Как казаки с индусами состязались в красноречии

Feb 14, 2013 19:18

По всей видимости, мировой кризис так всех достал, что во многих странах как грибы после дождя начали появляться всевозможные планы и программы по спасению национальных экономик. Китайская программа инфраструктурных преобразований не только оживила промышленное производство в стране, не дав ему упасть в область отрицательных значений. Новации Поднебесной, которые пока лишь на бумаге, в первый же месяц взвинтили практически вдвое обвалившиеся мировые цены на железную руду. Решили не отставать от своих конкурентов на мировом рынке металлургии и в Индии. А затем - и в Украине. Вот только если цели у всех практически одинаковы, то методы их достижения кардинально отличаются.

Свою программу национального спасения китайцы поспешили подкрепить мощным финансовым фундаментом в $150 млрд. Для страны с наибольшими золотовалютными резервами это вполне по карману. У индусов нет такого богатства. Тем не менее, они также планируют утроить за тринадцать последующих лет потребление металлопродукции в стране. Индийское министерство металлургической промышленности разработало проект новой Национальной политики в области производства стали, рассчитанной до 2026 года. Прежняя отраслевая программа, в редакции от 2005 года, предусматривала рост выплавки стали до 120 млн. тонн уже к 2020 году.

Видимо, кризис заставил индийских стратегов «расширить горизонты познания». Профильное министерство решило, что в ближайшие 13 лет национальная экономика будет расти на 7-8% в год. Соответственно и потребление стальной продукции в стране увеличится с 70,9 млн. тонн в 2011/2012 финансовом году до 202-233 млн. тонн в 2025/2026-м. Производство самой стали, должно возрасти сразу в четыре раза, и достигнуть 275 млн. тонн, а совокупные мощности по ее производству составят 300 млн. тонн в год. В Дели допускают, что достичь таких показателей будет непросто и потому планируют продлить официальный запрет на экспорт железной руды, чтобы этими ресурсами смог воспользоваться национальный ГМК. Для окончательного решения вопроса сырьевого обеспечения индийских металлургов в программе предусмотрены действенные стимулы для разработки национальных месторождений коксующегося угля.
Более того, предполагая будущую нехватку сырья для приведенных темпов роста, индийские промышленники обратили свой взор на перспективные рынки за пределами своей страны. На днях индийская металлургическая компания Jindal Steel & Power проявила интерес к железорудным месторождениям в Украине и провела соответствующие переговоры о сотрудничестве с Министерством экологии и природных ресурсов Украины. Похоже, что уже вскоре уголь у нас будут добывать китайцы, а железную руду - индусы. В наше дни заглядывать так далеко вперед могут либо убежденные оптимисты, либо дилетанты, потому пока реализация такой многообещающей программы вызывает определенный скепсис. Но если расчеты окажутся верными, а иностранных инвесторов удастся завлечь в страну священных коров, вполне возможно, в Индии в ближайшие годы будет продолжаться рост производства стали.
В Украине решили не заглядывать так далеко и ограничились всего лишь двухлетним периодом. Видимо в Кабмине рассчитывают, что именно этого времени будет вполне достаточно, чтобы полностью разобраться с кризисом. А вот дальше логика заканчивается, и начинаются чудеса!
Согласованный Кабмином проект Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы представляет собой густо приправленный патетикой винегрет из правильного анализа и нелогичного прогноза.
Больше всего меня смущает отсутствие причинно-следственных связей в подобном документе. Если верить авторам Программы, то главных препятствий в развитии экономики страны всего несколько:
  • Непрозрачная система формирования тарифов на услуги монополий и инфраструктуру;
  • Цены и тарифы не покрывают экономически обоснованные расходы и инвестиции;
  • Высокая энергоемкость производства и потребления импортных энергоресурсов;
  • Ухудшение условий развития кооперации между отраслями в стране и сокращение использования дешевой рабочей силы и сырья, как основных конкурентных преимуществ;
  • Низкий уровень инновационной активности предпринимателей и отсутствие стимулов для привлечения инвестиций;
  • Низкая эффективность государственной поддержки экономики.
С проблемами разобрались, теперь о способах их решения. В этом разделе все предельно предсказуемо: чем правительство занималось последние два года, продолжится и в 2013-2014 годах. Налоги станут больше, платить заставят всех.
Непрозрачность системы тарифообразования устранят банальным их повышением до «экономически обоснованного уровня с включением инвестиционной составляющей». Контроль за уплатой налогов усилится за счет обязательного декларирования доходов (+1 млрд. грн.), повсеместного введения кассовых аппаратов и установки штрафов для работника, которому работодатель не желает платить всю зарплату «по белому». Ликвидация налоговых льгот (+6-8 млрд. грн.), автосборочного производства импортных автомобилей (+0,7 млрд. грн.) и повышение ввозных пошлин (+0,3 млрд. грн.) должны укрепить национального производителя даже в тех отраслях, где таковых уже не осталось. Во многих случаях не приведен даже примерный расчет, какой эффект для страны будет получен в результате подобных новаций.

Не лучшая ситуация и в выборе приоритетов для развития. В Программе отмечается роль отечественной металлургии для страны. Предприятия ГМК обеспечивают 40% валютных поступлений, в отрасли занято 323 тыс. работников (11,7% общего количества работающих в промышленности), а объем продукции составляет около 18,1% общего объема по промышленности. Тем не менее, приоритет в развитии отдается отечественному машиностроению, которое в структуре отечественно промышленного производства занимает 4-5 строчку. Для металлургов поставлена задача в 2013 году увеличить добычу руды на 1,7%, выплавку стали на 4%, производство чугуна на 3,5%, а металлопроката - на 2,7%. И при этом, снизить потребление энергоресурсов на 3%! Впрочем последний показатель можно было и не вносить. Завершение внедрения пылеугольных установок на всех четырех заводах Метинвеста за два последующие года с лихвой перекроет этот показатель в 3%. А остальным тогда, получается, об энергоэффективности можно не беспокоиться?
А вот в машиностроении по замыслу правительства должен произойти настоящий прорыв: индекс машиностроительной продукции должен увеличится на 9%; производство автомобилей - вдвое, поставки сельхозоборудования - на 20% для экспорта и на 32% на внутренний рынок.
Не совсем понятно, как металлургия, где степень износа основных фондов, в среднем составляет 70%, сможет без госпомощи увеличить производство сырья для тех же машиностроителей? Не меньший скепсис вызывают и планы по росту машиностроения. Программа констатирует, что в структуре конечного потребления домохозяйств доля импортной машиностроительной продукции составляет 99,2%. Соответственно, наша бытовая техника полностью проиграла борьбу за внутренний рынок. И отвоевать такие потери за год-два просто нереально. Какие бы правильные программы в правительстве не принимали…

машиностроение, ГМК, Индия, Украина, господдержка, Кабмин, Китай, Металлургия

Previous post Next post
Up