Невышедшая статья о работе главы районной управы

Aug 22, 2012 18:47


Несколько дней назад я поделился с вами статьей о моем «дежурстве» с инспекторами ДПС, по сути запрещенной к публикации руководством зеленоградского ГИБДД, а сегодня предлагаю почитать еще один материал с трудной судьбой. Идея сделать репортаж типа «один день из жизни главы управы» родилась в середине апреля в ходе разговора нашего главного редактора как раз с главой управы одного из зеленоградских районов и, что интересно, исходила в большей степени со стороны чиновника. Тем не менее, провести целый день с главой управы мне в нарушение достигнутых ранее договоренностей не дали. Удалось побывать только на оперативном совещании по вопросам ЖКХ, да в другой день на приеме жителей. В итоге материал о работе районных чиновников был сделан на основе впечатлений от двух этих мероприятий. И хотя статья, по признанию главы управы, ему понравилась, свое согласие на ее публикацию (а материал изобилуют прямой речью чиновника, так что такое согласование требовалось), он не дал. Так что статья публикуется впервые, имя чиновника заменено случайным сокращением И.П., а возглавляемый им район получил в материале название N. :) Мне кажется, статья может быть интересна тем, кого занимают вопросы работы исполнительной власти и механизмы решения чиновниками проблем жителей на районном уровне.



Нет на всё управы

Журналист Инфопортала Зеленограда побывал на приеме граждан и на оперативке по ЖКХ в управе одного из зеленоградских районов и узнал, чего жители требуют от главы управы и за что он ругает своих подчиненных.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ОПЕРАТИВКА

СОВЕЩАНИЕ КАК УРОК

Пятница, без десяти девять утра. На крылечке помещения управы района N толпится кучка народа. Некоторые что-то оживленно обсуждают между собой, другие держатся обособленно. Кто-то пришел в деловом костюме и галстуке, на ком-то обычные джинсы и жилетка с нагрудными карманами. Место сбора окутано клубами сигаретного дыма. Курильщики будто соревнуются между собой в меткости кидания «бычков» с крыльца в урну, установленную у подножия. Попадают не все, что не мешает промахнувшимся тут же возвращаться к разговору или безмолвному созерцанию окружающей действительности. Если бы не средний возраст за сорок лет, собравшихся вполне можно было бы принять за старшеклассников, ожидающих прихода учителя под дверью учебного класса.
«Учитель» появляется ровно в девять в лице главы управы района N И.П. Вместе со своим замом он выходит из служебного автомобиля прямо на автобусной остановке и бодрым шагом направляется к крыльцу:
- А вы что в актовый зал не заходите? Дверь закрыта? Сейчас откроем.
Через минуту в двери щелкает замок. Курящие «старшеклассники» поспешно делают по последней затяжке и, отправив свои окурки в сторону урны, заходят в «класс». На самом деле все собравшиеся здесь - представители коммунальных служб, от которых зависит состояние территории района и его жилого фонда - от директора ДЕЗа до специалиста «Мослифта». Тем не менее, аналогии со школьниками вовсе не беспочвенны: еженедельная оперативка в управе по вопросам ЖКХ для них словно урок, на котором строгий учитель проверяет выполнение домашнего задания.



- Ну что, начнем с письменных обращений жителей, - И.П. занимает место за «учительским столом», остальные хаотично рассаживаются по залу, раскрывая ежедневники. Первая «парта» свободна. Глава управы начинает перечислять проблемы: замена входной двери в одном из корпусов, перенос контейнерной площадки, установка доводчиков, протечка козырька подъезда... Каждый пункт этого списка - вопрос, который адресуется в «класс», на него следует какой-то ответ. Обычно в духе: «вчера сделали» или «там идет работа, осталось покрасить - и будет готово».
Очень скоро становится понятно, что из десятка присутствующих «учеников» самое большое «домашнее задание» было у нескольких человек: представителей ДЕЗа, дирекции заказчика ЖКХ и благоустройства (бывшее ГУ ИС) и эксплуатирующей организации. За решения некоторых задач их хвалят: «Хотел отметить, что на соседней улице отличное ограждение поставили, все продумано», - говорит И.П.; за другие - ругают. Первым «двойку» зарабатывает директор ДЕЗа.

ЭТО НАМ НЕ ЗАДАВАЛИ

- Дмитрий Алексеич, что там со съездом для колясок на [censored] улице?
- Нет информации.
- Что значит, нет информации? Вы не знаете об этой проблеме?
- Знаю, но у меня нет информации от подрядной организации.
- Что значит, нет информации от подрядной организации? Чей это подрядчик: мой или ваш? По срокам для выполнения этой работы осталось два дня. Чтобы к этому времени у меня на столе было ваше письмо о том, что все сделано, - строгий «учитель» дает нерадивому «ученику» шанс на проведение работы над ошибками.
Вопросы сыплются один за одним. Письменные обращения постепенно сменяются поручениями со встречи жителей с главой управы, те в свою очередь - поручениями жителей со встречи с префектом. Для постороннего человека подразделение жалоб по группам условно - все это просто задачки из разных учебников, которые надо решить для получения хорошей оценки.
- Так, разрушения асфальтового покрытия - почему они не устраняются?
- С сегодняшнего дня начнем по графику, - отвечает женщина из дирекции ЖКХ. - У подрядчика нет асфальтовых материалов - на всех базах все закончились.
- Я вчера проезжал по 8-му району, там вовсю ремонтируют местные проезды, - парирует И.П. - У них, значит, есть асфальт? Теребите подрядчика, выставляйте ему штрафные санкции! Мы еще в прошлый раз это обсуждали.
- Но этого не было в протоколе, - «ученица» явно пытается сыграть в игру «это мы не проходили, это нам не задавали».
- Протокол я могу вообще не писать. Я его веду для себя, чтобы знать, что с вас потом спрашивать. Вы сами себе задачи не записываете? Зачем тогда вообще на оперативки ходить? Вы нормативы по устранению разрушений дорожного покрытия знаете?
- Да, два дня. У нас есть график, мы сегодня начнем. Вы сами подписывали...
- Я подписывал перечень разрушений, а не график. Если вы ведете работы по какому-то своему графику, напишите мне официальное письмо: «так и так, берем ответственность на себя, нормативы нас не интересуют».

ОДУШЕВЛЕННЫЙ ЛИНОЛЕУМ

Следующим под раздачу попадает представитель «Мослифта», до этого скучавший на последней «парте». Суть проблемы в том, что в одном из корпусов [censored] микрорайона регулярно ломается лифт из-за низкой температуры в машинном отделении.
- Что вы жителям мозги парите со своей температурой? - строго спрашивает И.П. - Вы им зачем это написали? Они вам про то, что лифт не работает, а вы им про свою температуру. Их это волновать не должно! А они вас теперь жалеют: как же так, у бедного «Мослифта» холодно!
- Но у нас минус пять в машинном отделении, техника не рассчитана на... - начинает оправдываться «двоечник».
- Это ваша проблема, а не жителей! - перебивает его «учитель». - Вы здесь каждую неделю сидите и ни разу не поставили вопрос об этом! Если вы так относитесь к своим обязанностям, мы OTIS позовем!
К середине «урока» дело доходит до обсуждения «большого домашнего задания» - для коммунальщиков это месячник благоустройства.
- Я смотрю, Марина Васильевна, вы уже выучили мой маршрут - вчера шел домой с работы и радовался, как здорово все сделано, - обращается И.П. к сотруднице дирекции ЖКХ. - Надо будет сегодня подальше пройти - посмотреть, как там.
- Там тоже все сделано, И.П., - с улыбкой уверяет она «учителя».
Тем не менее, и с «большим домашним заданием» все оказывается не так ладно - обязательства по опережению сроков его выполнения не сдержаны.
- Как у вас обстоят дела, Дмитрий Алексеич?
- Нормально. Линолеум приехал.
- Вы говорите об этом так, словно это одушевленное лицо. Линолеум приехал. Я рад за вас. Вы сегодня должны были план на май закрыть, а у вас только линолеум приехал. Слушайте, давайте устроим соцсоревнование. Возьмем какие-нибудь два подъезда: вы будете ремонтировать свой, а я свой. И посмотрим, у кого лучше получится. Найму себе работников, вас бригадиром возьму...
- Тогда точно все провалим, - прерывает полет «учительской» фантазии обиженный на него директор ДЕЗа.
- Значит так, поскольку план не выполнен, будем встречаться с вами в выходные, - И.П. назначает «отстающим ученикам» «дополнительные занятия».

СЧИТАЕМ СТОЛБИКОМ

«Урок» длится уже почти два часа, но каждый раз, кода мне начинает казаться, что вот-вот прозвенит «звонок», «учитель» вспоминает все о новых заданиях. Директору ДЕЗа достается за пандус для инвалидов в одном из жилых подъездов.
- Вы что там такое наделали? Это же стыдно людям показать. Приделали дверь к перилам - выглядит безобразно! - поясняет «учитель» «классу». - Приходила жительница - жаловалась.
- Это другая жительница приходила - не та, которая пандус просила, - защищается исполнитель. - Той, что просила, все нравится, а эта просто ходит мозг всем выносит. А так нормальная конструкция получилась - какая разница, дверь там или обычная железяка?
- Уберите это безобразие, я вам говорю!
- Уже убрали. Теперь будут сидеть вообще без пандуса.
- Что значит, вообще без пандуса? Сделайте там нормальный.
- Если на то пошло, там по нормативам вообще ничего быть не должно - для этого нужно дорожку расширять. Мы сделаем, а нас жилищная инспекция оштрафует.
- Штраф оплатите, ничего страшного! А пандус нужно сделать. Это поручение жителей и распоряжение главы управы.
- Ага, мы вон по вашему распоряжению мотоцикл, который в подъезде хранился, вынесли, а его владелец заявление в полицию написал. Наших работников на допрос вызвали.
- А вы на него в суд подайте за то, что он свой мотоцикл в подъезде хранит.
- А мы и подали. Но до решения суда мы же не могли его имущество трогать...
Спор заходит в тупик. У «факультативной задачки» явно нет единственно верного решения. Суд по поводу места хранения мотоцикла может тянуться месяцами. Все это время чиновников будут заваливать жалобами другие жильцы подъезда, но удовлетворить их справедливые претензии можно, только нарушив закон. Здравый смысл и юридические тонкости в этой ситуации явно входят в противоречие друг с другом.
К концу урока становится понятно, что обучение в этой «школе» идет по совершенно особым «образовательным стандартам». Для решения системы квадратных уравнений, ученикам здесь порой не разрешают использовать дискриминант, предлагая посчитать все столбиком. Не хочется, чтобы это звучало, как оправдание для чиновников, но невозможность решения некоторых проблем действительно не всегда связана с нерадивостью «учеников». Может, кому-то из жителей даже удастся учесть это при составлении для них следующей «задачки».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ПРИЕМ ЖИТЕЛЕЙ

НАКОПИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Понедельник, две недели спустя. За время, прошедшее с посещенной мной оперативки по ЖКХ, управа района N переехать в соседний микрорайон. В новом помещении ощущается запах свежего ремонта и новой мебели. Вдыхая эти ароматы, две пенсионерки дожидаются в холле приема И.П., который начнется в три часа дня.
- На прием записываются заранее На сегодня шесть человек записались, - вводит меня в курс дела помощница главы управы. - Прием будет проходить не в кабинете И.П., а вот здесь, - передо мной распахивают дверь небольшой комнаты с табличкой «служебное помещение» у входа. Обстановка сугубо деловая: стол в форме буквы «Т», стулья, компьютер, телевизор на тумбочке, диван у стены. Комната выглядит необжитой - на полках стеллажа ни одной бумажки. За уют в этом помещении отвечает одинокий цветочный горшок на столе.
- Если вы не против, у нас на приеме сегодня будет присутствовать корреспондент Инфопортала Зеленограда, - предупреждает И.П. первую посетительницу.
- Да я-то не против. Если вам самим не будет стыдно, - с некоторым вызовом отвечает женщина пенсионного возраста.
Похоже, диспозиция этого мероприятия противоположна оперативке по ЖКХ - здесь глава управы вряд ли окажется в роли учителя, спрашивать за неувыченные уроки на приеме жителей, по идее, должны с него.
Тем не менее самого чиновника этот вызов, кажется, совершенно не смущает - свое место за «партой» он занимает с видом ученика, хорошо сделавшего домашнее задание и готового получить задачки посложнее. Такая линия поведения оказывается вполне оправданной - претензии жительницы адресованы не лично к И.П. Глава управы в ее глазах - лишь конкретный представитель всей системы исполнительной власти, на которую у женщины явно имеется зуб. Соседи по коммунальной квартире уже несколько лет без ее согласия сдают свои комнаты посторонним людям - в общей сложности, в них проживают семь человек. Женщина утверждает, что все они не имеют там регистрации, а хозяева помещений уже больше года не платят за квартиру.
- Я писала в ДЕЗ, участковому, в налоговую - одни отписки, - на столе появляется папка бумаг - история переписки жительницы с чиновниками. - Участковый говорит, что провел проверку, и установил, что все эти люди являются гражданами России, а значит могут проживать где угодно. ДЕЗ спустил мое обращение тому же участковому. Мне же там вообще сказали, что мое дело отправили в накопительное производство. Они еще просто не знают, что меня невозможно отправить в накопительное производство, - горячится пенсионерка.
- Ирина Юрьевна, давайте так... - пытается вклиниться в монолог собеседницы глава управа. Безуспешно.
- Я была на приеме у Кирюхина (зампрефекта по ЖКХ - прим. Инфопортала), он мне четко сказал: мухи не имеют права завести без вашего согласия! - продолжает жительница.
- Нам префект как раз поручил составить перечень квартир, которые сдаются в аренду, и выяснить, на законных ли основаниях, - не сдается И.П.
- Ой, не пройдет и пяти лет, как вы его составите. Доживу ли я?
В конце концов диалог все-таки удается перевести в менее эмоциональное русло.
- Я чего пришла-то - мне нужен документ, с которым я могу пойти в суд. А то у меня до сих пор даже паспортных данных моих сожителей нет, - пенсионерка демонстрирует завидную подкованность в юридических вопросах.
- Вам нужно будет подать иск на понуждение соседей к оплате жилищно-коммунальных услуг и об определении пользования квартирой, чтобы в дальнейшем туда не могли других арендаторов, - советует жительнице присутствующая на приеме юрист управы.
В итоге расстаются на том, что пенсионерка получит справку об оплате за квартиру, а чиновники сделают выписку из домовой книги, после чего через неделю они снова встретятся в этом же кабинете для подготовки искового заявления в суд.
- Ухожу по-хорошему, - резюмирует пенсионерка. - Вам мою историю переписки с милицией и налоговой оставить? Не надо? Ну и ладно.

ПЛИТА И СЛЕЗЫ

- Необычная история, - делюсь я впечатлением с И.П., пока его помощница приглашает в кабинет следующего посетителя.
- Таких историй - миллион, - отвечает глава управы, давая понять, что после стольких лет работы на госслужбе его уже мало что может удивить.
В подтверждение его слов - следующая история: пенсионерка пришла просить о замене старой электрической плиты, которая не только плохо работает, но и, по ее словам, может в любой момент взорваться.
- Я прошу заменить плиту с ноября 2010 года, мы были в списках на 11-й год, но до сих пор ничего нет...
- Раиса Павловна, не выделяют нам целевого финансирования на замену электроплит, понимаете? Иногда разрешают какие-то средства на это потратить, но совсем незначительные. А заявок много - каждый день по две-три новых приходит.
- Нельзя мне без новой плиты, моя совсем опасная стала, - голос пенсионерки дрожит. - Я б не просила ее у вас, мне вроде новую квартиру обещали в 20-м районе, даже ордер выдали, там уже новая плита была бы. А потом ордер забрали...
- Как так забрали?
- Сама не понимаю.
- А вы к Кирюхину на прием ходили?
- Да что там Кирюхин - я с Медведевым переписываюсь, - жительница смахивает с глаз навернувшиеся слезы.
- Раиса Павловна, не могу я вам с плитой сейчас ничем помочь, - объясняет И.П. - В очереди вы есть, но когда мы сможем новые плиты закупить, я не знаю. А вы не хотите материальную помощь от управы получить? Может быть, нам этим путем пойти? У вас родственники есть.
- Дочь - мать-одиночка.
- Она работает?
- Двадцать тысяч. И мои десять.
- Ну, может быть, все-таки матпомощь? Наверное, тысяч пять комиссия сможет вам выделить.
- Пять тысяч? Не сможем мы найти столько денег, чтоб на плиту хватило, - пенсионерка срывается в тихие рыдания.
- Вам водички принести? - участливо предлагает девушка-юрист.
- Раиса Павловна, ну не надо плакать. Ну, что вы отчаиваетесь, как-нибудь наладится все - увещевает пожилую женщину глава управы. - Давайте сейчас пройдем в наш социальный отдел, напишите там заявление на материальную помощь, вам выделят деньги...

ЛАВОЧКИ И СМЕХ

- Часто у вас на приеме плачут? - интересуюсь я у И.П., пользуясь очередной паузой между посетителями.
- Всякое бывает.
Спектр эмоций жителей на приеме у главы управы действительно широкий. С появлением очередной посетительницы комната наполняется звонким голосом и задорным смехом.
- С новосельем! Извините, что без записи, но вот решила забежать, - бойкая пенсионерка приветствует главу управы как старого знакомого. - Ну, как тут ваши дела?
- Без вас были плохо, Антонина Павловна! - на этих словах глава управы и его посетительница дружно взрываются хохотом.
- Я чего пришла-то. У нас машины у подъезда на газонах паркуются...
- Поставить ограждение?
- Да, я тут и обращение уже написала.
- Отлично, давайте.
А еще нам бы лавочку у подъезда поменять, а то старая совсем в негодность пришла.
- Вот с этим проблем нет! Лавочек у нас много. Только смотрите - поставлю вам лавочку, чтоб потом другие соседи не жаловались, что шумно стало. А то у нас с этими лавочками так: одни просят - я ставлю, другие тут же жалуются - приходится убирать. Вот и бегаем с этими лавочками туда-сюда.
- У меня тут обращение с подписями нескольких жильцов, - на столе появляется еще одна бумажка. - А еще по цоколю плитка отвалилась...
- Покрасить? Покрасим. Тоже написали об этом? Отлично.
- И еще, если можно, - я так и написала в письме «по возможности» - покрасьте перила и подоконники в подъезде.
- Посмотрим, что можно сделать. Хотя вы знаете, Антонина Павловна, мы сейчас все неотремонтированные подъезды «осмечиваем» - возможно, в следующем году будем их делать.
- А, ну тогда, конечно, сейчас не надо красить.
Следующий прием проходит по похожей схеме. Жительница одного из отремонтированных подъездов, первая среди всех посетительниц непенсионного возраста, решает свой главный вопрос очень быстро. Оказывается, после того, как в подъезде сняли плитку со стены, отделяющей ее квартиру от лестничной площадки, в жилище стало слышно все, что происходит в подъезде.
- Знаю эту проблему. Не переживайте, в ближайшие дни сделаем, - успокаивает ее И.П. - Поверьте, никто и предположить не мог, что там стена из ДСП окажется. Но иногда случаются такие сюрпризы в старых домах.
Воодушевившись быстрым решением главной проблемы, женщина начинает перечислять другие: в окошках электрощитков после ремонта отсутствуют стеклышки, двери в подъезде установили так, что неудобно выходить с детской коляской, на площадке у дома не хватает лавочек и так далее. Вспоминает и про сухую ветку, несколько дней назад упавшую с дерева и разбившую лобовое стекло на ее машине:
- Кто за это несет ответственность? С кого требовать возмещения ущерба?
- Давайте так: за все, что происходит в районе, несу ответственность я. Это, конечно, вопрос эксплуатации территории. Вы сходите в дирекцию ЖКХ, поговорите с руководством - уверен, что найдете общий язык, чтобы не доводить дело до суда. А по сухим деревьям - присылайте заявки, будем обрезать ветки.

ВЕТЕРАНСКИЙ ВОПРОС

После этого на приеме у главы управы побывали еще два человека: дочка ветерана Великой Отечественной войны, квартиру которого залили соседи сверху, и пенсионерка, просившая помочь с проведением ремонта в квартире, в частности с заменой окон. С просьбой ветерана никаких проблем не возникло. Собственно, она и не стала для работников управы какой-то новостью. Заявка на побелку поступала еще в конце осени, когда весь годовой бюджет района на это направление был уже израсходован. Тогда же специалисты составили дефектную ведомость и смету работ. Теперь, чтобы бригада ремонтников в ближайшее время пришла в квартиру ветерана, требовалось только заявление на проведение работ.
Жительнице квартиры на первом этаже одного из [censored] корпусов, которая жаловалась на плохое состояние жилища, низкую температуру в помещении, старые окна и прохудившуюся ванну, повезло меньше. Так как она не является ветераном ВОВ, у главы управы просто нет оснований и полномочий отдать указания о проведении ремонта в ее квартире. Эта ситуация напомнила историю с «опасной» плитой. Аналогии стали совсем точными, когда, выслушав бабушку, И.П. предложил ей обратиться за материальной помощью на покупку ванны, а там «может, и с остальным потихонечку разберемся». Кроме того, вняв жалобам пенсионерки на низкую температуру в жилом помещении, глава управа велел помощнице внести в список поручений проверку межпанельных швов в ее доме.
Всего на приеме у И.П. в тот день побывало пять жителей района. Не сказать, чтобы каждый из них однозначно решил проблемы, с которыми пришел к И.П., но большинство из них действительно продвинулись в этом вопросе. Другое дело, что те, кто точно получил или получит в результате этой встречи то, зачем пришел сюда, пожалуй, мог бы решить свой вопрос и дистанционно, подав письменное обращение. Тем более, что в подкрепление своих устных просьб жителям все равно приходится писать какую-нибудь бумажку, чтобы поручение властям было оформлено должным образом. Преимущества приема перед письменным обращением заключается, наверное, только в оперативности получения ответа и уверенности в том, что с твоей проблемой ознакомился лично глава управы. При этом его возможностей далеко не всегда достаточно, чтобы разрешить зачастую сложные и запутанные ситуации жителей. Чиновники действуют в рамках строгих ограничений, малейшее отклонение от которых может рассматриваться как должностное преступление.
К примеру, всем нам было бы одинаково по-человечески жалко двух пенсионеров, квартиры которых залили соседи сверху, независимо от того, являются они ветеранами войны или нет. Однако для решения их проблемы ветеранский вопрос становится ключевым. И не в силах чиновника в этом вопросе что-то изменить. Ограниченность их инструментария наглядно показывает то, как часто тот же И.П. вынужден «заходить с другой стороны», предлагая «просителям» материальную помощь в качестве некой компенсации за невозможность решить их проблему. Напрашивается аналогия с тем, чем закончилась первая часть нашей статьи, посвященная оперативке по вопросам ЖКХ. У жителей есть задачки для чиновников и теоретическое решение (сделать ремонт, заменить плиту и т.д.), а чиновники должны решить эти задачки, но даже, если речь идет о квадратном уравнении, не имеют права взять для этого дискриминант. Считают столбиком. А это долго, муторно для всех участников процесса и не всегда приводит к верному результату.

МОСКВА, МАРАЗМ И ПОРЯДОК, ЗЕЛЕНОГРАД, РАБОТА, СТРАНА, СТАТЬИ, ОБЩЕСТВО

Previous post Next post
Up