из этих статей два года назад: «Глава Минфина Антон Силуанов гадает на нефтяной гуще: если в следующем году цены на «черное золото» упадут ниже $92 за баррель - то нужно будет что-то делать, чтобы спасти экономику. По мнению Силуанова, в бюджетной системе есть «большие резервы» в виде врачей и учителей. «Если посмотреть по числу занятых в бюджетном секторе, у нас самое большое число занятых на 1000 человек: в России 107,9 на 1000 занятых, в то время как в развитых странах этот показатель составляет от 30 до 90 человек. В странах с формирующимися рынками этот показатель снижается до 30-60 человек», -
цитирует министра «Коммерсантъ»…В результате при падении цен на нефть правительство может реализовать предложение Силуанова и начать сокращать медицинский персонал. Но скорее всего развитие ситуации пойдет по другому сценарию - на первый взгляд, менее травматичному, но в перспективе более коррупциогенному».
По-моему острота сегодняшнего момента требует более свежих, более ответственных, более эффективных и, не побоимся такой формулировки - «социально ориентированных» предложений. В противном случае социально-экономические авантюры могут сделать митинги по поводу качества здравоохранения и положения врачей, в отличии от нынешних - вполне обоснованными.