Проворонили?.. На пути украинских труб в Россию возникли новые препятствия.

Feb 17, 2013 19:52

В экономическом развитии действует один непреложный закон: тот, кто не успевает развиваться вслед за потребностями рынка, остается в самом конце очереди. И второго шанса на ошибку экономика уже не дает. Если в силу каких-то внутренних проблем страна теряет конкурентные преимущества на международных рынках, освободившиеся ниши тут же захватывают другие. И пример Украины - наиболее яркое тому подтверждение!


Государственная программа активизации развития экономики на 2013-2014 годы, которую на днях приняло правительство Азарова, изобилует многими интересными деталями. Но все же, некоторые из них невозможно читать без улыбки. Грустной улыбки. Потому, что многие вещи и рецепты вывода страны из кризиса, которые там описаны, действительно могли бы помочь. Если бы их начали претворять в жизнь год-два назад.
В частности, в последнем разделе Программы приводятся желаемые итоги ее реализации:
•    увеличение объемов добычи металлических руд на 1,7% в 2013 году;
•    увеличение объемов производства чугуна на 3,5% в 2013 году;
•    рост объемов производства стали на 4% в 2013 году;
•    увеличение объемов производства проката черных металлов на 2,7% в 2013 году;
•    увеличение внешнеторгового оборота товаров и услуг со странами СНГ на 15% в 2013 году;
•    увеличение объема экспорта товаров и услуг в Российской Федерации на 15% в 2013 году.
В действительности весь перечень целей и задач, стоящих перед страной в 2013-2014 годах,  не ограничивается лишь этими пунктами. Но именно приведенные выше - наиболее взаимосвязаны. Даже несмотря на то, что относятся к разным секторам экономики.
В прошлом году в нашей стране выпуск общего проката снизился до 28,957 млн. тонн, стали - до 32,394 млн. тонн, чугуна - до 28,513 млн. тонн. По замыслу правительства в текущем году металлурги должны всего лишь компенсировать треть прошлогоднего снижения выпуска проката (-9%), примерно половину спада производства стали (-7%) и перекрыть спад в выплавке чугуна (-1%). На первый взгляд - задача вполне посильная, но прирост производства стали на 4% увеличит товарное предложение на 1,24 млн. т. В 2012 году поставки металла на внутренний рынок составили около 6,2 млн. т.  По прогнозу World Steel Association, потребление металла внутри Украины в 2013 году поднимется до 6,7 млн. т. Остальное, а это почти 80% годового производства, придется отправлять за границу. Куда? Если верить расчетам правительства - в Россию. Но ждут ли нас там?
В прошлом году Россия сама увеличила экспорт черных металлов на 10,4 %! Иностранным покупателям российские металлурги отправили до 39 млн. тонн стоимостью около $22,57 млрд. При этом экспорт черных металлов в дальнее зарубежье увеличился на 2,9% до 33,9 млн. т. А поставки ближайшим соседям из СНГ выросли в 2,1 раза (до 5,1 млн. т.). Более того, столкнувшись с падением мирового спроса на российскую сталь и прокат, несколько металлургических холдингов объявили о планах увеличить сбыт металла именно внутри страны.

И в Кремле решили прислушаться к мнению отечественных промышленников: Украине сократили квоты на беспошлинную поставку стальных труб на территорию России, Белоруссии и Казахстана. Если ранее полугодовая квота предусматривала поставку 264 тыс. т. труб, то теперь ее размер определен в объеме 171 тыс. т. Без уплаты таможенных пошлин украинские трубники могут продать  120 тыс. т. стальных труб в России, 35 тыс. т - в Белоруссии и 16 тыс. т. - в Казахстане.
Подобные новшества, прежде всего, способны огорчит трубопрокатчиков из корпорации Интерпайп. Только в прошлом году они запустили в работу новый сталелитейный завод Интерпайп Стиил, обошедшийся на $200 млн. дороже, чем предполагалось изначально. И тут - новость о существенном снижении потенциального спроса на трубы. Ведь для днепропетровского трубного холдинга российский рынок всегда был приоритетным, а потому компенсировать падение спроса альтернативными поставками будет непросто. Для Харцизского трубного завода решение правительства РФ тоже малоприятная новость. Еще в прошлом году ХТЗ успешно прошел испытания нового вида труб для магистральных трубопроводов Газпрома и надеялся расширить свое присутствие на российском рынке. Тем не менее, основная часть заказов на этот год у ХТЗ - из Средней Азии и Восточной Европы, поэтому потенциальные потери Харцизского завода могут быть не столь критичны.

Украина, экспорт, Россия, трубы, Интерпайп

Previous post Next post
Up