Вот, сейчас, наверное, жители провинции, прочитав этот пост, сильно возмутятся: да что эти москвичи, зажрались в край, тут им станции открывают, а им не нравится: закопайте, говорят, обратно, прекратите это безобразие! Как бы не так: конечно, новые станции метро - это всегда хорошо, но порой лучше потерпеть, чем мучаться несколько лет, а то и всё время эксплуатации.Традиционно пост делится на три части: про местоположение, про строительство, и, на сладкое - про архитектуру.
Местоположение и генплан
Станция расположена на действующем перегоне «Автозаводская - Коломенская», сразу перед Нагатинским метромостом. Рядом пролегает проспект Андропова и располагается БЦ Нагатино-Айленд, который, собственно и является пока главной точкой притяжения народа. Назвать станцию откровенно ненужной, как, скажем, Лесопарковую, нельзя, но и супервостребованной - тоже. Впрочем, прикрываются всегдашней отмазой: когда-нибудь здесь всенепременно будет ТПУ. Станция наземная: благодаря ей теперь появился новый переход через пути и пешеходная связь между бизнес-центром и проспектом Андропова. Имеется два выхода, точнее, один выход посередине и один вход с краю. Позже будет еще один вход с другого краю. Ах, да, есть еще и выход сверху. В целом, тут всё логично и построено без крупных пакостей типа отсутствующего перехода в Люберцы у ст. м. Котельники.
Строительство
Сначала я думал написать огромную и гневную простыню по поводу того, как же всё отвратительно сделано: сколько совершенно непристойных ляпов, косяков, недоделок имеется на станции; как плохо живется безо всякой навигации и почему эта станция, если не развалится, то дико обколупается и пообсыпется за год-два. Но буквально тут же я нашел довольно подробный отчет, в котором вся коллекция позора строителей собрана довольно полно. А тут приведу всего лишь краткую подборку фотографий самых ужасных мест, которые только смог найти. Комментарии к ним, думаю, излишни: не нужно быть профессионалом, чтобы понять, что здесь что-то не так.
Не знаю, как нормально всё это заверстать, поэтому уж как есть. Все фотографии отваливающихся панелей, кривых стыков, наклонных скамеек, недорезанной плитки и водосточных труб, кончающихся у пассажиров под ногами кликабельны.
Архитектура Возможно, вы удивитесь, но мне почти понравилось (даже так). Станция хоть и не блещет выразительностью, однако, и обошлась без каких-либо отвратных ляпов, в изобилии присутствовавших на Котельниках. Краткая характеристика может быть примерно такой: Технопарк старались испортить, как могли, но в итоге вместо вопиющей безвкусицы всё равно вышла "всего лишь" безликая станция.
Давайте посмотрим историю проектирования станции:
Это первый проект, когда идея создания станции только-только появилась. Клевый треугольный ассиметричный свод: метрогипротранс (Орлов и Некрасов) постарался на славу. Станция выглядит одновременно и технологичной, и не унылым говном. И кстати, это довольно дешево: здесь нет ничего такого сногсшибательного: треугольные стальные фермы, облицовочные панели из того же, что и сейчас, стандартный гранитный пол... Проект заказчику не понравился: для строительства такой станции нужно было 6 млрд, а было только два. Поэтому пришлось звать вездесущий Мосинжпроект и проектировать что-то вроде этого (архитектор Вигдоров):
Концепцию архитектурного решения можно охарактеризовать как "уложиться в два миллиарда". Главным формообразующим элементом здесь служит легкий навес из профнастила, поддерживаемый ничем не отделанными стальными конструкциями, выразительными сами по себе: дополнительная отделка не нужна, разве что можно подшить навес снизу потолочными панелями. А вот переход через пути выглядит отвратительно, в духе провинциальных торговых центров. Правда, стоит сказать, что с другого ракурса (сбоку станции снаружи) павильон производит довольно неплохое впечатление.
Одновременно с этим свой вариант станции предложило архитектурное бюро WALL. И хотя разработкой станции продолжил заниматься Вигдоров, от WALL`а было позаимствовано очень многое.
На самом деле, я ло сих пор не знаю, как воспринимать этот проект: сильно мешает красивая подача, подающая проект в выгодном свете. Вроде бы ничего так, особенно идея покрасить металлоконструкции в белый цвет: но опять же, честное слово, я не знаю, как бы это выглядело на самом деле. Вот, подача экстерьера в итоговом варианте тоже создает впечатление чего-то эстетичного.
Вскоре проект эволюционировал во что-то вроде этого:
Вновь станцию накрыли вместе с путями, но уже более традиционным навесом. Проект стал напоминать производственный цех с зенитным фонарем, но по-прежнему, открытые стальные конструкции очень сильно вытягивают его, добавляя станции изящности и воздушности настолько, насколько вообще это можно сделать в цеху с платформами для пассажиров.
Итоговый результат практически идентичен по виду, за исключением одного: жизнерадостные и яркие зеленые панели заменены невнятной фиолетовой какой. Открытые стальные колонны подшили теми же поносными панелями, что и стены, что зрительно (и не только зрительно) утолщило их и сделало станцию совсем скучной и серой.
01.
Собственно, таково основное впечатление от станции: скучно и серо. Даже поругать-то особо нечего: сидя на скамейке и думая, что же написать про станцию, я чуть не заснул: спасло только то, что скамейка прикреплена криво и наклонно, и, к тому же, сантиметров на пять короче оптимальной ширины.
02. Скамейка.
Унылые и серые колонны сливаются с такими же унылыми и серыми стенами, ровный (хотя на рендере был профилированный) потолок не разнообразят цветные вставки скучного фиолетового цвета, почти не выделяющиеся. Серые и стандартные поручни обвивают серые и стандартные гранитные лестницы, уводящие нас... куда? Вместо навигации висят лишь таблички с надписью "место размещения указателя".
Что же скрашивает эту всеобщую безысходность? Только то, что и всегда - обнаженные металлоконструкции, изящество и эстетичность математически выверенной формы которых не убить никакому строителю.
03. Потолок в соседнем торговом центре. Ничего не напоминает? Немножко интереснее разбирать эргономику: здесь это можно, так как станция наземная, и общая конфигурация комплекса тоже была в ведении архитектора.
Станция имеет боковые платформы, три выхода, точнее, один вход и два выхода: вход расположен с краю, а выходы - посередине и с другого краю. Сооружение несимметрично относительно поперечной оси, в одной половине над путями идет крытая пешеходная галерея - это тоже выход, в лестницу перехода со стороны входа.
Начинается самое интересное: станция имеет два входа и пять выходов, при чем входы расположены с краю. Это странно и непонятно, зачем. Вполне можно было сделать входы по краям, а выходы в середине или наоборот, но более равномерно.
Удачно расположение пешеходных мостиков через пути: для транзитных пешеходов мостик расположен в торце станции, там, где проходит ось от бизнес-центра до торгового центра и парковки (и расположенной где-то там же автобусной остановки на проспекте Андропова). Для пассажиров же мостик расположен уже в середине платформы.
04. Внутри пешеходного коридора на верхнем уровне Обилие перфорированного листа делает пространство похожим на клетку; стекла, расположенные лишь сверху, к сожалению, со временем будут грязные (зная наше метро). Да и назначение этого мостика не совсем понятно: чтобы сделать еще один выход?
Входы и выходы, кстати, сделаны удобно: одна из редких в последнее время станций, где для того, чтобы зайти на платформу, не нужно преодолевать высоченные лестницы (к переходам через пути это не относится).
04.
Вызывает недоумение узость платформы. В общем-то, сама по себе она достаточно широка, но расстановка колонн выполнена не лучшим образом: опоры очень сильно загромождают пространство. И немалую роль в этом играют их увеличенные вследствие обшивки габариты.
05. Снаружи станция выглядит почти красиво. Панорама, кстати, кликабельна. Многие ругают шрифт, а вот я похвалю: при всей его ущербности он один интереснее всей остальной станции вместе взятой: шрифт хотя бы оригинален, а то, на что он прилеплен - нет.
Серая коробка с остеклением, к которой пристроена еще одна серая коробка с квазисовременными ребрами, символизирующими окна. Дырка посередине - это выход. На станцию смело можно водить экскурсии на тему "чем минимализм отличается от примитивной дешевки".
06. Бррр! Самый страшный ракурс. Гибрид Бастилии с известным фрейдистским символом.
Ну вот как-то так. Я уже давно сбился со счета отсутствующих панелей и даже начал различать серые колонны на фоне серых стен, чтобы не врезаться, но, к счастью, вовремя прибывший поезд отвез меня в совсем другое пространство:
07. Ну насколько же это лучше! И я не про дороговизну отделочных материалов.
На этой оптимистичной ноте предлагаю закончить традиционный обзор.