В последнее время затянувшиеся экономические войны Киева и Москвы лишают украинские предприятия доступа на традиционный российский рынок сбыта. Но бизнес не терпит пустоты и вот уже оставшиеся не у дел отечественные производители пытаются протоптать дорогу на рынка европейские. А в это время центральные власти всячески заманивают производителей труб из той же Европы в гости к нам. Это и есть пресловутая поддержка национального производителя центральной властью в Киеве?
После того, как на Челябинском трубопрокатном заводе был запущен новый цех по производству труб большого диаметра Высота 239, доступ украинских трубников, и без того ограниченный разными квотами и пошлинами, стал практически невозможен. Рынок среднеазиатских стран, в силу ограниченности финансовых возможностей покупателей, не мог вобрать в себя весь объем украинской трубной продукции. Как следствие - украинские трубопрокатчики в 2012 году потеряли около 10% годовых объемов производства. Только в последний месяц года падение составило около 40% от показателей декабря 2011-го. В этой ситуации один из крупнейших производителей труб Харцызский трубный завод, входящий в горно-металлургическую группу Метинвест, решился начать осваивать западный рынок. Не так давно тут начали выпуск труб размером 508х11,0 мм из стали L415MB с наружным антикоррозионным и внутренним эпоксидным покрытием. Первый заказ на 1 400 тонн труб диаметром 508 и 813 мм с разными толщинами стенок отправлен в Словакию для компании Eustream. Сертификат соответствия харцизских труб требованиям стандарта EN 10208-2, завод получил еще в 2008 году от польского органа по Сертификации ZETOM и мог поставлять трубы в Польшу и другие страны-члены Евросоюза. Но права на поставку для успеха недостаточно, требуется еще и желание европейских заказчиков этот самый сертифицированный товар из Украины покупать. Первый контракт со словаками говорит о том, что рынок стран Евросоюза еще остается достаточно перспективным для украинских предприятий. Хотя сам объем поставок (1,4 тыс. т.) слишком мал, для того чтобы полностью загрузить производственные мощности предприятия, рассчитанные на выпуск более 1,3 млн тонн труб в год, в том числе 665 тыс. тонн труб с покрытием.
А тем временем доблестный премьер-министр страдающей от кризиса и неразвитости внутреннего рынка страны благодарил представителей компании Ferrostaal за активное участие в проекте модернизации отечественной газотранспортной системы. Проект развития нашей ГТС - без всякого сомнения важный и нужный. Но почему ее реконструкцию Украина начала совместно с Deutsche Bank и Ferrostaal? Нет никаких сомнений в том, что компания Ferrostaal Piping Supply является мировым поставщиком труб и имеет богатый многолетний опыт с 1953 года. Но чем наши заводы, которые платят налоги в украинский бюджет, обеспечивают работой наших граждан, хуже немецкого концерна?
В ситуации с модернизацией ГТС как всегда проглядывается неистребимое стремление власти либо прогнуться не перед тем, кому действительно стоит проявить почет и уважение, либо желание ухватиться за любой проект, что сулит немалые деньги и для собственных, чиновничьих, нужд. Но этот путь развития страны - тупиковый. Если собственного производителя оставить без поддержки, а затем и привести сюда конкурентов, то вся страна так и будет впредь работать на иностранцев. С каждым годом теряя все больше на доходах бюджета, уровне безработицы, неразвитости процессов современного уровня производства товаров.