Leave a comment

Comments 30

tantalus2 November 14 2014, 01:20:19 UTC
Предполагаю, что католическая Мексика даже при том, что она отменила рабство за 30 с лишним лет до Линкольна, вызывала у Энгельса куда меньше симпатий, чем протестантская Америка. Католицизм для него был синонимом реакции. Вообще же, немецкие материалисты, например, Эрнст Геккель, чьи философские воззрения были Энгельсу весьма близки, были зачастую оголтелыми расистами и "научно" обосновывали господство белой расы.

Reply

tor_men_tor November 14 2014, 13:49:58 UTC
"Предполагаю, что католическая Мексика даже при том, что она отменила рабство за 30 с лишним лет до Линкольна, вызывала у Энгельса куда меньше симпатий, чем протестантская Америка."
То есть Вы предполагаете, что Энгельс не читал написанное Марксом за шесть лет до этого.

Reply

tantalus2 November 14 2014, 14:44:28 UTC
Нет, отчего же, думаю, что читал. Но я также предполагаю, что и Маркс, и Энгельс лишь весьма приблизительно были знакомы с политическими реалиями Америки.

Reply

spartako November 14 2014, 15:13:14 UTC
http://america-xix.org.ru/library/marx-civilwar/2.html

Бакунин бывал в США, как и многие другие из Интернационала и придерживался той же позиции.
Это если говорить о гражданской и "пограничных" штатах.
А вот по-поводу американо-мексиканской...возможно, хрен знает.

Reply


ryboved November 14 2014, 02:23:05 UTC
Действительно, коммунисты не исходят из концепций "морали", "справедливости" и "гуманизма", а только от интересов пролетариата, и шире из общих потребностей развития производительных сил и общества в целом. В соответствии с этим дается и оценка тем или иным историческим процессам и событиям. С этой точки зрения нужно оценивать и современные события.

Reply

tantalus2 November 14 2014, 03:01:36 UTC
Введение плантаторского рабства в Техасе Вы считаете развитием производительных сил и общества в целом?

Reply

jescid November 14 2014, 19:56:10 UTC
А что, религия мешает прочитать вот эту фразу Э. «И что за беда, если… » (см. цитату выше)

Reply

tantalus2 November 14 2014, 20:18:35 UTC
Это вопрос или утверждение?

Reply


tor_men_tor November 14 2014, 05:43:47 UTC
"Демократический панславизм" хороший пример того, что стоит отойти от классового подхода, стоит поддаться обиде и раздражению - и на Энгельса бывает проруха.

Reply

spartako November 14 2014, 08:27:29 UTC
Считаете, что он в этой работе излишне поддался эмоциям?

Reply

tor_men_tor November 14 2014, 09:59:36 UTC
Процитирую сам себя :)
"Хотя это и Энгельс, но не однозначна скорее сама статья. Приветствие отжима Калифорнии и "контрреволюционные народы" явно занесло отца-основателя. Оно простительно конечно - ждали с Марксом социалистической революции в Европе, а оно даже с буржуазными не совсем гладко вышло. Вот в раздражении Бакунину и отвесил."

Reply

spartako November 14 2014, 12:10:36 UTC
Интересная точка зрения ( ... )

Reply


red_w1ne November 14 2014, 14:50:14 UTC
У Энгельса есть такие пассажи. Вообще для классического марксизма это нормально - присоединение отсталой территории к развитой капиталистической стране рассматривается как прогрессивный шаг. Сейчас конечно читается как ересь.

Reply

spartako November 14 2014, 15:17:38 UTC
Империализм в действии, да, в этом-то к нему вопросов нет, тем более он знатно поработал над собой на старости лет.
Но речь ведь не об этом шла, а о противопоставлении помещичьей Мексики рабовладельческим США в пользу последних. Это как бы не свойственно никакому типу марксизма, анархизма и даже либерализма.

Reply

tantalus2 November 14 2014, 16:32:35 UTC
Осталось лишь договориться о критериях "отсталости".

Reply

Нет, это не ересь jescid November 14 2014, 19:52:28 UTC
Классовый подход не первичен, потому что само понятие «класс» связано с изменениями в обществе, диалектически зависит от степени развития ПО и ПС (произв. сил и отношений) и не является потому статичным.
Уже устаю повторять всё уповающим ныне на тех, кого до сих пор называют пролетариатом. Пролетариат, которому нечего было терять в начале 20-го века, и кредитный раб начала 21-го - это совсем разные по сути классы!

Т.е. рабы в США к тому времени формально могли иметь лучшие условия жизни, чем крестьяне в Мексике и потому Э. присоединения Техаса мог рассматривать как позитивное. Что логично.
Потому что рассуждения от «о, ужас! это же рабство!» не сулят быть разумными.

Собственно Э. же всё объяснил начиная с места «И что за беда, если…»

Reply


Leave a comment

Up