Становится очевидным, что многолетняя гегемония отечественной металлургии, как на внутреннем рынке, так и в области экспортных поставок, серьезно пошатнулась. Вторая волна кризиса основательно расшатали финансовую основу некогда наиболее успешной отрасли страны. Но вот кто сможет подхватить упавшее знамя передовика капиталистического производства в Украине? Список возможный кандидатов слишком короток, а их способности стать локомотивом дальнейших преобразований вызывает вполне обоснование сомнения.
«Нет худа, без добра». Старинная русская поговорка очень образно характеризует все то, что происходит отечественном горно-металлургическом комплексе. Результаты работы отрасли в прошлом году иначе, как плачевными не назовешь: объемы производства снизились на 7-12%. Кроме падения выпуска стали и проката, уменьшились также экспорт и выручка - на 7%. Доля экспорта металла общем объеме ВЭД упала с 33% до 28%. Доналоговый убыток металлургов вырос до 13,5 млрд. грн. ($1,6 млрд.). Отрицательная рентабельность составила 8%. Последний показатель даже новостью считать нельзя, ведь даже в более благополучные годы из последней пятилетки, отечественная металлургия работала убыточно. Исключением является лишь холдинг Метинвест, которому убытки от производства стали и проката удается избегать за счет полного обеспечения своих потребностей в руде и коксе за счет собственных ГОКов и шахт.
Поскольку разительных изменений в экономике страны пока не предвидится, результаты этого года для металлургов вполне могут оказаться такими же удручающими: спрос на сталь и прокат на ключевых рынках сбыта останется вялым, а конкуренция - слишком высокой. Внутренний спрос ограничен, внешний - сильно зависит от колебаний цен, спроса и поведения конкурентов. Да и спектр экспортных поставок в последнее время делает все больший крен в сторону сырьевой составляющей. Низкое качество продукции и высокая себестоимость проката отпугивают потенциальных покупателей. Им проще и дешевле закупать руду, чугун и полуфабрикаты, чтобы на своих производствах доводить все это до требуемых кондиций и стандартов. Исправить ситуацию способна радикальная и масштабная модернизация металлургического производства в стране. Но у отечественных сталеваров нет для этого ни денег, ни времени. А тем временем, доля добавленной стоимости в экспортных поставках неуклонно снижается. Страна теряет валютные поступления, ее граждане - работу…
Но если сталь и прокат уже не могут быть основой экономики страны, что может прийти им на замену? Зерно, фураж и масло? А почему нет? По итогам 2012 года доля продуктов питания в общем объеме экспорта выросла с 16% до 23,4%? Сейчас это практически единственный способ снизить дефицит текущего счета. Но экспорт продовольствия всегда увязан с сезонным календарем, поэтому и поступления выручки - неравномерны. Да и поставки сельхозпродукции в том «сыром» виде, в каком она сейчас отправляется за рубеж, нашей стране не совсем выгодны. Ведь в таком случае мы снова будем торговать сырьем, из которого на заграничных заводах будут далее производить готовые продукты. А вот за нашей страной ярлык «сырьевого придатка Европы» закрепится на долгие годы…
Другое дело - машиностроение. Сейчас доля отрасли в промышленном производстве составляет 11%, в ВВП - 5-7%, в экспорте - 10%. В поздний советский период ситуация была кардинально иной - базовой отраслью экономики было именно машиностроение, которое создавало 31% промпродукции, в то время на чёрную металлургию приходилось всего 11%. После стремительного обвала объемов выпуска продукции в 2008-2009 годах, темпы прироста в машиностроении даже опережали прирост выплавки стали (11,25 в металлургии и 12% в машиностроении за 2010 год, 7,6% и 8,9% соответственно - за 2011). Прошлый год одинаково неудачным был для обеих отраслей, но и темпы падения выпуска товаров тоже оказались сопоставимым: -5,2% и -6%.
Единственный фактор, который пока сдерживает развитие машиностроительного комплекса страны, - значительно меньшие инвестиции в модернизацию и обновление основных фондов. Если в 2008 году в развитие отечественного ГМК было вложено около 10 млрд. грн., то за два последующих года эти показатели опустились до 6,7 млрд. грн. и 5,1 млрд. грн. В машиностроении динамика несколько отличалась: инвестиции в развитие за 2008 год составили 6,2 млрд. грн. Последовавший кризис в 2009 году заставил сократить финансовые вливания в отрасль до 3,6 млрд. грн. Но уже на следующий год инвестиции выросли до 4,4 млрд. грн, и почти сровнялись с финансовым допингом металлургов. Многим уже примелькались традиционные утверждения власти о том, что интересы национального производителя у нее в приоритете. Если бы эти слова действительно воплотились в дела, то и эти показатели удалось бы превзойти, а выпуск конкурентной продукции по многим направлениям - увеличить. В стране еще остались предприятия, способные привлечь как иностранного, так и отечественного, покупателя и дать достойный ответ конкурентам. Один из них - Турбоатом. Один из крупнейших производителей энергетического оборудования в СНГ в 2011 году увеличила доход на 37% а чистую прибыль - почти в 2,3 раза Прошлый год Турбоатом закончил с доходом 1,4 млрд грн (+3,5%) и чистой прибылью 308,9 млн. грн (-28%). В 2011 году 67% продукции компании ушло на экспорт.
Другой известный завод машиностроительной отрасли, обновив оборудование, ощутимо улучшил показатели работы. В 2012 году Лугансктепловоз направил на ремонт и обновление оборудования и обеспечение качества продукции 30,5 млн. грн.: на заводе заработали новая электропечь, ленточнопильные станки марки СЛП-8535 и ванна травления. Вскоре поступит лазерный комплекс для раскроя листового металла, токарные станки с ЧПУ марки KIT400 (Южная Корея), ленточнопильный станок Ergonomic 290.250 ANC и пр. А в 2013 году инвестиций в обновление морально устаревшего и физически изношенного оборудования вырастут в четыре раза. В результате модернизации только в 2012 году прирост производства на заводе составил 73%.
Для того, чтобы обойти металлургическую отрасль по роли и месту в экономике страны, машиностроителям придется затратить немало усилий и денег. Но если это случится, в выигрыше окажутся обе отрасли. Ведь крупнейшим потребителем металла внутри страны являются как раз машиностроительный комплекс.