Как выбирать легкий детский велосипед. Рейтинг 2021 года.

Apr 15, 2020 22:40

Upd: Обновленный рейтинг 2021 года - рекомендую читать его!

Раньше было просто - приходишь в магазин и берешь единственный доступный "Ветерок":



Коростелёв покупает Серёже велосипед Ветерок

Сейчас сложнее, поэтому будет много букв, для тех кому «ткни пальцем какой велосипед покупать» -  мотайте вниз - там таблица с результатами и рекомендации.

  • Небольшое пояснение - я рассматриваю ставшую стандартной схему взросления с велосипедом: сначала беговел (про выбор беговела я уже писал), потом детский велосипед на 16 дюймовых колесах, потом 20, 24 и т.д. 12-дюймовые модели не рассматриваю поскольку из них ребенок вырастает буквально за сезон, да и нормальные производители их не делают. 14-дюймовые модели тоже как-бы промежуточные. Потому в этой статье пойдет речь о выборе первого детского велосипеда на 16-дюймовых колесах.
Важные характеристики хорошего велосипеда

1. Шатуны

Самым неочевидным для понимания и при этом самым важным свойством правильного детского велосипеда являются шатуны.

Шатуны (это те палки к которым прикреплены педали) характеризуются двумя параметрами: длина и q-factor.



Длина шатунов должна составлять примерно 9.5% от роста ребенка. На первых порах обучения катанию, когда седло опущено максимально вниз, чтобы ребенок мог без труда уверенно опираться о землю, длинные шатуны приводят к неестественно-большой амплитуде движения ног, педаль в вернем положении получается очень высоко, ребенку это неудобно и обычно в таких случаях разводит колени в разные стороны - таким образом нарушается механика педалирования - суставы работают в не параллельных плоскостях - что увеличивает нагрузку на суставы и может привести к травме. На дешевых велосипедах шатуны как правило излишне длинные (110-114мм). Подробнее о расчете правильной длины детских шатунов читайте здесь.

Второй параметр шатунов Q-factor - расстояние между педалями (грубо говоря как широко расставлены ноги ребенка).



Слева q-factor правильного детского велосипеда, справа обычный q-factor на велосипедах больших брэндов

Для среднего ребенка 3-5 лет естественное расстояние между внутренними частями ступней не более десяти сантиметров (чтоб ноги и все суставы двигались в двух параллельных плоскостях). Сделать q-factor 100мм производители не смогли (для этого кроме самих шатунов пришлось бы разработать узкую каретку и раму с нестандартной зауженной кареточной трубой), поэтому стандартный q-factor хорошего велосипеда - 130мм. На дешевых велосипедов q-factor значительно больше - как минимум 160 мм, а то и все 180 - приводит к неправильному вращению педалей с повышенной нагрузкой на суставы, и раскачке велосипеда из стороны в сторону.

Критерий «правильные шатуны» - является необходимым и достаточным условием «правильного велосипеда» - если вы видите что велосипед укомплектован правильными шатунами - 100%, что этот велосипед будет легким.

2. Вес

Критерий «легкий вес» - является необходимым но не достаточным условием «правильного велосипеда» - т.е. бывают легкие велосипеды с неправильными шатунами.

Вес обычного детского велосипеда на 16-дюймовых колесах - 9-10 кило (для сравнения вес самого дешевого взрослого шоссейного велосипеда - столько же). Для 15-килограммового ребенка это около 70% собственной массы, конечно со временем ребенок прокачается и научится сам поднимать его с земли, тяжело в учении легко в бою.

С производителями детских велосипедов та же проблема что и с беговелами - крупные марки почему то до сих пор производят детские велосипеды по остаточному принципу, потому даже детский Cannondale или Specialized будет укомплектован чугунными шатунами, железным рулем, дюймовой рулевой с насыпными подшипниками, и не дай бог боковыми колесиками, вобщем всем тем, чем любят комплектовать дешевые ашанбайки. Не обманывайтесь надписью на раме детского велосипеда - даже если там написано Cannondale, Specialized или Scott -  детский велосипед будет тяжелое чугунное говно, это печально, но факт.

3. Тип привода

Традиционный цепной привод не сдает позиции и используется на подавляющем большинстве велосипедов. Для детского велосипеда он обладает одним большим недостатком - если цепь вовремя смазывать, чтоб она не шумела и не изнашивалась быстрее положенного, о нее легко испачкаться, если отсутствует защита цепи.

Вот как выглядит несмазаная цепь после зимней эксплуатации:



Поэтому наличие защиты цепи - однозначный плюс.

Более редкий тип привода - ремень, лишен недостатков цепи, его не надо смазывать, он не пачкается и не растягивается, но достаточно дорогой.

4. Тормоза

Тут два варианта - тормоз ножной, или же тормоза ободные с рукоятками на руле. Плюсом ножного тормоза является отсутствие тросиков вдоль рамы и рукояток на руле, и в целом упрощение конструкции и clean look. Из минусов - сложность с установкой педали в стартовое положение, потому что нет свободного хода педали назад, также нет возможности быстро снять заднее колесо и сравнительно тяжелая задняя втулка. Плюсом ободных тормозов является приучение ребенка к правильной механике торможения. Ободных тормозов должно быть два - во первых это резервирование важного элемента управления, во-вторых обучение пользованию передним тормозом.

5. Высота руля

Рули бывают высокие и низкие.



Высокие рули в целом больше подходят для спокойной езды, они имеют один серьезный недостаток - сложно крутить педали стоя: все детские велосипеды на колесах 16 дюймов имеют одну скорость - это значит что при подъеме в горку нет возможности переключить передачу, значит надо вставать на педалях, - а стоя удобней крутить на низком руле.

6. Рост

Есть три параметра для определения размера 16-дюймового велосипеда (разные производители в характеристиках велосипеда могут указать любой из этих трех параметров):

  1. Длина ноги ребенка (inseam)
  2. Минимальная высота седла
  3. Стэндовер (standover)

Стэндовер - это высота верхней трубы рамы примерно посередине между подседельной и рулевыми трубами:



Для подбора роста велосипеда вам придется измерить длину ноги ребенка по внутренней части (inseam) -  ребенок должен зажать между ног книгу уперев корешок книги в промежность, расстояние от пола до корешка книги и будет внутренней длинной ноги.



Для езды высота седла примерно равна сумме двух параметров: длины ноги и расстоянию от поверхности до педали в нижнем положении (это примерно  10см)

  • на самом деле все немного сложнее, поскольку высота седла считается по вертикали, а нога ребенка идет под углом примерно равным углу наклона подседельной трубы велосипеда, т.е. 70 градусов, если это учесть, формула будет такая: <длина ноги>*sin(70) = (высота седла - 10см), для детской ноги в диапазоне 40-50 см эту формулу можно грубо упростить: 

длина ноги = высота седла - 7см

при такой высоте седла ребенок во время остановки сможет носочком ноги дотянуться до поверхности и сохранять баланс, но это довольно неустойчивое положение, на период обучения катанию желательно, чтобы ребенок сидя в седле доставал до поверхности если не всей стопой то хотя бы мог уверенно опираться, тогда скорректируем формулу:

1) длина ноги >= высота седла - 5см

при этом, чтобы опереться о землю всей стопой ребенку придется соскочить с седла, и чтобы не удариться промежностью о раму появляется другое ограничение

2) длина ноги >= стэндовер + 3см

Получается для расчета минимальной длины ноги есть две формулы - так какой-же доверять?

Разные производители по-разному выбирают этот параметр, например Earlyrider имея высоту седла 47 (расчетная длина ноги 42) и стэндовер 43 (расчетная длина ноги 46), указывает рекомендованную длину ноги 42см. А например Frog имея высоту седла 48 (расчетная длина ноги 43) и стэндовер 44 (расчетная длина ноги 47), указывает рекомендованную длину ноги 48 см - т.е. равную высоте седла. Параметры велосипедов различаются на 1 см, а рекомендованная производителем длина ноги на 6! Потому в таблицу я заношу результаты обоих расчетов - решайте сами.

  • Данные по высоте седла и стэндоверу в таблице приведены с погрешностью +-1см (в ситуации когда производитель не указывает эти параметры). Измерить ногу ребенка с точностью больше +-1 см - мне кажется нереально, итого общая погрешность +-2см это означает что приведенные в таблице данные - ориентировочные, желательно перед покупкой примерить велосипед на ребенка.

7. Цена

Средняя цена велосипедов из списка больше 20 тыс, а самый дешевый стоит 12000, это значительно дороже каких-нибудь чугунных российских детских ашанбайков, которые можно найти за 4-6 тыс, но если сравнивать с детским Cannondale за те же деньги и весом 9.1 кило, то разница уже не такая впечатляющая.

В итоговом рейтинге цена не учитывается, только характеристики, сколько вы готовы заплатить - решать вам.

Первое место - эталонные велосипеды:

Woom3



По словам производителя 85% компонентов велосипеда является специальной разработкой для этой модели, и это похоже на правду: легкий вес, правильные шатуны, защита цепи, но довольно высокая цена 29900.

Это одна из двух моделей в рейтинге с шатунами длиной 95мм - это близко к идеальной длине шатунов.

EarlyRider Belter 16



Как и Woom, EarlyRider - один из пионеров в производстве легких детских велосипедов. Легкий вес, правильные шатуны, технологичный ременной привод, низкий руль - по всем пунктам отлично! Хотя цена более 34000 -высоковата.

Второе место - прекрасные велосипеды, можно смело покупать

Prevelo AlphaTwo



В описании истории марки традиционное «когда подросли мои дети я понял что детский велосипед весит больше моего взрослого и решил сам сделать бла-бла-бла». По характеристикам и цене - это копия Woom3, но вес на 1.3 кило больше. Prevelo - единственный велосипед поставляемый с двумя подседельными штырями (короткий и длинный) - таким образом расширяется диапазон роста ребенка, это очень правильно!

Shulz Bubble 16



Модель 2018 года была полный фарш: фанерный багажник, крылья, подножка, итоговый вес 7.1 кило. В 2019 году одумались, поснимали все лишнее, и скинули килограмм веса. А чтобы скинуть еще 300 грамм - сняли еще и передний тормоз (который можно докупить за 600 рублей).

Из плюсов - ременной привод, это технологично и удобно. Цена 22600 - если сравнивать с другой моделью с ременным приводом (EarlyRider Belter 16), то экономия существенная.

  • В прошлом году Q-factor шатунов не был указан на сайте Шульца, представители Шульца на мой вопрос о q-factor ответили так: «Это детские велосипеды, а не гоночные - этим параметром никто не руководствуется при конструировании». Пришлось съездить в магазин и измерить. В этом году q-factor добавили на сайт, но почему-то заниженный, надеюсь это просто ошибка.
Лисапед16



С момента прошлогоднего рейтинга в спецификации Лисапеда обновился q-factor шатунов - теперь это стандартные для правильных велосипедов 130мм. Возможно мое отношение к Лисапеду предвзято, но русская марка без истории и каких-либо достижений с характеристиками хуже Woom3, при сравнимой цене - это немного перебор.

Frog48



Frog - еще один пионер легкого детского велостроения из Великобритании. 6.6кг - средний вес, но при этом правильные шатуны и низкий руль,  неплохой велосипед, но при цене  26900 - дороговат.

Bryno16



За прошедший год список производителей легких детских велосипедов пополнился несколькими российскими марками (made in china конечно же). Одна их них Bryno - выделяется очень низкой ценой при отличных характеристиках.

Указанный в спецификации q-factor 145мм  не соответствует действительности, и это тот редкий случай, когда можно радоваться - реальный q-factor 130мм!

В первой версии обзора не имея опыта эксплуатации этого велосипеда я  назвал его «Лисапедом здорового человека» - имея в виду что по характеристикам это тот же самый Лисапед, а вот по цене в два раза дешевле, вынужден извиниться и отозвать свою похвалу:

После недели езды на Bryno20 (т.е. при пробеге менее 100км) образовался люфт во втулках. Оказалось во втулках установлены подшипники, очень низкого качества. Производитель предложил забрать велосипед на замену подшипников («приедем заберем - заменим подшипники - вернем»), это похвально, но какой смысл менять одни плохие подшипники на другие плохие? На мое предложение подумать над заменой подшипников при заказе следующей партии велосипедов - производитель ответил:

поднятие цены велосипеда в связи с заменой подшипников на более качественные неприемлемо

Это печально. Если вы все еще хотите приобрести Bryno - то можно заменить подшипники в любом велосервисе (это примерно 1000р на очень хорошие подшипники + 1000р работа + несколько часов потраченного времени), или продолжайте ездить на люфтящих колесах, крутиться то они не перестают.

Puky S-Pro 16



Новая модель 2020 года. Казалось бы в 2020м году имея пример успешных конкурентов можно придумать что-то эдакое, и да -  Puky придумали шатуны с q-factor 160мм. Главным плюсом Puky является низкое седло, но надо помнить, что это актуально только на период обучения катанию - после этого седло поднимается в нормальное положение. В целом это качественный  велосипед с неправильными шатунами - возьмите лучше Woom3 за те же деньги.

Третье место

По сумме характеристик велосипеды из бронзовой группы проигрывают серебрянным призерам, зато в этой группе есть неплохие бюджетные варианты:

Btwin racing 900



Дека тоже радует условно легким великом: 7.1 кило, полностью закрытая трансмиссия, и цена 13000 - это мощная заявочка на победу в номинации народная марка!

Giant ARX 16



Giant - старый именитый производитель в 2019 году решил наконец вступить в погоню за покупателем ищущим легкий детский велосипед. Giant решил что указывать вес велосипеда на сайте не обязательно, в пункте о весе велосипеда написав буквально следующее:

Сколько весит этот велосипед? Это частый и правильный вопрос. Но на самом деле в велосипедной промышленности нет единых стандартов для измерения веса велосипедов, и это часто приводит к дезинформации. Общий вес велосипеда варьируется в зависимости от размера, материала рамы, покраски, навесного оборудования и т.д. Мы в Giant считаем, что единственный верный способ узнать точный вес того или иного велосипеда - обратиться в ближайший магазин Giant.

Как говорится, «ого Giant, как интеллигентно ты меня послал!». Характеристик шатунов тоже нет. Пришлось сбивать пальцы и гуглить самостоятельно итого: 7 кило, шатуны 89мм с неизвестным q-factor ( в соответствии с расчетами идеальные шатуны 87мм, значит Giant максимально близок к идеалу по этому параметру). В целом вполне норм, хотя стальной quill-вынос немного настораживает.

Shulz Bubble 16 Race



То же что и Bubble 16, только с цепным приводом на 300 грамм тяжелее, и на 7 тысяч дешевле. Неплохой вобщем-то бюджетный велик, главный минус этой модели - шатуны с Q-factor 160мм, в остальном все норм. Как бюджетный вариант - пойдёт.

Author Record 16



Легкий велосипед ( 6.5 кило) от крупного производителя - это само по себе уже заслуживает похвалы, но странное решение с тормозами: ножной тормоз в сочетании с передним ободным. Производитель не ответил на запрос о размере q-factor, потому в таблицу ставлю 160мм - который скорее всего соответствует действительности.

KOKUA LIKEtoBIKE-16



Удивляет несоответствие характеристик и цены, при весе 7.5 кг и средних шатунах - 31500р. Но сама марка Kokua неплохая - они производят качественные велосипеды, это плюс.

Beagle Belter 116



Еще одна свежая российская марка легких велосипедов, и еще один конкурент EarlyRider'y с ременным приводом. Ничего выдающегося кроме шатунов - обратите внимание как высоко расположена каретка, потому что это рекордсмен по длине шатунов - дичайшие 114мм! Длинные шатуны в сочетании с очень высокой кареткой очень сильно ограничивают выбор высоты седла - а для первого велосипеда это очень критично! Расчет правильных шатунов можно найти здесь. Хоть по баллам этот велосипед и находится в бронзовой группе, учитывая высоту каретки и длину шатунов - это очень неудобный велик, - не рекомендую.

Royal Baby H2 All 16



Не ожидал такого -  легкий велосипед от китайцев производящих ашан-байки. Получился странный франкенштейн: задний тормоз дисковый, передний ободной, ременной привод закрытый полной защитой, обычный q-factor 160мм, и 6.9 кило. Т.е. без особых откровений, но для такой марки - это достойная модель!

Onro 16



По характеристикам все среднее: Q-factor 150, вес 7.4 кило. В среднем ценовом диапазоне. Bryno, Шульц или декатлоновский Btwin - дешевле.

  • Минимальная длина ноги на сайте производителя 41см, при этом standover 45см, а минимальная высота седла 50см. То есть  минимальная длина ноги с небольшим запасом безопасности хотя бы в пару сантиметров относительно standover на самом деле никак не меньше 47см! Хотелось бы увидеть формулу по которой производитель рассчитывает длину ноги.
Orbea MX 16



Надо проверить не входят ли испанцы из Orbea в картель с Giant, потому что:

Вы заметили что мы не указываем вес велосипеда. На самом деле мы хотим чтобы вы отправились к своему дилеру Orbea, и примерили велосипед на себя. Сравните вес велосипеда с аналогичным в магазине. Сядьте на велосипед и прокатитесь на нем. При выборе велосипеда очень много решающих факторов - стиль, декор, материал, качество езды, качество сборки, цвет, цена - и вес лишь один из них. Конечно легкость - это прекрасно, но не очень умно принимать решение о покупке по количеству грамм или килограмм. Пусть решает качество езды!

Ну что ж - пришлось гуглить: 7.86 кило (непонятно это вес с боковыми колесиками или без), закрытая трансмиссия и цена 27560 - на уровне эталонного Woom3. Слабоватый ответ я считаю.

Серая группа - к покупке не рекомендуется

Лениво писать обзоры на все велосипеды из этой группы пусть будет один очень любимой в России марки Cube:

Cube Cubie 160



Вес 7.5 кило, очень странное сочетание тормозов - ножной, и устаревший кантилеверный в качестве переднего причем с правой ручкой (передний тормоз должен быть на левой ручке, хотя возможно дизайнеры велосипеда вдохновлялись циклокроссовыми велосипедами - там до сих пор в ходу кантилеверные тормоза, причем с обратным подключением ручек - т.е. правая - передний тормоз, левая - задний). Кроме того непонятно - установлена ли здесь правильная ручка с коротким ходом тросика, или обычная под v-брэйки. Длиннющие шатуны 114мм, q-factor не указан. Вобщем за 22900 - это очень странный выбор.

Обычный стиральный порошок детский велосипед

Чтобы иметь опору при расчете рейтинга - вот обычный детский велосипед от крупного (и кстати очень хорошего) производителя Cannondale Kids Trail 16:



Тут все по классике:  9.1 кило веса , шатуны из гнутого стального прута с диким q-factor 170, и все остальное в том же стиле, - ну не понимаю я зачем так издеваться над детьми!

Рейтинг

  • По весу: 7 кило - уровень нуля баллов, сбросил полкило, получил 1 балл. 
  • Q-factor: 150мм - уровень нуля, за каждые -10мм добавляем балл. Если производитель не указал q-factor, скорее всего там нечем гордиться, тогда в таблицу заношу 160мм, то есть снимаю балл.
  • Длина шатунов: 87 мм - уровень единицы, за каждые 10мм  снимаем балл.
  • Руль: высокий руль - ноль баллов, низкий руль - один балл.
  • Привод:  цепь без защиты - ноль баллов, цепь с защитой - один балл, ремень - два балла.
  • Тормоза: один тормоз - ноль баллов, два тормоза - один балл.
  • В столбце нога1 - минимальная длина ноги рассчитанная относительно стэндовера (стэндовер + 3см), в столбце нога2 - минимальная длина ноги рассчитанная относительно минимальной высоты седла (высота седла - 5см).




Абсолютное золото предсказуемо уходит к Woom3 и EarlyRider - эталонные первые велосипеды.

Группа серебрянных медалистов -  просто хорошие велосипеды - каждый из которых можно смело покупать, хотя они все  достаточно дорогие. Из них только Puky несмотря на качество, я бы покупать не рекомендовал - плохие шатуны. Если бы не отвратительные подшипники Bryno - можно было бы однозначно рекомендовать как победителя с точки зрения цена-качество.

Если во что бы то ни стало хочется велосипед с ременным приводом, и при этом сэкономить - то  Shulz Bubble 16 - достойная альтернатива EarlyRider'y, есть еще франкенштейн RoyalBaby, достаточно дешевый для великов с ременным приводом, если очень хочется ремень за дешево - можно рискнуть.

Бронзовая группа - велосипеды неплохие. Из этой группы я бы рекомендовал рассматривать к покупке самые дешевые - это Shulz с цепным приводом или Btwin.

Серая группа - это обычные детские велосипеды - неудобные, недостаточно легкие, и при этом недостаточно дешевые, чтобы на это можно было закрыть глаза.

p.s. Велосипедный шлем покупайте обязательно с примеркой - кроме того что у детей разный размер головы, у них еще и разная форма головы, у разных производителей разные колодки - примерять велошлем даже важнее чем примерять обувь. Не экономьте, хороший шлем - это не только безопасно но и удобно - ребенок во время езды просто не будет его замечать на голове, соответственно не будет ныть от неудобства, а будет наслаждаться катанием. Шлемы размера XS из взрослых линеек - могут отлично подойти на голову ребенка 3-4 лет (это около 50-52 см).  Дешевый шлем в спортмастере или декатлоне стоит 500-1000 рублей. Нормальный шлем стартует от трех тысяч. Если вы хотите максимальной защиты своему ребенку и решили купить фуллфэйс, прочтите сначала это.

p.s.2 Если у вас есть какой-то велосипед из списка (особенно те у которых не известен q-factor и качество подшипников) - прокомментируйте пожалуйста какие результаты эксплуатации?

p.s.3 все велосипеды из данного рейтинга произведены в Китае. Марка может быть хоть из Швейцарии, а производство - Китай.

p.s.4 Конечно это не полный обзор всех доступных велосипедов, но с большой вероятностью велосипеды не попавшие в этот рейтинг окажутся в лучшем случае в бронзовой, а скорее в серой группе.

p.s.5 В рейтинге только велосипеды которые можно купить в России.

p.s.6 Статья по выбору 20-дюймовых велосипедов здесь.

легкий детский велосипед, woom3, frog48, рейтинг детских велосипедов, beagle116, puky s-pro, bryno16, shulz bubble, лисапед16, onro16, earlyrider, prevelo

Previous post Next post
Up