Север Израиля: Амирим, Гамла, Хула

Dec 07, 2006 12:26

Чегой-то я никак с темы туризма не слезу. Не успели с Канадой разделаться - как давай теперь на израильское министерство туризма паши. А что делать?

В этом году получилось так, что родная фирма обещала нас всех вывезти в сентябре в Эйлат по поводу ейного двадцатипятилетия. И только она это объявила нам всем на радость, как случилась вторая ливанская война, будь она неладна - и тогда начальство сказало: а знаете что, ребята? нечего вам в Эйлат в этом году, а вот вам две тыщи шекелей в зубы, и езжайте-ка вы на север поддержать тамошний пострадавший туризм: все, что потратите в пределе этой суммы на жилье, еду, достопримечательности и прочие заповедники - вернем, но при условии, чтоб было северней Хайфы. (Заметим, кстати, что за такой образ мысли начальство наше достойно всяческого уважения.)

И мы тогда стали искать себе циммер, причем неконвенциональным манером: раньше мы всегда искали подешевле, а теперь решили, что красиво жить не запретишь, особенно если у тебя такая сумма в зубах, и будем искать подороже. Циммеров этих на севере вагон и маленькая тележка, даже и непонятно было, как выбирать-то. Но тут я увидала картинку на сайте (кто-то из ребят с работы успел в этот циммер съездить) - и поняла: нам туда.

30 ноября 2006

И вот в четверг мы удрали в пол-второго с работы и рванули в верхнюю Галилею. Начнем с того, что это такое очень специальное удовольствие - удрать в середине дня с работы, когда еще светло, а если при этом еще и не домой, а отдыхать - то вообще. Докатили до места довольно быстро, раньше четырех, и это было очень вовремя, потому что темнеет сейчас рано, в половине пятого примерно. Амирим оказался очаровательным, уютным таким, небедным поселком: циммер чуть не в каждом доме.



Наш циммер назывался «Ноф эсер», что на ивритском сленге означает примерно «зашибись-какой-вид». Ну и правда, войдя в циммер, мы просто ахнули: окно во всю стену и вид на Голаны и на Кинерет - и правда зашибись.



Сам циммер тоже сделан с большим вкусом... хм! когда мы говорим «с большим вкусом», это в сущности, означает «с моим». Из чего следует, что у любого человека хороший вкус... что-то я запуталась. Короче, если бы я вдруг занялась сдачей циммеров - то вот именно так я бы их и оформляла. Но что там циммеры, когда я еще до них доберусь, чтоб сдавать - а вот ванную у себя в доме я бы тоже сделала именно такую,


если б мне, конечно, разрешили разломать то, что есть... Но впрочем, я отвлеклась. 850 шекелей за ночь на конец недели - это, конечно, дороговато будет. Но если зайти с другой стороны, то один из рекомендованных мне циммеров стоил, помнится, 1300 - так что в общем, можно сказать, что этот достался подешевке.

Тем временем на улице стремительно темнело, а закат у нас загораживала соседняя избушка - и тогда мы пошли гулять по поселку в поисках правильных мест для созерцания заката, и легко их нашли в десятке метров от нашего дома.


Вот тут внизу как раз наши избушки:


Далее наш маршрут пролегал через местную булочную, славящуюся здоровой выпечкой, и там мы покупили парочку здоровых бурекасов из цельной муки и такой же яблочный пирог. Тут надо сказать, что поселок славится и даже кичится своим вегетарианством и вообще здоровым образом жизни, и есть в этом своебразный выпендреж и элегантность. Но мы не из-за этого сюда поехали, случайно так получилось. Пирог, между прочим, оказался вкусным, а бурекасы из цельной муки - ээээ... во-первых, будем их считать здоровой пищей, а во-вторых, в категорию «есть можно» они вписываются легко, а большего от здоровой пищи ожидать не приходится.

Будучи в тех краях, невозможно было не посетить Графа Исраклия ду Наму, чья кармиэльская усадьба находится в получасе езды от Амирим. Щадяще-индийская еда, изобретенная и собственноручно приготовленная графом, была выше всяких похвал -


а уж о прочих радостях общения я и не говорю. И если граф выложит сюда рецепт своего кулинарного изобретения, то я ему буду очень-очень благодарна.

Вернувшись из графских хоромов в наши, понежились в джакузи и завалились спать. А назавтра решили поехать в Гамлу.

1 декабря 2006
Утром проснулись, выглянули на балкон, а там -


Попили кофе на балконе, и я робко предположила, что мол ну ее Гамлу совсем, но Левка посмотрел на меня со значением, и мы поехали. Ехали долго, между прочим - целый час, я даже не уставала поражаться, насколько широка страна моя родная.

В Гамле руководствовались проспектом, какие всегда выдают в нац. парках, а также рассказами предшественников. gava хорошо написал про Гамлу - кратко и по делу, а вся эта моя писанина - это так, наши пять копеек и отчет о времени, проведенном вдали от ЖЖ. Сначала сбегали поглядеть на дольмены, это совсем близко. На обложке проспекта эти дольмены кажутся огромными, а в натуре они оказались совсем маленькими. На следующей фотке отчетливы видны 1) дольмен 2) красный маршрут 3) я в виде не то пастушка из оперы, не то Христа в холмах Галилеи.



К водопаду не пошли - не сезон, развалины византийской церкви тоже почему-то игнорировали - наверное, спешили на наблюдательную площадку, к орлам. То есть они на самом деле не орлы, а грифы, но мы будем для удобства, как и все, называть их орлами. Так вот, орлов этих мы наснимали в промышленных количествах, но не лучшего качества, ибо они все норовили упорхнуть из кадра. Запечатлев все же тех, что не успели смыться,


мы отправились осматривать окрестности и минут через десять обнаружили себя на тропе, стремительно ведущей вниз-вниз-вниз - к развалинам древнего города Гамла. Тут меня настигли помрачение разума и потеря бдительности, и я позволила тропе увлечь себя вперед и вниз. Скакать вниз меж камней, с великолепным видом на треугольную гору Гамлы и укрепления старого города,


с озером Кинерет на заднем плане


и все теми же вездесущими орлами на переднем было легко и приятно.

Побродили по развалинам, и повспоминали кто что помнил из "Иудейской войны" Фейтвангера, где подробно описывается история осады города. Вспомнили и это прекрасное стихотворение Юрия Михайлика, когда-то найденное через mz1313 - впрочем, однажды увидев, трудно это стихотворение забыть:

В Гамале все погибли, кроме двух сестёр Филиппа.
Во время тройной зачистки их не смогли найти.
Гамала относилась к городам крепостного типа,
куда очень трудно ворваться и откуда нельзя уйти.

С трёх сторон высокие стены, а с четвёртой - гребень обрыва,
висящий над чёрной прорвой, куда страшно даже смотреть.
Около пяти тысяч жителей, когда ещё были живы,
бросились в эту пропасть, предпочитая лёгкую смерть.

С ними были деньги и вещи - довольно странный обычай!
Спуститься туда сложно, подниматься еще трудней.
Но кое-кто из солдатиков всё же вернулся с добычей.
(И некоторые предметы сохранились до наших дней.)

Хронист, описавший все это, был горек, сух и спокоен.
Он пришел туда с победителями, в одних цепях, налегке.
До того, как попасть в плен, он был храбрый и стойкий воин,
и командовал обороной в небольшом городке.

Потом их загнали в пещеры и обложили туго,
и когда между смертью и рабством им пришлось выбирать,
они после долгих споров поклялись, что убьют друг друга.
Он остался последним. И он не стал умирать.

Он писал прекрасные книги. Он улыбался славе.
Его любили красавицы. У него удалась судьба.
Он и сегодня известен нам как Иосиф Флавий.
Флавий - это имя хозяина. А Иосиф - имя раба.

Мы обязаны памятью предателям и мародерам.
Мы обязаны сладостью горьким всходам земли.
Мы обязаны жизнью двум девочкам, тем, которым
удалось спрятаться так, что их не нашли.



Ну а дальше настал час расплаты за проявленное легкомыслие. Любишь кататься - люби и саночки возить. Назад надо было карабкаться либо обратно по тем камням, по которым мы сюда припорхали (эта тропа называется ancient path), либо по дороге, гораздо более длинной, но зато пологой. Уже ступив на дорогу, мы с удивлением обнаружили надпись, что мол нет по ней ни прохода, ни проезда, а только для специальной подвозки, а она сегодня не ходит. Ну мы решили, что запрет объясняется опасностью столкнуться с подвозкой, и почапали. Часа полтора продолжалось это удовольствие, если не больше. По дороге видали вот этого младшего брата Devil's Postpile:


а больше ничего интересного.

И еще двадцать минут уже по верху плато, по красному маршруту, мимо мемориала, на парковку, уже заполнившуюся машинами до отказа (а в 10 утра их было всего три). Оценив нашу сегодняшнюю прогулку, мы решили, что стоит, пожалуй, покупить у них годовой абонемент, чтобы был стимул шляться по подобным национальным паркам и заповедникам еще и еще.

Усталые, но довольные, мы поехали в Рош Пину через Кацрин. По дороге увидели вот это


и с лихвой восполнили некоторую нехватку красок сегодняшнего утра.

В Рош Пине надо было найти tigra_polosatay. Левка обычно возмущается указаниями типа «не доезжая до Цфата, свернуть налево, и там будет розовый дом» - но что поделать, если указание полностью соответствовало истине? Найдя и осмотрев прекрасный Тигрин розовый дом с видом на тот же Кинерет, мы все втроем поехали гулять в старую Рош Пину. Правда, было уже темновато и фотографий не получилось - разве что вот эта:


Зато мы замечательно посидели в кафе «Шоколата», где объелись этим самым шоколадом по самое не могу (кроме Тигры, которая пила кофе с водой, как следует из фотографии ;).


Очень уютное заведение: даже кошка у них там такая специальная, которая приходит к тебе и притуляется бочком, пока официанты не заберут.

Ну и дома поужинали чем бог послал, отсидели свое в джакузи и посмотрели пол кина (у нас в циммере еще и домашний кинотеатр установлен). И спать! А сны на этой кровати, под этой периной снятся цветные и увлекательные.

2 декабря 2006

Утро, чтоб не быть фраерами, провели на балконе с видом на Кинерет. Тут и обнаружился единственный недостаток нашего циммера: солнце светит прямо в морду, и хорошо бы козырек что ли какой от него...

Вчера, после долгих сомнений, я таки записалась на «типуль», т.е. массаж. Левка вообще не переносит покушения на него массажистов, а я обожаю, но тут цена немного того, зашкаливала. Немного поразмыслив, я решила, что это мы тогда, пожалуй, запишем на счет фирмы, а более легитимные траты (такие как абонемент в нац. парки) - на свой. И вот, в 11 часов (красиво жить не запретишь!) я отправилась к Ури в «Лесное спа».

Заведение это стоит на краю поселка и представляет собой шестигранную избушку с натуральной дыркой в потолке, в которой маячат зеленые ветви деревьев. Восточный декор и музыка, свечки для уюта, на полу кастрюлька с горячим маслом и в ней черные плоские камни. Как раз мне было очень любопытно, что это такое: массаж горячими камнями. И это таки кайф, и радость не только для тушки, но и для души тоже. Так вот лежишь, глаза прикрыл, над тобой зеленые ветки, под тобой горячие камни, и размышляешь о том, что жить надо правильно. Чего стоит только тот факт, что вернувшись, я таки позвонила в группу йоги и почти туда записалась. Телефон мне дал Ури: позвонил, как обещал, и дал телефон учителки, у которой занимался его друг из Модиина.

В час дня покидали вещи в машину и поехали смотреть птичек в Хулу. Нелегко было покидать эти хоромы, прямо скажем - но и птички тоже не ждали.

Сначала поехали в уже знакомый нам заповедник, «Шмурат аХула».


Мы там уже были лет шесть, что ли назад - когда выгуливали свой предыдущий абонемент. На этот раз было интереснее, чем тогда - то ли живности туда понаехало, то ли растительностью место приукрасилось.


Была там куча птиц всяких форм и расцветок,


черепашек и сомов. Детишки с мостков кидали сомам хлеб, и те в рамках здоровой конкуренции кидались на хлеб и друг на друга, шевеля усами и широко разевая свои варежки на красной подкладке.
Упоительное зрелище:


Черепашки плавали в болоте и грелись на солнышке


Непонятные черные птицы (позже гид их назвал как-то вроде "помораним", но ничего похожего я в словаре не нахожу) обвешали деревья как причудливые плоды.




(Апдейт: птицы оказались "корморанами" (бакланами) - спасибо lenay и leprechaun!)

Буйные хвощи


гигантские злаки


и прочие первобытные культуры придавали особый шарм и таинственность этому необычному заповеднику.




Все это мы обежали примерно за час, потому что на четыре у нас была заказана ТЕЛЕГА. А это уже совсем другой рассказ и другое место - «Агмон аХула». А этого парка и в помине не было во времена нашего прошлого путешествия.

Агмон аХула - это еще 4 км на север от заповедника Шмурат аХула, и там как раз и можно заказать эти птиценаблюдательные экскурсии под девизом «прокати нас, Ванюша, на тракторе». Выглядит это довольно смешно:


А идея в том, что на такой колымаге можно очень близко подъехать к птицам, ибо они не только не боятся сельскохозяйственного транспорта, но даже где-то его любят, потому что с таких телег и кукуруза иногда может перепасть, или еще чего вкусненького.

В долину Хула птицы садятся на отдых и "подзаправку" по дороге в Африку, а некоторым тут так нравится, что они и остаются на всю зиму. Вот нынче, к примеру, 70 тысяч серых журавлей как прилетели, так и живут. Они удивительно красивы, особенно когда танцуют свой брачный танец. В принципе, сейчас еще им не время, но некоторые из них и сейчас на закате дня вот так взмахивали крыльями и пританцовывали. Сейчас Левка меня убьет за этот снимок, а по-моему, есть в нем что-то такое эдакое...


Еще видели большие стаи пеликанов


и маленьких шилохвосток (avocet, סיפן) - но в основном журавлей.




Ужасно жалко, что не было хороших условий для фотографирования. И так эти птички все время в движении, что твой мельник - а тут еще и телега трясется, как настоящая. И к тому же время с 4 до 5 - от сумерек до полной темноты. Вообще-то этот последний заезд считается чуть ли не самым лучшим - ибо именно в сумерки все птицы слетаются на озеро спать. Там, на воде, они находятся в безопасности от хищников, а спят они стоя на одной ноге. И действительно, то было таинственное и завораживающее зрелище - когда многочисленные стаи птиц тучами слетаются на озеро


и пристраиваются на ночлег. Но - темно, черт побери!

А когда совсем уже стемнело и почти все птицы улеглись себе спать на одной ноге,


на охоту вышли ночные звери: дикие кабаны и шакалы. Мы бы их и не заметили, но гид показал - и правда: кабаны степенно шествовали к озеру, шакалы торопливо трусили в поисках какого зазевавшегося журавленка. Еще гид нарассказал нам кучу всего интересного: про то, как осушив в долине Хула болота, нарушили экологию - и в начале 90-х было решено частично восстановить болота (напомнило мне одного героя «Русского романа», который занимался примерно тем же); про то, что вожак, летящий в вершине клина - не та птица, что знает дорогу (все знают), а самые сильные птицы стаи, которые в состоянии рассекать воздух, чтоб остальные могли лететь в фарватере; таких вожаков несколько, и они сменяют друг друга по очереди. Что все птицы знают дорогу - это очевидно и логично, но вот тогда вопрос: почему некоторые улетают, а некоторые остаются? Этот вопрос мы так и не успели задать нашему замечательному гиду-трактористу. И еще оказалось, что «агмон» - это не маленькое озеро, как все думают (это был бы «агамон»)- а такое специальное растение, которое вымерло с осушением болот, а теперь вот опять живет-поживает.

Можно было (и даже проще!) заказать ту же телегу на светлое время, и можно было бы больше всего наснимать - но тогда бы мы не увидели этой мистической картины птиц, слетающихся на ночлег... короче, нет в мире совершенства. И да! Телегу надо заказывать заранее, вот телефон: 04-6817137, а официальное имя ее «агалат мистор».

Мы с этой телегой заезжали (открывая и закрывая ворота) на те площади заповедника, куда нет доступа остальным отдыхающим. А остальные могут себе прогуливаться по открытой территории, и не только пешком. Там же имеется солидный парк транспортных средств: велосипедов обычных и необычных, электрических машинок и прочих. Вот какой велосипед смешной нам попался на глаза:


Изображение снова импрессионистское - но такой уж денек сегодня выдался, что поделать...

В следующий раз мы приедем сюда вчетвером и возьмем себе электрическую машинку - может, будет сподручнее поснимать.

Ну и все, собственно. Домой ехали по шестерке, с ветерком - вроде действительно экономит время, даже если нет пробок. Хорошо, правильно провели эти три дня.

циммеры, север, Израиль - туризм, Израиль, птички

Previous post Next post
Up