Начну, как всегда (когда есть), с восторгов. Сегодня есть:
«Un Secret» Клода Миллера. В прокате переводится как «Секрет», хотя по смыслу скорее «Семейная тайна». Ну все возможные достоинства встретились в этой картине: кинематографичность, глубина, многослойность, неоднозначность суждений - и половины хватило бы за глаза для хорошего фильма. Целую неделю после просмотра вспоминались всякие пропущенные под первым впечатлением детали: например, какие-то кадры, показанные в начале фильма, которые понимаешь только в конце. Или цветное настоящее, черно-белое прошлое, а самое давнее прошлое (которое «тайна») - снова цветное. Влюбившись сразу в это кино, я даже не знала, что герой фильма Гримбер - не только реальное лицо (фильм сделан по его автобиографии), но еще и светило психоанализа. Этот факт накладывает еще один слой на и без того многослойную структуру этого фильма и помогает понять, чем он так отличается от других.
Вот интересная статья, рассказывающая про фильм и про режиссера - и даже неплохая, если отвлечься от нетрадиционно расставленных знаков препинания и лихого термина «шансоньер». Но может быть, лучше читать эту статью после просмотра, чтобы хоть в начале его у вас было бы это ощущение нераскрытой тайны. Все актеры необычайно хороши, но меня особенно поразил Брюэль - тот самый Патрик Брюэль,
«шансоньер, в прошлом любимец девочек-подростков» , а нынче «Notre Patrick National», как называет его французская подруга Ирка. И если раньше я, вслед за Иркой, относилась к его популярности не без иронии, да и вообще ценю во французской песне другие направления, то теперь так зауважала Брюэля, что бегом побегу на его концерт. 26 мая он будет петь у нас в Израиле в Парке Раанана - я точно иду, заявки по сопровождению принимаются. Принимаю также советы, что еще смотреть из фильмов Миллера - их не так много, судя по фильмографии.
Гости притащили «Ускользающую красоту» Бертолуччи (
«Stealing Beauty»). Красота Лив Тайлер не ускользнула от меня, равно как и красота сочных итальянских лугов и прочих пасторальных пейзажей, на фоне которых разворачивается действие, зато ускользнул смысл этого действия, и кино показалось столь же пустоватым, сколь красиво сделанным. Впрочем, если в этом и состоит его смысл - то фильм удался. Специальный приз отходит нашей подруге Алиске, виртуозно отгадавшей счастливого избранника героини, недаром она (не героиня, Алиска) молчит в ЖЖ под гордым ником
fontrir.
Очень красиво снято и «Путешествие с домашними животными» неизвестного мне доселе режиссера Веры Сторожевой. Правда, критика ругается, что ее кинематографические гиммики то ли банальны, то ли вообще не по делу. Однако меня, ввиду кинематографической серости, можно смело кормить всякими там наплывами и длинными и крупными планами: поскольку так красиво и задумчиво мне не часто делают, я на все такое благодарно покупаюсь. Еще, начитавшись критики, поняла, что в финале картины главная героиня (тезка моя) выплывает на утлой лодочке в речной простор навстречу всеобщему счастью и новой прекрасной жизни, преодолев неверие, недоразумения, предубеждения и трудное детство. А я почему-то решила с налету, что на худой этой лодочке она топиться поехала, чтобы так вот в пароксизме солнца и счастья, с козой и с ребенком уйти в мир иной, и по мне так это гораздо более красивый конец, чем тот, который на самом деле. Так что можно сказать, что фильм мне понравился по ошибке, а теперь не нравится.
Издержки демократии привели к просмотру жуткой фигни под названием
«Everyone Says I Love You». Сколько я ни сопротивлялась просмотру кина с таким названием, да еще и с Вуди Алленом, да еще и с песнями 30-х годов, исполняемыми героями по ходу дела - так нет ведь, скрутили и усадили, друзья называются. «Ироническая оперетта» была досмотрена до конца (под лозунгом «всюду жизнь» и «их нравы»), но без всякого удовольствия. А вот «Матч-Пойнт», между прочим (который Вуди Аллен без Вуди Аллена), был вполне себе ничего. Интересно, как в этом плане «Мечта Кассандры»: как Вуди Аллен или как «Матч-Пойнт»? Это я типа интересуюсь, стоит ли мне смотреть.
Давно собирались и наконец-то посмотрели
«The Remains of the Day» («Остаток дня») по одноименному роману Кадзуо Исигуро, с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в главных ролях. 4.5 звезды, «High Artistic Quality»? Пожалуй. Тонкая работа сценариста (ведь пришлось полностью переделать монолог в диалоги), прекрасная актерская игра - но с книжкой, конечно же, не сравнить. Что ж, лишний повод перечитать. А также попробовать посмотреть что-нибудь еще этого режиссера
(James Ivory); по словам Олмуви, многие из-за этого фильма считают его британцем, хотя он странным образом американец).
"No Country for Old Men (2007)" («Старикам здесь не место» в переводе) в любом случае собиралась посмотреть - не потому что Оскар, а потому что братья Коэны, а тут еще и критика (абсолютный шедевр vs абсолютный отстой) заинтриговала. Первое негативное впечатление: обидно не получить от уважаемых братьев то, к чему я привыкла и за что, собственно, их люблю: их фирменный тонкий, ненавязчивый юмор, пропитывающий каждую секунду фильма, так что ты никогда не знаешь, шутят они или серьезны - восхитительная игра, которая здесь напрочь отсутствует. Во-вторых, гнетет беспросветность - может, потому и юмору здесь не место, наряду со «стариками». Которые по смыслу оказались вовсе не старики, а нормальные человеческие люди, старый добрый мир, которому нет больше места в этой жизни.
Перечитала после фильма, что пишут. Пишут, что фильм нужно воспринимать в контексте «Просто кровь» - «Фарго» - «Старикам здесь не место». «Просто кровь» я не видела, но параллель можно провести и с «Фарго»: если в «Фарго» добро в конце концов побеждало зло, и убедительно так побеждало, то здесь происходит торжество абсолютного, иррационального зла, полный мрак и конец света. Кстати, параллель Чигур - террорист мне кажется очень и очень релевантной.
Американоязычные юзеры говорят, что, судя по отзывам русскоязычных, фильм много чего потерял в переводе: начиная с речи шерифа, по ходу меняющего акценты с южнотехасского на огайский и кончая другими смысловыми коннотациями (игра со временем, отсылки к фильмам 70-х годов и т.д.), а тем, кто это понимает, непонятны упрощённые трактовки этой воистину замечательной, тонкой РАБОТЫ талантливых людей... (ссылку не даю, а то там с ошибками). Кроме того, пишут, что после "Человека, которого не было" у Коэнов пошел полный порожняк (даю для справки
ссылку на эти фильмы 2003 - 2006 годов), и «всем верным поклонникам замечательных Коэнов просто радостно возвращение (выздоровление) любимых дядек после попыток снимать "нормальное семейное" кино». Тут я согласна, что лучше Чигур, чем нормальное семейное.
А Бардем рулит. Абсолютно невозможно поверить, что этот же актер играл в «Море внутри» (кстати, чудесный фильм, я ведь уже хвалила?). И совершенно непонятно, почему «Оскара» ему дали "за лучшую мужскую роль второго плана". По-моему, этот мрачный отморозок Чигур и есть главный герой фильма, поскольку, как и сказано, «старикам» здесь не место.