Рашид-ад-Дин. "Сборник летописей".
- В то время, когда Чингиз-хан захватил области Хитай и Джурджэ и хотел поставить в тех пределах войско, чтобы оно охраняло область и народ, он приказал, - поскольку оба они ловкие и мужественные, - из каждого десятка выделить двух людей, [чтобы] образовалось три тысячи; их он отдал им и поручил им те пределы и страну.
- Оттуда он отправил вперед Тулуй-хана на завоевание Хорасана с большим войском; из каждых десяти человек он соизволил назначить одного человека при нем.
- В то время, когда взяли страну Хитай и Джурджэ, Чингиз-хан повелел выделить из каждого десятка монголов двух человек. Так как он их нашел удалыми телохранителями [турхаа], то отдал им это войско [в числе] трех тысяч, поручив им охрану той границы, и они охраняли ее с тем числом войска. Значение [слова] кошакул следующее: из каждых десяти человек им дали два; „кош" - „оба в паре".
- По этой причине каждый назначил [в армию Хулагу-хана] из своих братьев и сыновей, не числившихся [в войске], либо рабов [гулам] и людей [просто] расторопных, из расчета по два человека на каждый десяток [своего войска], назначил старшими эмирами своих братьев и сыновей, которые были достойны должности эмира-темника и эмира-тысяцкого, и всех их послали с Хулагу-ханом в землю Иранскую.
- И еще при жизни Бату Менгу-каан назначил своего третьего брата, Хулагу-хана, с многочисленным войском в Иранскую землю и определил [выделить] из войск каждого царевича по два человека с десятка, дабы они отправились вместе с Хулагу-ханом и стали его помощниками.
- Все те дружины, которые были с Салинойоном, ныне, где бы они ни находились, все, по праву наследства, составляют инджу государя ислама Газан-хана. Сверх этих войск, определили, чтобы из всех дружин Чингиз-хана, которые поделили между сыновьями, братьями и племянниками [его], на каждые десять человек выделили бы по два человека, не вошедших в счет, и передали в качестве инджу Хулагу-хану, чтобы они отправились вместе с ним и служили бы здесь."
- Субэдай-бахадура и Чаган-нойона он послал с бесчисленным войском в пределы Хитая и в окрестности Манзи, Илджидая с назначенным войском он отправил на запад и приказал, чтобы из войска, которое находится в Иранской земле, из тазиков, выступило в поход по два [человека] от [каждого] десятка и, начав с еретиков, подчинило бы враждебные области.
Ибн Василь. "Гонитель забот по части истории Айюбидов".
- Когда Берке услышал, что войско Хулавуна уже вторглось в страну, он сделал воззвание к своему войску, чтобы садился на коня всякий, кому 10 лет (и более) от роду. Село народу столько, что не видно было ни начала, ни конца.
Ширази. "История Вассафа".
- Зимою 662 г., когда ювелир судьбы превратил реку Дербендскую как бы в слиток серебра, закройщик зимней шубы скроил горностаевую одежду соразмерно длине и ширине покатостей холмов и долин и гладь речной поверхности на один дротик затвердела как части камня, то войско монгольское, отвратительнее злых духов и бесов, да многочисленнее дождевых капель, по приказанию Берке-огула точно огонь и ветер прошло по замерзшей реке. От ржания быстроногих (коней) и от бряцанья (оружия) воинов поверхность равнины земли наполнилась грохотом ударов грома и сверканием молнии. Распалив огонь гнева, они дошли до берега реки Куры. Для отторжения искр злобы их Хулагу-хан выступил им навстречу со снаряженным войском. После боя и сражения он обратил их в бегство и затем повел войско в погоню. В Дербенде Бакинском они снова расстелили поле битвы и уперлись стопами нападения. Из войска Берке не уцелел ни великий, ни малый и почти весь народ был перебит; остальные, потерпев поражение, обратились в бегство. Хулагу-хан не дал позволения войску вернуться, и они без стеснения стали переправляться через поверхность замерзшей реки. Таким образом день за днем, стоянки неприятелей становились привалами ильханского войска. Когда оно расположилось на равнине владений царевича, то у Берке-огула, вследствие поражения и расстройства его войска и победы и торжества государя, истребителя врагов, запылало пламя гнева. Он отдал приказание, чтобы все войско, из каждого десятка по 8 человек, село на коней и принялось за состязание и борьбу. Они неожиданно нагрянули на войско ильхана, преградили им путь улаживания и примирения и отверзли длань произвола, чтобы пространство своих областей очистить и освободить от бедствий захвата и насилия чужеземцев. Прогнав их, они несколько переходов гнались вслед.
Ал-Омари. "Пути взоров по государствам разных стран".
- Он (Токта) отрядил против него из каждого десятка по одному человеку и число, отряженных дошло до 250 000. Это сказал Номан, те, которые вошли в счет и смету, сверх набора и добровольцев. Каждый всадник, говорил он, взял с собой двух слуг, тридцать голов овец, пять голов коней, два медных котла и телегу для перевозки оружия.
Джувейни. "История завоевателя мира".
Когда бы ни устраивал хан большую охоту (которая случается по наступлению зимней поры), он издает указ, чтобы те войска, что находятся в средоточии ставки и по соседству с ордами, готовились к лову, снаряжая по нескольку человек от каждого десятка в соответствии с приказом и собирали оружие и другие снасти сообразно месту, где будет вестись охота. ... Если вдруг понадобится войско, издается приказ, что столько-то тысяч людей должны явиться в такое-то место в такое-то время дня или ночи.
"Сокровенное сказание" в переводе С.А. Козина.
- Понравилось это слово Бельгутая Чингис-хану. Остановив охоту, он выступил из Абчжиха-кодегера и расположился лагерем по Халхе, в урочища Орноуйн-кельтегай-хада. Произвели подсчет своих сил. Тут он составил тысячи и поставил нойонов, командующих тысячами, сотнями и десятками.
- В отношении всех посылаемых в настоящий поход было повелено: "Старшего сына обязаны послать на войну как те великие князья-царевичи, которые управляют уделами, так и те, которые таковых в своем ведении не имеют, Нойоны-темники, тысячники, сотники и десятники, а также и люди всех состояний, обязаны точно так же выслать на войну старшего из своих сыновей. Равным образом старших сыновей отправят на войну и царевны и зятья" ... По отправке в поход старших.сыновей получится изрядное войско.
На китайском "тумен" или "темник" обозначаются как 萬戶. 萬 - "десять тысяч", 戶 - "двор, хозяйство, семья, род". Также и "тысяча" и "тысячник" - 千戶.
В книге Мункуев Н.Ц. "Китайский источник о первых монгольских ханах" на страницах 44-45 написано
"В 1234 г. при обсуждении вопроса о переписи населения еще раз проявилась противоположность интересов двух групп монгольской знати. В источниках это изображается как различный подход к тому, что принять за единицу счета при переписи - отдельный двор или каждого тяглого. По сообщению Сун Цзы-чжэня, накануне переписи между Елюй Чу-цаем и придворными монгольского хана начался спор. Монгольские придворные настаивали на том, чтобы каждый совершеннолетний мужчина (дин) считался самостоятельной единицей обложения (отдельным двором). При этом они ссылались на практику в странах Средней Азии и самой Монголии и категорически возражали против системы “погибшего государства” (ван-го), т. е. государства Цзинь, где по традиционной китайской системе за единицу обложения принимался двор, а не каждый тяглый. Действительно, как известно из “Тайной истории монголов” и “Джами-ат-таварих” Рашид-ад-дина, в Монголии, например, уделы, так называемые тысячи, укомплектовывались из подушного, а не подворного расчета".
Но выше уже был пример из Рашид-ад-Дина, где войско Хулагу набирали из "не числившихся в войске", но при этом - с "десятков"...
Волков С.В. "Служилые слои на традиционном Дальнем Востоке".
"Тумены и «тысячи» подразделялись в зависимости от реальной численности на высшие, средние и низшие: 7, 5 или 3 тыс. чел. и 700, 500 или 300 чел".
Отмечено это при Хубилае, и, если не путаю, там не "7,5 и 3 тысячи", а "от 3 тысяч и более" (三千之上), "от 5 тысяч и более" (五千之上), "от 7 тысяч и более" (七千之上), при этом "человек", "дворов" или "воинов" - не очень понятно. Хотя "тумен" опять обозначен как 萬戶. Уважаемый Р. Храпачевский полагает, что это новация Хубилая и до того "тумены" и "тысячи" были стандартными и одинаковыми, но совершенно непонятно - зачем Хубилаю вводить вместо "тумена в 10 000" систему, где "тумен" имеет произвольную численность "от 3 тысяч и более"? Тем более, что про "тумены неполного состава" во главе с тарханами/тоусянами, "уши" которых торчат еще из чингисовой организации 1206-го года, он позднее писал и сам. Еще Б.Я. Владимирцов писал про разделение монгольского народа на тысячи Чингисом:
"Конечно, деление это было очень приблизительным, во всяком случае, далеким от математической точности. ... Действительно, воспитанный в родовых взглядах, Чингис-хан чаще всего образовывал „тысячу" из представителей одного племени-рода и во главе ее ставил нояном тоже принадлежавшего тому же роду. Т. е. Чингис просто брал уже сложившуюся единицу, какое-нибудь поколение, какой-нибудь клан, т. е. аристократический род с его unagan bоgоlа-ми, напр., клан-род Манхут, закрепляя за ним уже выдвинувшегося предводителя, напр., Хуилдара; затем, по приблизительному подсчету, клан-род объявлялся „ тысячью "-minggan и отдавался в ленное владение Хуилдара; вместо рода или клана Манхут появлялась „тысяча" Хуилдара или „тысяча" войска Манхутского. Чингис, в подобных случаях, лишь закреплял и организовывал только то, что уже сложилось раньше в процессе развития общественных отношений".
В "Сокровенном сказании монголов" о событиях 1206-го года написано так - назначено 95 "тысяч", не считая лесных народов. А туменов? Туменов всего четыре (по одному в правой, левой и центральной рати и тумен лесных народов). Плюс разросшийся кешиг самого хана. То есть - не все "тысячи" были расписаны по туменам. Там же указано, что тысячники не были равны. Тот же Хорчи еще до того, как стал темником - командовал тремя "тысячами" бааринцев. При этом отдельно выделяется, что туменом лесных народов он должен ведать совместно с тысячниками Тахаем и Ашихом. При Мухали и Боорчу подобных "подручников" не упомянуто. Чжурчжедай получил четыре "тысячи" уруутов, но при этом не назван "темником". Можно добавить, что когда Рашид ад-Дин описывает "тысячи" Правого и Левого крыла, всего 100, у него в Правом крыле их 38, а в Левом - 62. А не 40 и 60, к примеру. Про личную тысячу Чингис-хана он специально оговаривает, что личная тысяча [Чингиз-хана], несмотря на то, что она главнейшая тысяча, [численно] не должна была превышать тысячи человек.
Опять же - Ширази. "История Вассафа"
"Из них Бату, который отличался проницательностью, правосудием и щедростью, сделался наследником царства отцовского, а четыре личные тысячи Джучиевы - Керк, Азан, Азиль и Алгуй,- составлявшие более одного тумана живого войска, находились под ведением старшего брата Хорду".
Так были ли эти "математически точные" тумены и тысячи до Хубилая?
При этом о размере "семьи"/"хозяйства", кажется, можно только гадать. Обычно считают по "5-6 человек на кибитку/юрту", но всегда ли в тексте имеется ввиду именно "малая семья"/"кибитка"...
Юань чао би ши - "Неизвестное доныне описание/история Юаньского двора". Или, как обычно пишут, "Сокровенное сказание монголов".
§ 226. "Прежний отряд турхаутов, вступивший в службу вместе с чербием Оголе, пополнить до 1000 и передать под команду чербия Оголе же, из родичей Боорчу. Один тысячного состава полк торхаутов передать под команду Мухалиева родича - Буха; другую тысячу турхаутов передать под команду Алчидая, из родичей Илугая; третью - чербию Додаю; четвертую - чербию Дохолху; пятую - родичу Чжурчедая - Чанаю; шестую - Ахутаю, из родичей Алчи. В седьмой полк, из отборных богатырей, поставить командиром Архай-Хасара. Этому полку быть несменяемым, повседневным полком - гвардии турхаутов. В военное время быть ему передовым отрядом богатырей". Итак, командированные по избранию от тысяч гвардейцы турхауты составили отряд в 8000. Ночной стражи - кебтеулов, вместе со стрельцами-лучниками, также стало 2000. И всего - отряд в 10000 человек - тьма кешиктенов. Чингис-хан повелеть соизволил: "Наша личная охрана, усиленная до тьмы кешиктенов, будет в военное время и Главным средним полком".
«§ 228. И еще повелел государь Чингис-хан: "Мой рядовой кешиктен выше любого армейского начальника-тысячника. А стремянной моего кешиктена выше армейского начальника - сотника или десятника. Пусть же не чинятся и не равняются с моими кешиктенами армейские тысячники: в возникающих по этому поводу ссорах с моими кешиктенами ответственность падет на тысячников".
1688 г. апреля 9. - Расспросные речи в Нерчинской приказной избе пленных монголов улуса Далая-хунтайджи о походе монгольских и маньчжурских отрядов под нерчинские и селенгинские остроги.
"И по ево де Карай-жаргуча[иву] выбо[ру] посланы под селенгинские остроги в осень мугальские многие люди. А ручной де бой у них лучной да копейщики, а збираны де те люди со всех тайш со 100 по 20-ти человек и больше. А корму де имано со всех же мугальских людей у всякого человека по борану, и збираны де верблюды и рогатой скот. И дано де ратным мугальским людем корму по 15-ти боранов да по скотине, по верблюду человеку. ... И в нынешнем де во 196 году марта в последних числех те де вышеписанные осталые люди посланы под Селенгинск же, а в прибавку де к тем людем имано со всякого улусу по 20-ти человек, а запасу де збирано с человека по 2 барана. И те де бараны погнали с собою".
Цааджин бичиг ("Монгольское уложение"). Цинское законодательство для монголов 1627-1694 гг. М. Восточная литература. 1998.
"В случае выступления против минского государства в походе от знамени обязаны участвовать один бэйлэ, два тайджи, сто конников. За нарушение приказа будет налагаться штраф в размере 1000 лошадей и 100 верблюдов. С тех, кто прибудет на установленное место сбора с опозданием в три дня, будет взиматься штраф в размере 10 лошадей. С того, кто не явится в то время, пока наше войско будет находиться на вражеской территории, будет взиматься штраф в размере 1000 лошадей и 100 верблюдов”
Тут требуется уточнение - указ от 1629-го года, когда монгольских "знамен" в лучшем случае два, если не путаю. И 100 человек от "знамени" - это очень мало. В монгольском "знамени" к концу 17 века 12 сомонов по 150 человек. А вот "100 всадников от сомона" уже на что-то похоже... (N.B. Всё-таки "знамя"/"хошун" - 旗, и не "сто конников", а "отборных воинов 100 человек" - 精兵百人).
По Крыму и ногаям:
Сборник Русского исторического общества. Том 41. Страница 196.
Сборник Русского исторического общества. Том 41. Страница 354.
Сборник Русского исторического общества. Том 41. Страница 378.Сборник Русского исторического общества. Том 95. Страница 706.Продолжение Древней российской вивлиофики. Том 9. Страница 102. Пастухов А.М. Восьмизнаменная армия в период Тяньмин-Канси (1616-1722).
"К 1626 г. структура ниру представлялась следующим образом: «30 человек из каждой ниру выполняют вспомогательные работы при знамени. В каждом отряде у них командир и 5 его помощников, 2 человека - авангард, 17 - охранение. Конных латников 20, пехотинцев 80, мастер-лучник - 1, кузнец - 1, ведающих снабжением и людей прочих вспомогательных служб по потребностям» [14].
[14] См. Е.И. Кычанов «Абахай», с. 30-31".
N.B. В данном случае, кажется, уважаемый Е.И. Кычанов воспользовался не самыми лучшими источниками, да и перевел с ошибками. Не "пехотинцев 80", а "пеших латников 18 человек" (步甲 ... 十八人) и так далее... Кроме этого - уважаемый А. Пастухов указал на еще одну занятную категорию - 养育兵, "воин, который находится в кадровом резерве и получает половинный продовольственный паек". А там ведь еще дворня (家人) есть и вольноотпущенники...
Кычанов Е.И. "Очерк истории тангутского государства".
"Окончательно система военной организации вооруженных сил Си Ся сложилась при Юань-хао в 1036 г. У тангутов существовала следующая система набооа на военную службу: каждый мужчина с 15 лет считался годным к несению военной службы - «дин» (букв, «совершеннолетний»). В регулярную армию брался один из двух динов, считавшихся «чао» - приписными. Второй из «чао» должен был сопровождать армию и выполнять при ней самые различные работы. Из четырех динов «военнообязанных» выбирали двух чао «приписных» - в регулярную армию и вспомогательные службы, а оставшиеся два дина назывались «кун дин» - пустыми или освобожденными динами. Общая численность тангутскои армии достигала 500 тыс.. В тангутскои армии было два основных рода войск - конница и пехота. Кроме того, имелось специальное соединение катапультеров (по-тангутски «посичжи»или «боцзи»), состоящее из 200 человек. Работы по инженерному обеспечению и снабжению войск выполняли специальные вспомогательные отряды".
Златкин И.Я. История Джунгарского ханства (1635-1758).
"В начале 1755 г. Хун Ли издал указ, обязывавший всех халхаских владетельных князей со всеми подчиненными им «военными или хотя невоенными, а годными к военному делу людьми в немедленном времени ехать на контайшинскую границу в мунгальское войско». От этой мобилизации власти не освобождали даже шабинаров, которых закон всегда освобождал от военной службы".
Батмаев М.М. Калмыки в XVII-XVIII веках. События, люди, быт. В 2-х т. 1993
У калмыков в рассматриваемое время каждый взрослый мужчина, способный носить оружие и управляться с ним, был воином. В случае сбора людей для похода или иной военной надобности, объявлялась раскладка по улусам, учитывающая общее количество кибиток - семей в том или ином улусе. Получив указание главы ханства, каждый нойон объявлял покибиточный военный сбор в своем улусе, причем пропорции раскладки определялись количеством людей, затребованных с каждого конкретного улуса: с каждой ли кибитки или от двух, трех и т.д. кибиток одного воина в полном боевом снаряжении.
Чаще всего призванные на военную службу должны были являться на специально назначенное для общего сбора место "одвуконь" (в очень редких случаях с тремя лошадьми) и с запасом пищи. Например, когда весной 1729 г. собиралось войско для отражения набега казахов, на местник Церен-Дондук приказал взять каждому воину по 3 лошади, да на пропитание по одной дойной кобыле, по три барана живьем, по суме пшена и по суме же сушеного мяса [38]. Если у призванных на службу не было лошадей, снаряжения и т.д., однохотонцы или аймачные люди обязаны были оказать помощь, если они этого не делали добровольно, то их заставляли и силой. В 1725 г. Нитар-Доржи, сын Чакдорчжаба, при сборе войска "у тех, у кого есть сто лошадей и больше, обирал и отдавал... тем, кому за скудостью не на чем было выехать".
Иногда дело для обедневших семей приобретало тяжелый оборот. В 1733 г. сын Доржи Назарова Лубжа, объявив военный сбор подвластным, "в улусы свои послал и велел збиратца всем; хотя у кого и лошадей нет, закладывали детей (в обеспечение взятого долга - М.Б.), а чтоб все по головам (поголовно - М.Б.) ехали" [39].
[38] Центральный государственный архив древних актов. Ф.36, д.36, л.80.
[39] Центральный государственный архив древних актов. Ф.36, д.65, л.122.
Beatrice Forbes Manz. The Rise and Rule of Tamerlane. Первое издание было в 1989-м.
Если правильно понимаю -
Ибн Арабшах. История амира Темура (пер. Х. Н. Бабабекова). Ташкент. Институт истории народов Средней Азии имени Махпират. 2007 В этом числе Самарканд и его области: Самарканд из семи туманов, Андиган с его окрестности из девяти областей, из него формируется десять тысяч бойцов.
Togan Z. V. Timur’s campaign of 1395 in the Ukraine and North Caucasus. - AUKA, 1958, v. 6, p. 1358 - 1371. Есть перевод на русский - Заки Валиди Тоган. Военная компания Тимура 1395 года на Украине и северном Кавказе (перевод с английского языка Резиды Сафиной) // Золотоордынская цивилизация. Выпуск 2. 2009
The Arabic text and the Latin translation of Ibn' Arabshâh were published by Samuel Henricus Manger as Ahmedis Arabsiadae vitae et rerum gestarum Timuri, Leovardiae, 1767, 2 vols; the French translation by Petis de la Croix, Histoire de Temir Bek, appeared in London, 1936.
Если правильно понял - тут ошибка. Де ла Круа перекочевал из предыдущей сноски, с упоминанием Язди. Тут должен быть "английский перевод Сандерса".
The Persian text by Sharaf al-dïn Yazdî was published in Calcutta, 1885-88, 2 vols; the French tarnslation by Petis de la Croix, Histoire de Temir Bek, appeared in Paris, 1722, 3 vols
Английский перевод Сандерса.
Tamerlane or Timur the Great Amir - Ahmed Ibn Arabshah. 1936 Samarkand with its provinces, has seven tumans, and Andekan (or Feraghan) with its districts has nine tumans; and tuman is the common name for a population that produces ten thousand soldiers.
Совершенно не так, как у Бабабекова. =/
Латинский перевод Мангера.
Оригинал арабицей приложен, но там я ничего разобрать не смог.
У Бартольда в девятитомнике это том II, часть 2.
Перевод В.Л. Вяткиным "Самаркандского вилаета" Мухаммада Салиха.
Дополнительно -
В.Л. Вяткин, Материалы к исторической географии Самаркандского вилаета. 1902. "Туманы" в качестве территориальных единиц постоянно мелькают у Бабура и Мухаммеда Бухари.
В области Самарканда есть хорошие туманы. К ним при- надлежит Сугдский туман и туманы, примыкающие к Сугду. Начало их в Яр-Яйлаке, конец - в Бухаре. Нет ни одного йигача пути, где бы не было селения или возделанных земель Они настолько знамениты, что слова Тимур бека «У меня есть сад, который тянется тридцать йигачей», [вероятно], сказаны об этих туманах.
У Вернадского в "Монголы и Русь".
Бартольд говорит, что тумен был наименьшей единицей административного деления и налогообложения. Это мнение может быть справедливым для некоторых территориальных делений в Центральной Азии более поздних периодов, но оно не годится для Монгольской империи и ее улусов. Сам Бартольд цитирует высказывание Ибн-Арабшаха, что тумен был территорией, которая давала десять тысяч бойцов, но довольно странно забывает об этом обстоятельстве в своем дальнейшем обсуждении проблемы. Бартольд ссылается на с. 17 каирского издания Ибн-Арабшаха 1285 г. хиджры. В латинском переводе С. X. Мангера отрывок звучит следующим образом: «Taumana (т. е. tuman, tumen по-персидски) antem vulgo dicitur societas, quae educit decem milia militum».
Козлов П.К. Монголия и Кам. Трехлетнее путешествие по Монголии и Тибету (1899-1901 гг.). 1947. Издание второе, сокращенное.
Тибетцы-кам, коими ведает губернатор Синина, делятся на северных и южных. Северные, или «намцо-кава-дэмцун-ниши-цзарна», то-есть пришельцы (в числе 25 хошунов) с берегов Небесного озера Намцо, ... В настоящее время северные тибетцы насчитывают у себя за 30 хошунов, хотя прежнее название «Намцо-кава-дэмцун-ииши-цзарна» сохранилось и как таковое известно всем обитателям Кама. ... Северные тибетцы-кам, фактически делясь на 30 с лишком хошунов, официально, по китайским данным, полученным нами от китайских чиновников, сборщиков дани, представляют лишь 12 подразделений, имея столько же и родовых старшин - бэй-ху, жалуемых чиновничьими белыми шариками. В помощь старшинам придаются так называемые бэй-чуны, украшаемые сининским цин-цаем медными шариками; такими; же шариками награждается и низший чиновничий класс, называемый гембу. В каждом хошуне состоят налицо один бэй-ху, один или несколько бэй-чунов и, наконец, всегда по несколько гембу; последние имеются почти во всех селениях. Бей-чуны обыкновенно ведают второстепенными, разделенными на участки хошунами. ... И северные и южные тибетцы однажды в три года платят китайцам около 5 тыс. лан серебра, или, переводя на наши деньги, 10 тыс. рублей. За сбором дана командируются из Синина в Кам два вэй-юаня, или чиновника особых поручений, в сопровождении конвоя. Общее число сининских китайцев простирается до 30 человек, кроме монголов или тибетцев, сопровождающих посольский караван. Местом жительства приезжие чиновники всегда избирают селение Чжэрку, лежащее неподалеку от правого берега верхнего Яицзы-цзяна, который здесь называется китайцами Тун-тянь-хэ. Сюда, во время пребывания китайцев, являются старшины хошунов и вносят известную дань. В таких случаях все северные тибетцы-кам фиктивно соединяются в 12 хошунов, что представляет для них своего рода выгоду.
То есть - "северные тибетцы" официально исчисляются в 12 хошунов и несут повинности перед Цин на этой базе, фактически их более 30 хошунов, а именуются они - "25 хошунов".
Численность населения отдельных хошунов далеко не одинакова; старейшие, богатые хошуны имеют до 500 палаток, тогда как вновь образовавшиеся хошуны едва насчитывают 70-80 палаток; приблизительная же цифра населения всех северных тибетцев-кам не превышает 35 тыс. человек.
Сходно и у "южных тибетцев".
На самом же деле власть нанчин-чжалбо распространяется только на южных тибетцев-кам; но даже и в таком случае владения этого хана считаются одними из самых обширных во всем Восточном Тибете. Общая численность нанчинских тибетцев достигает 30 тысяч человек. ... Южные тибетцы-кам, а частности, известны под названием «нан-чин» или «нанчин-дэ-шог-сумчи-сорна», что значит нанчинские 35 хошунов, хотя последних в действительности не 35, а 36.
Оружие и организация.
Другое дело сабля, праща («урду») и кнут, которыми неизменно бывают вооружены тибетские пастухи при исполнении своих обязанностей. Первая- вечная спутница тибетца - носится в видах всегдашней готовности постоять за себя; последние же две - как средство для управления скотом. Тибетцы большие мастера в метании камней из пращи, которая между прочим входит в состав вооружения тибетских воинов низшего разряда. ... Кроме сабли тибетцы располагают и другим холодным оружием - пикой, а из огнестрельного - фитильным ружьём («мимда») с сошками; боевые принадлежности тибетцы сберегают в такой же кожаной сумке, в какой хранят их и цайдамские монголы, вооружение которых вообще близко подходит к вооружению тибетцев. У цайдамских монголов недостает пращи и укороченной, для пехотинцев или действия в пешем строе, пики, древко которой сплошь обвито толстой железной проволокой и снабжено у основания прочным грубым острием, служащим для втыкания пики в землю. Как женщины гордятся своими бусами и янтарём, так одинаково, если только не больше, гордятся мужчины своими воинскими доспехами, в особенности ружьём и саблей, на украшение которых серебром и цветными камнями тратится не мало денег. Боевым видом, молодечеством, удалью в Тибете, как и вообще в Центральной Азии, главным образом и оцениваются достоинства людей, способных быть начальниками. Резвые кони, с хорошим звонким убранством уже издали привлекают внимание придорожного населения или встречного каравана. Пестрый - тёмнокрасный, синий, желтый - наряд очень красит гордых тибетских всадников, в особенности чиновников, перед которыми, как и перед каждым повелительным словом бэй-ху, местные простолюдины смиренно и низко склоняют головы. ... Тибетские лошади, сильные и выносливые, ценятся довольно дорого, несмотря на свой небольшой рост и некрасивые стати; хорошими иноходцами тибетцы так же гордятся, как и лучшим оружием. Как и в Монголии, здесь лошадь служит исключительно для верховой езды. В качестве же вьючного животного является неизменный як, который в жизни тибетца вообще играет такую же важную роль, какую у монголов верблюд.
...
В целях поддержания внутреннего порядка и гарантия безопасности извне, северные и южные тибетцы-кам, подобно тому, как и другие малоподчиненные китайцам обитатели Тибета - лин-гузэ, дэргэ, хор, или даже совершенно неподчиненные - иголок, сэрта, дунза, - хотя и не имеют постоянного войска, как мы его понимаем, но тем не менее, по первому требованию своих начальников, скоро выставляют необходимый по численности отряд в полном боевом снаряжении и походной готовности. В таких случаях северные тибетцы-кам из каждой семьи выставляют по одному человеку в возрасте от 18 до 55 лет, хотя в крайности призываются и 12-летние мальчики и 70-80-летние старцы. Две последних категории воинов обыкновенно остаются при лошадях вовремя самих стычек. Состоятельные тибетцы являются на войну с ружьем, тремястами зарядов, саблей, пикой и пращей; те, которые победнее, имеют только часть указанного вооружения. Лучшим стрелкам, которые располагают нередко двумя ружьями, придают помощников, на обязанности которых лежит только заряжение ружей и подавание их батырям. У южных тибетцев-кам военная организация несколько иная. Здесь хошунные начальники ежегодно представляют списки воинов самому хану для проверки. Общая численность наньчинских воинов простирается до 8 тыс. человек, делящихся на три категории или разряда. Первая категория в 2 тыс. человек ежегодно представляется на смотр в полном боевом вооружении - при ружьях, саблях, пиках и трехстах зарядах. Вторая категория четырехтысячного состава является слабее вооруженной; одни из её воинов располагают ружьём и пикой, другие ружьём и саблей, иные же исключительно холодным оружием; наконец, третья категория, равняющаяся первой по числу воинов, выезжает на смотры только с саблей или пикой и пращей. Для воинов нанчин-чжалбо возраст не установлен, хотя и здесь в роли коновожатых являются, по большей части, старые и малые. Предводителями отрядов назначаются испытанные в боях хошунные начальники, которые бывают вооружены лучше других.
У "южных" тибетцев на 30 тысяч населения - 8 тысяч воинов в списках. При этом автор опять пишет, про коноводов из старых и малых - которые, однако, в списках никак специально не выделяются - там есть только градация по вооружению.
Для сравнения - Фукидид (V.64.3 и V.72.3)
Лакедемоняне приказали из своих союзников аркадянам собраться и следовать непосредственно за ними к Тегее. Сами они прибыли все к Оресфию, оттуда отослали домой шестую часть войска, в том числе старших и младших воинов, для охраны родины, а с остальным войском явились к Тегее.
...
Во время рукопашной схватки с неприятелем правое крыло мантинеян принудило к отступлению лакедемонских скиритов и Брасидовых воинов; мантинеяне с союзниками и тысяча отборных аргивян пробились на пустое место, где линия была разорвана, стали наносить большой урон лакедемонянам, окружили их и гнали до повозок, убили даже несколько старых солдат, поставленных на страже их.
P.S. Опять к вопросу численности крымского войска. Ранее уже отметили, что численность населения ханства на 16-17 века существует в виде диапазона с кратными допусками. Поход на Москву для крымского войска - это многомесячная экспедиция, ориентировочно 5+ месяцев от выступления до возвращения,
если не делать из овцы джип. Значительная часть населения ханства уже к середине 16 столетия - оседлое, да и отрыв от кочевого хозяйства всех или почти всех мужских рук на полгода выглядит делом сомнительным. Из примеров выше видно, что никакими волшебными секретами "мобилизации всего мужского населения" кочевники не обладали. Да, они могли поднять едва не большую часть боеспособных мужчин - но, как кажется, на ограниченное время и в крайне острых обстоятельствах.
Поэтому "простой подсчет" вида "каждый пятый от 250 тысяч населения, того 50 тысяч войска", как кажется, чрезмерно оптимистичен. Для примера (все числа условны) - из 250 тысяч населения половина оседлые. Того не "250", а "125 и 125". Боеспособных мужчин - где-то шестая часть. Того - "21 и 21". При "обычной мобилизации" имеем "20 со 100", того - около 8000 войска, включая мотлох. В реальности - скорее даже несколько меньше. При "тотальной мобилизации" для масштабного, но дальнего похода - 1/5 с оседлых и 2/3 с кочевников. Тогда - "21/5 + 21*2/3" - того 18 тысяч, опять же - с мотлохом, и - это числа скорее по верхней границе, которой на практике, скорее всего, достигали редко. Мало? А смотря с чем сравнивать, если с "русским войском по В.Пенскому" - то да, мало. А если воспользоваться оценками О.Курбатова или О.Комарова - солидная сила, с которой требуется считаться... Что характерно - опять видно, как оценки цепляются друг за друга. Меняем одну переменную - и для сохранения итога нужно менять и другие. Или итог пересматривать.
P.P.S. А ведь "тысячи" и "тумены" кибиток/дворов/людей могли с "тысячами" и "туменами" войска и просто толком не совпадать и не пересекаться...