Раньше было просто - приходишь в магазин спорттоваров, а беговелы то еще не изобрели.
В начале 19го века беговелы были только для взрослых. Потом на 150 лет идею забыли, и снова вспомнили в 2000х. Теперь на беговелах ездят не дядьки в лосинах и цилиндрах, а дети в возрасте от полутора до пяти лет.
Кому лениво читать - мотайте вниз - там итоговая таблица с рейтингом и рекомендации по покупке.
Рассмотрим для начала важные характеристики беговела.
1. Вес
Диапазон веса беговелов от 2 до 5 кило, а то и больше. Беговел предназначен для детей в возрасте от полутора лет, т.е. при весе ребенка 10 кило, сажать его на беговел весом 5 кило - как-то не гуманно. Кроме того часть времени родителям приходится носить беговел в руках - и конечно носить 3 кило легче чем пять. Значит - чем легче, тем лучше.
2. Колеса
Колеса беговела могут быть двух типов - обычные пневматические (т.е. резиновая покрышка с камерой внутри, которые надо накачивать воздухом) и цельные из пены EVA.
Слева цельное EVA-колесо, справа - пневматическое
У цельных колес есть одно преимущество - пара таких колес как правило на полкило-килограмм легче аналогичных пневматических. Ну и еще небольшой плюс - их не надо накачивать. Из минусов - такие колеса гораздо хуже амортизируют неровности и довольно скользкие (после дождя, или зимой - это хорошо заметно). Я бы рекомендовал пневматические колеса как более комфортные и безопасные.
3. Наличие тормоза
Довольно неочевидная деталь, кажется что тормоз на беговеле - это однозначный минус поскольку он добавляет вес (примерно 300гр), и не столь естественен для ребенка, как торможение ногами о землю, характерное для беговелов. Однако после того как ребенок пересаживается с беговела на первый велосипед - привычка тормозить ногами может оказаться травмоопасна: на велосипеде скорость движения выше, и при этом невозможно достать до земли всей стопой - значит торможение ногами о поверхность на велосипеде крайне не эффективно и может привести например к случайному выезду на дорогу, если ребенок не успеет затормозить. Итого - наличие ручного тормоза на беговеле - это плюс, вырабатывает привычку правильного торможения, которая пригодится в будущем.
4. Наличие заднего амортизатора
Некоторые модели беговелов оборудованы задним амортизатором упрощенного типа (кусок резины зажатый между задней вилкой и рамой):
Красный треугольник между оранжевой рамой и серебристой задней вилкой - это он - амортизатор
Такой амортизатор расширяет возможности использования беговела на грунте при катании с горок и съезде с бордюров. В целом это не обязательный, но полезный пункт. Такие беговелы несколько тяжелее аналогичных без амортизатора (на 200-300 грамм) и как правило дороже. Если вы планируете участвовать в гонках - тогда амортизатор будет съедать часть кпд при движении, потому для гонок выбирайте беговел без амортизатора.
5. Тип рулевой колонки
Обычная велосипедная рулевая состоит из опорных колец и шарикоподшипников между ними:
некоторые производители беговелов экономят и устанавливают вместо этого простые пластиковые кольца из нейлона без шарикоподшипников:
казалось бы нагрузка на рулевую беговела минимальна, и такое решение должно сработать, на практике пользователи таких беговелов всегда жалуются либо на тугую рулевую, когда руль поворачивать тяжело, либо на люфт, который гарантированно появляется в рулевой через некоторое время после начала эксплуатации. Когда ребенок только начинает осваивать беговел - он просто шагает - в такой ситуации качество рулевой не важно, поскольку нет процесса балансирования, но как только ребенок начинает разгоняться и поднимать ноги для движения накатом - люфт в рулевой создает неуверенность при балансировании и рулении. Поэтому я не рекомендую беговелы с пластиковой рулевой (Strider, Runbike и др.).
6. Руль регулируемый по высоте
Некоторые покупатели беговелов считают что беговел должен расти вместе с ребенком, и требуют руль, регулируемый по высоте.
Слева - регулируевый по высоте Т-образный руль без выноса. Справа - традиционный нерегулируемый руль с выносом.
Это понятное требование на бытовом уровне, и оно вполне оправданно для неспешного катания шагом, но если ребенку захочется разогнаться и ехать накатом - это комфортней делать наклонив вперед туловище и здесь классическое сочетание нерегулируемого по высоте руля и традиционного выноса - дает более стабильное движение, и в целом гораздо комфортней. При начале обучения когда ребенок еще не вырос - нерегулируемый по высоте руль находится на достаточной высоте для прямой посадки с вертикальной спиной - т.е. максимально приближен к естественному привычному ребенку прямохождению, по мере роста и подъема седла, высота руля не меняется, и ребенок начинает как бы наклоняться к рулю - т.е. естественное для хождения положение тела постепенно превращается в естественное для велосипеда положение тела с наклоном вперед. Иными словами - если рассматривать беговел как ступеньку для легкого освоения велосипеда, то обычный нерегулируемый руль с выносом - это то что вам надо.
7. Минимальная высота сиденья
От этого параметра зависит время начала эксплуатации беговела - чем ниже можно установить сиденье, тем раньше можно начинать пользоваться беговелом. Как правило беговелы с задним амортизатором имеют минимальную высоту седла на 3-5 см выше аналогичных беговелов без амортизатора (см. в таблице колонку «Высота седла»).
Вообще беговелы могут быть трех размеров - это беговелы на 10-, 12- и 14-дюймовых колесах. В этой статье я рассматриваю только беговелы на 12-дюймовых колесах из-за того что это наиболее массовый и подходящий среднему потребителю сегмент. 10-дюймовые беговелы как правило совсем убогие, а 14-дюймовые - это специализированные беговелы для спорта (или для рослых детей).
8. Цена
Средняя цена беговелов в этом рейтинге 10 тыс рублей, кажется что это не дешево. Если относиться к беговелу как к игрушке - это дорого, даже с учетом срока использования в среднем 2 года. Если понять что беговел - это не только развлечение, но и удобное транспортное средство - то 10 тыс - разумная цена за два года использования.
Понятно, что хочется учесть и цену в рейтинге, но все же сложно ее пересчитать в баллы, так что рейтинг считается только по характеристикам беговелов без цены, а уже в описании каждого беговела выскажусь по поводу обоснованности цены.
Итого
Идеальный беговел обладаем минимальным весом, укомплектован пневматическими колесами, тормозом и подшипниковой рулевой.
Первое место - эталонные беговелы
Woom1 Woom1 лучший беговел по всем пунктам: легкий, качественный, на пневматических колесах и с тормозом. Конечно он дорогой, но по беговелу видно что покупая его, мы оплачиваем не только труд маркетологов, но и труд инженеров.
Bike8 Suspension Pro Китайцы из Bike8 сумели обойти всех мэтров беговелостроения - их модель Suspension Pro - это лучший беговел с амортизатором: легкий, качественный, красивый, хотя и довольно дорогой. Обратите внимание как изящно встроен в раму треугольник эластомера, по внешнему виду этого беговела даже не сразу понятно что это беговел с амортизатором.
- В ассортименте есть также модель Suspension Standart - на полкило тяжелее, с более тяжелыми колесами, примерно по той же цене что и Pro - потому ее не рассматриваю.
Второе место - хорошие беговелы, которые смело можно рекомендовать к покупке
Лисапед 12 Лисапед - одна из российских марок попытавшихся повторить успех Woom - до оригинала не дотянули, но по характеристикам, и по качеству все отлично.
Лисапед12 - легкий беговел на пневматических колесах, хотя дороговат.
Bike8 Racing Air Модель Bike8 Racing существует в двух вариантах Air - с пневматическими колесами, и EVA - с цельными, ожидаемо модель EVA на 600 грамм легче (2.5 кило против 3.1), но я все же рекомендую модель Air - легкий, качественный и красивый беговел на пневматических колесах.
По баллам Bike8 Racing Air разделил одно место с Лисапедом, но если их сравнить напрямую - видно настолько Bike8 выглядит качественней и в целом круче - гидроформованные трубы, сложная форма перьев вилки, полированные швы, посмотрите на вынос со скрытым зажимом, удобная площадка под ноги. Bike8 в рекламу вкладывают ровно ноль рублей, потому марка малоизвестна, но очень крутая! Крайне рекомендую.
У Bike8 есть еще довольно интересная модель Aero - это гоночный карбоновый беговел весом 2 кило, при цене 35000 - это несколько за гранью. Но если вы можете себе это позволить - однозначно круче беговела не найдёте.
А как вам Barehands8 в стиле чоппера - c фонарем, передним и задним амортизатором, кожаным седлом и покраской в стиле МэдМакса, правда весит он 4 кило, и врядли пойдёт в серию.
Beagle112 Beagle - еще одна молодая русская марка, по характеристикам норм - легкий, пневматика, средняя цена.
- Техподдержка Beagle не работает совсем, если учесть что на сайте часто указаны неправильные характеристики и иллюстрации, - через социалочки и по е-мэйлу не ответ получить не удаётся. Это печально. При таком уровне техподдержки интересно как обстоят дела с гарантийными случаями?
EarlyRider Big Foot EarlyRider - один из пионеров качественного детского велостроения. Модель Big Foot на широченных зубастых покрышках, с тормозом - скорее для дачи, чем для города. Дорогой.
Yedoo You Too Чешская марка Yedoo производящая спортивные самокаты для взрослых - делает и беговелы. Модель You Too - самая легкая в линейке, к тому же с тормозом, но без подставки для ног - это минус. Средняя цена.
Jetcat Freestyle 12 Еще одна русская марка - Jetcat. Модель Freestyle - хороший беговел с амортизатором на 300 грамм тяжелее эталонного Bike8 Suspension, зато почти в два раза дешевле!
Kokua LikeABike Jumper Kokua LikeABike - немецкая компания, которая в 1997 году изобрела беговел во второй раз после полутора веков забвения! Модель Jumper - первый беговел с амортизатором, законодатель мод: красивый, достаточно легкий, и довольно дорогой.
- Во втулках обычные насыпные подшипники. Ребята в Kokua последние 20 лет почивают на лаврах - если и так продается, зачем напрягаться.
Jetcat Sport 12 Еще одна модель русского брэнда Jetcat. По характеристикам все в порядке - 3.2 кило, пневматические колеса, подшипниковая рулевая и пластиковая подножка на задней вилке, средняя цена.
У Jetcat есть еще модель Race - это 14-дюймовая модель с модификацией на 12-дюймовых колесах. Легкий, качественный спортивный беговел для рослых детей.
Early Rider Charger 12 EarlyRider в 2020м году обновил модель беговела AlleyRunner теперь он называется Charger. Изменилась геометрия - уменьшилась минимальная высота седла, а также появилось крепление для тормоза. В целом это тот же Big Foot но с гладкими покрышками и без тормоза - в сумме качественный легкий сбалансированный беговел. Дорогой.
Puky LR Race Немецкий бренд Puky - один из пионеров беговелостроения. Модель LR Race без амортизатора. Так же как и модель LR Ride - с насыпными подшипниками во втулках, при цене 13к, это перебор.
Из относительно легких моделей у Puky есть еще модель LR Light Br - с подставкой для ног и тормозом весом 3.7 кило.
Бронзовые призёры - есть интересные и недорогие
Advantage First 12 Еще один российский молодой бренд, казалось бы все неплохо - пневматические колеса, тормоз, подножка, подшипниковая рулевая, но вес 3.6 кило при цене 18600 - т.е. по характеристикам хуже эталонного Woom, а цена выше. Объяснение простое - это велосипед у которого сняли педальный привод, (продаётся дополнительно за 5900р). Гибриды хороши в теории, на практике как правило они проигрывают своим узкоспециализированным собратьям. За стоимость этого гибрида с педальным приводом (24000) можно купить хороший беговел + хороший велосипед на 16-дюймовых колесах и таким образом закрыть транспортный вопрос ребенка до шести лет. А покупая Advantage First получаем беговел + 12-дюймовый велосипед, который в возрасте 3-4 лет придется менять на 16-дюймовый, т.е. сэкономить не получится.
Stels Virage Не ожидал увидеть Стелс в рейтинге на таком высоком месте. Сложно сказать по качеству, но по характеристикам все норм - подшипниковая рулевая, пневматические колеса, регулируемый руль. Из-за странной формы задних перьев - возможность их использования в качестве подножки для ног - сомнительна, это минус. Несмотря на место в рейтинге рекомендовать к покупке не могу - за те же деньги есть гораздо лучший Jetcat, или BTwin на полторы тысячи дешевле.
Puky LR Ride Puky LR Ride - беговел с амортизатором и с креплением под тормоз. До 2019 года модель была укомплектована тормозом, сейчас его продают отдельно за 2000р. Ну ок. Колеса на насыпных подшипниках.
BTwin Runride 900 Относительно новая модель Runride 900 - пневматические колеса, регулируемый по высоте руль, тормоз - по сумме параметров очень неплохой вариант, хотя вес 3.8 кило - не самый легкий, но при цене 6к - отличный вариант. Обратите внимание на угол наклона подседельной трубы - при подъеме седла по мере роста ребенка горизонтальное расстояние до руля будет увеличиваться - это правильно!
- Будьте внимательны Runride 900 - это единственная модель беговела в Декатлоне, который можно рекомендовать к покупке. Другие модели беговелов - Runride 100, 500 и 520 - это модели на 10-дюймовых цельных колесах, причем колеса бесподшипниковые - просто пластиковые втулочки. Кроме того у моделей 500 и 520 установлен задний тормоз странной конструкции барабанного типа - очень некачественный как правило скрипит и мешает свободному вращению колеса. Эти модели категорически не рекомендуются!
Scool Pedex Race Немецкий бренд Scool - подшипниковая рулевая и регулируемый по высоте руль. Цельные колеса это конечно минус, но в целом достаточно легкий беговел по средней цене.
Format Runbike Format - российская марка производящая взрослые велосипеды. В целом все норм, - даже подножка в нужном месте, но при весе 3.7 и цене 12к есть варианты значительно лучше.
Cube Cubie 120 Типичный представитель беговелов от крупного производителя - вес почти 4 кило, и цена как у эталонного Woom1, покупайте если цвет очень понравился, и готовы таскать лишний килограмм.
Cruzee Ultralite Из-за цельных колес и пластиковой рулевой Cruzee Ultralite оказался внизу списка, хотя он довольно неплох. Если сравнивать Cruzee с другими беговелами с пластиковой рулевой - то он лучший из них. При весе 2 кило у него не много конкурентов. Проблему пластиковых рулевых я описал выше, люфт рано или поздно появится, можно подтянуть рулевую, делать это придется не часто, но регулярно. Любой беговел с подшипниковой рулевой (даже самого плохого качества) скорее всего отъездит всю жизнь без люфта.
- Такой беговел можно рассматривать как туристический вариант (удобный для перевозки в багаже) - срабатывает единственный плюс пластиковой рулевой - ее очень просто разбирать-собирать. Значит для перевозки можно снять не только колеса как у других беговелов, но и вилку с рулем - получится довольно компактная кучка. Кроме того удобству перевозки способствует вес в 2 килограмма.
Остальное (серая группа)
Здесь все крупные производители и другие неудачники. В таблице, серая группа состоит из 16 беговелов, но я не вижу смысла их все рассматривать, поскольку это не рекомендуемые к покупке беговелы. Для примера рассмотрим типичного представителя большого брэнда:
Orbea Grow 0 Orbea - испанский производитель качественных велосипедов, а вот в беговеле ничего выдающегося - пневматические колеса, подшипниковая рулевая, нет тормоза и амортизатора. В пункте вес производитель пишет такое вот:
Вы заметили что мы не указываем вес велосипеда. На самом деле мы хотим чтобы вы отправились к своему дилеру Orbea, и примерили велосипед на себя. Сравните вес велосипеда с аналогичным в магазине. Сядьте на велосипед и прокатитесь на нем. При выборе велосипеда очень много решающих факторов - стиль, декор, материал, качество езды, качество сборки, цвет, цена - и вес лишь один из них. Конечно легкость - это прекрасно, но не очень умно принимать решение о покупке по количеству грамм или килограмм. Пусть решает качество езды!
Прогнозирую вес в пределах 4-4.5 кило, при цене 12к - это перебор.
Или вот еще например:
Scott Contessa Walker Scott - один из лидеров в велоиндустрии, но 4.5 килограмма за 11к рублей.
Как считался рейтинг:
- По весу: 3 кило - уровень нуля баллов, сбросил 1 кило, получил 1 балл.
- Колеса: пневматические - 1 балл, цельные - 0 баллов.
- Рулевая: подшипниковая - 1 балл, пластиковая - 0 баллов.
- Тормоз: тормоз есть - 0.3 балла (компенсация пенальти по весу), нет - 0 баллов.
- Амортизатор: амортизатор есть - 0.2 балла (компенсация пенальти по весу), нет - 0 баллов.
Итого:
Лучший беговел без амортизатора - это конечно Woom1, а Bike8 Suspension Pro - лучший беговел с амортизатором. Дорогие - 17000 и 16000 соответственно. Также Bike8 Racing Air - с точки зрения качества и дизайна - это аналог Woom, правда без тормоза, зато на 3000 дешевле.
Наиболее сбалансированные по параметру цена-характеристики-качество - беговелы Jetcat Sport за 8000 или модель Freestyle с амортизатором за 9000 - это отличные варианты. Есть еще Лисапед и Бигль, но они дороже, при сравнимых характеристиках.
В эконом сегменте лучший Btwin Runride 900 за 6000.
Лучший беговел с пластиковой рулевой - это Cruzee, проблемы пластиковой рулевой и цельных колес описаны выше, потому рекомендовать не буду, но если вам нужен ультралегкий двухкилограммовый беговел - то тут без вариантов.
Как видно из таблицы беговелы от крупных производителей похожи по комплектации между собой- это пневматические колеса, подшипниковая рулевая, без амортизатора и тормоза, весом от 4 до 4.5 килограмм. При этом цена выше средней. Зачем такое покупать когда есть куча прекрасных беговелов с теми же характеристиками на любой кошелёк: Woom за 17000, Bike8 за 14000, Лисапед за 13000, Beagle за 11000, Jetcat за 8000 или BTwin за 6000?
С другой стороны есть большое количество китайских беговелов - они тоже похожи между собой - цельные EVA-колеса, пластиковая низкокачественная рулевая, вес около 3-4 кило и цена 3-6 тыс. Не могу рекомендовать, если хотите сэкономить - возьмите лучше BTwin.
Если вы не нашли интересующую модель в таблице, с большой вероятностью это или беговел от большого велосипедного бренда, или китайский безымянный беговел, это все попадет в серую зону внизу таблицы.
В рейтинг попало много беговелов российских брендов, но надо понимать, что все эти беговелы сделаны в Китае, как впрочем и немецкий Woom, английский EarlyRider или французский BTwin.
п.с. Про шлемы.
1. При покупке шлема обязательна примерка.
2. Не покупайте фуллфэйс-шлем. Подробнее про выбор шлема
читайте здесь.
Upd1:
Как выбирать первый легкий велосипед на возраст 3-6 лет. Upd2:
Как выбирать легкий велосипед на возраст 5-8 лет.