Бывали ли вы когда-нибудь в Партизане? Подавляющее большинство челябинцев даже не знают, где это. А между тем, это единственный из "неплановых" рабочих посёлков ЧТЗ, доживший до наших дней. Его история поэтапно отражает все вехи времени - зарождение, расцвет, деградация и полное забвение неблагодарными потомками. Посёлок ещё жив, а кто помнит про него, кроме настоящих и былых обитателей?
Начавшееся в 1929 году строительство Челябинского тракторного гиганта потребовало огромных трудовых ресурсов. Со всех российских губерний и волостей сюда вербовались и ехали на заработки рабочие, крестьяне, раскулаченные и прочие, и прочие. Первое время завербованных размещали в Красных казармах, начиная с декабря 1929 ускоренными темпами строился временный барачный городок ("второй участок"), но жилья всё равно катастрофически не хватало. В этих условиях вокруг будущей стройплощадки Челябтракторостроя и начинают возникать - по сути дела, стихийно, самостроем - многочисленные рабочие посёлки из землянок и хибар. Так появляются землянки между железнодорожными путями (в районе нынешнего КБСа), на 5-м участке (в квартале универсама "Бессарабский"), Будённовка (ныне пр. Комарова) и, наконец, рабочие посёлки на подболоченном юго-западном берегу Первого озера. Уже к 1938 году в неплановых посёлках вокруг ЧТЗ проживало 60 тысяч человек.
[Так выглядела территория Тракторозаводского района в 1929 году. Фото из фондов Музея ЧТЗ]
Озеро Первое тогда было значительно меньше в размерах - нынешние очертания оно обрело в результате многолетнего сброса промышленных сточных вод предприятиями Тракторозаводского и Ленинского районов. Но юго-западный берег был заболочен и тогда, но, конечно, меньше, чем сейчас.
[Карта Челябинского округа, 1928 год (фрагмент)]
По данным В.Поздеева, в этом районе и ранее было несколько заимок, но действительно массовое заселение началось именно в начале тридцатых. На плане города за 1939 год этот участок, поскольку он оказался несколько на отшибе, был вынесен в отдельный фрагмент.
[План города за 1939 год (фрагмент)]
Здесь мы видим несколько предприятий.
1. Коптильный завод со временем превратился в Челябинский рыбоперерабатывающий завод (ЧРПЗ). Не знаю, жив ли он ещё.
2. Кирпичный завод успешно работал в советские годы. Начиная с 2002 года его производственные площади занял торговый центр "Молния" на Моховой.
3. Обогатительная фабрика формовочных песков для ЧТЗ была образована в 1932 году и проработала до войны. В сентябре 1941 года на ее базе совместно с эвакуированным Ленинградским абразивным заводом "Ильич" был образован Челябинский завод шлифизделий - ныне это ОАО "Росси". В послевоенные годы завод постепенно расширялся, новые корпуса были построены в 1958 и 1965.
Кроме этого, на довоенной карте мы видим целых три посёлка - Ключевка, Малакуль и Озёрный - протянувшихся полукругом вдоль болота.
1. Ключевка. Название получил из-за обилия грунтовых вод и ключей. Судя по названиям улиц - Рыбокоптильная, Моечная - здесь селились в основном работники коптильного завода.
2. Малакуль. Назван по одноимённому озерку, которое до наших дней не сохранилось. Название это на североиранском наречии означает "озеро со стоячей, грязной водой" (по В.Поздееву) или "скотское озеро" (по В.Весновскому и А.Моисееву). Куда делось само озеро, не очень понятно - В.Поздеев говорит о том, что "озеро часто исчезает"; А.Моисеев же утверждает, что "озеро подсохло и было засыпано". Названия улиц тут ни о чём внятно не говорят - Лётная, Копейная, Майская.
3. Озёрный. Первоначально это было два посёлка - Красный партизан и Сталинка, которые постановлением Челябинского горсовета от 03.02.1936 были объединены под названием "Озёрный". Что касается этимологии названия "Красный партизан", то тут ничего определённого сказать не могу, а вот топоним Сталинка выглядит вполне логичным, если учесть, что ЧТЗ до 1941 года носил имя Сталина. Название "Озёрный", по мнению А.Моисеева, дано из-за множества мелких озёр и болот в этой местности, а также близости к Первому озеру. Названия улиц - Обогатительная, Кирпичная, Фабричная - тоже могут кое-что рассказать о том, работники каких предприятий здесь проживали.
Немецкая карта 1942 года. Тут нам будут интересны только обозначения, потому что в остальном эта карта повторяет предыдущую.
86 = Ziegelei [кирпичный завод]
67 = Erzanreicherungwerk [обогатительная фабрика]
80 = Kohlenvergesungswerk (Projekt 1940) [коптильный завод?, проект 1940]
61 = Braunkohlengruben, 14 km ausserhalb der stadt (jahrliche Produktion 1 Mill t) [шахта по добыче бурого угля, 14 км от города, ежегодная добыча 1 млн т]
60 = Markthalle [крытый рынок]
Теперь пару слов о том, что же такое, собственно, Партизан. Этот топоним неофициальный - ни на картах, ни в документах он никогда не фигурировал. Не знаю, как раньше, а сейчас местные жители обобщённо называют "Партизаном" всю застройку от Кулибина до Линейной. Хотя на самом деле, конечно же, Партизаном следует называть только Озёрный - Ключевка и Малакуль всегда считались отдельно. Мне не очень понятно, почему тут нет улиц с "тракторными" названиями - может быть, все они "ушли" на Плановый посёлок и на Партизан просто не хватило? Но как бы там ни было, работников ЧТЗ здесь жило очень много. Об этом говорят и местные жители, да и, вообще говоря, иначе и быть не могло, раз уж восточная проходная ЧТЗ находилась прямо через дорогу. О происхождении названия "Партизан" теперь можно только гадать, но вероятнее всего, оно несёт чисто аллегорический смысл - ведь абсолютно вся застройка во все времена здесь велась только "партизанским" способом, то есть самозахватом. Партизан, в свою очередь, делился на ещё более мелкие части. Вот тут я примерно обозначил на схеме, что удалось выяснить по рассказам. Это по состоянию на шестидесятые - начало семидесятых.
1. Нахаловка. До настоящего времени эта часть Партизана не сохранилась. Снесена в шестидесятые годы из-за сильного заболачивания. В настоящее время здесь сплошное болото, посреди тростника кое-где виднеются лишь остовы зданий и квадраты колодцев.
2. Партизан "за ручьём". Эта часть посёлка сохранилась лишь частично - всего несколько домов на улице Фабричной. Сносилась она в два этапа. Во-первых, в семидесятые годы, во время реконструкции ЧТЗ, здесь были возведены очистные сооружения. Эти огромные круглые отстойники и сейчас можно увидеть на гуглоснимках. Во-вторых, площадка, ныне занимаемая "Бетонстроем", ещё в 1994 году была занята жилой застройкой. К настоящему времени тоже снесена.
3. Партизан "за дорогой". Эта часть посёлка просуществовала также до конца шестидесятых. Дело в том, что первоначально территория ЧТЗ сразу за восточной проходной и заканчивалась. Когда едете по проспекту Ленина в сторону Чурилово, обратите внимание на то, как в районе железнодорожного переезда дорога "ныряет" вниз. Здесь было естественное понижение рельефа в сторону Первого озера, и поэтому во время строительства завода заводскую площадку пришлось изрядно подсыпать. Так вот, как раз здесь эта заводская "насыпь" заканчивалась. Вдоль насыпи уходил на юг заводской забор, а дальше в сторону ТЭЦ-2 шли жилые дома. Во время реконструкции конца шестидесятых-начала семидесятых годов все находившиеся здесь дома были снесены, а на их месте выросли новые заводские цеха. Шлакоотвал в те годы был насыпан узким "языком", по которому шла железнодорожная ветка. С восточной стороны от него тоже находились дома, жители которых также страдали от постоянного подтопления.
Малакуль с Ключевкой практически срослись между собой, но по словам местных жителей, чёткая граница между ними есть - её условно проводят по улице Майской.
Переездный я обозначил на схеме просто для полноты картины. Этот посёлок не имеет отношения к Партизану, он всегда считался отдельно. Возник тоже в начале тридцатых.
[Союзмаркштрест, 1984]
[Карта города, 1994]
[Уралмаркшейдерия, 2000]
Особое место в рельефе этой местности занимает шлакоотвал, которые местные называют "свалка" (на предыдущей схеме - справа). Это образование имеет искусственное происхождение, его появление относится тоже к тридцатым годам, временам строительства ЧТЗ - сюда грабари свозили грунт, вынутый из котлованов будущих цехов. Учитывая технику тех времён - лошадь и грабарка - представьте, сколько работы ими было проделано! Позже, когда завод начал работать и производить продукцию, сюда же начали вывозить шлак. Так образовалось огромное "плато", состоящее из миллионов тонн грунта и шлака. Из-за того, что вся эта масса с огромной силой продавливала грунт, вокруг шлакоотвала образовалось обширное болото. С течением времени "свалка" росла на север, в сторону озера, и продолжает расти до сих пор.
Характер застройки также со временем менялся. Если в тридцатые-сороковые здесь преобладали землянки и полуземлянки, то уже в пятидесятые и особенно шестидесятые в Партизане старались жить по-человечески. Строили хоть и простые от бедности, каркасно-засыпные, но дома, разбивали палисадники, держали птицу, кроликов, огороды. В начале шестидесятых, с началом массового строительства хрущовок, ЧТЗ, завод шлифизделий и другие предприятия начали потихоньку переселять своих работников в многоэтажное жильё. Само собой, квартиры в новых домах получали лучшие. А все остальные - пьющие, судимые и т.д. - оставались здесь. За счёт такого "естественного отбора" нынешнее население Партизана и теперь, мягко говоря, интеллигентностью не блещет. Партизан стремительно деградирует, сейчас это видно невооружённым глазом - во всём посёлке я насчитал всего один двухэтажный дом. Весь остальной жилфонд - это каркасно-засыпные дома старше сорока лет. Землянок, правда, тоже не осталось - по словам местных жителей, последние из них исчезли в шестидесятые.
Содержание:
Часть 1. Побочный продукт индустриализации Часть 2. Рабочий посёлок тракторозаводцев Часть 3. Депрессивная окраина Часть 4. Медвежий угол Часть 5. Медвежий угол, продолжение Часть 6. Экскурс в прошлое