Чтиво номер 61: Джонатан Франзен, Кейт Аткинсон, Элис Манро, Дэйв Эггерс

Mar 01, 2017 11:05

Джонатан Франзен, «Безгрешность». Не подвел автор « Поправок»! И если от «Поправок» еще можно было оторваться, то от «Безгрешности» - никак. В дополнение к тем же достоинствам тут еще захватывающая интрига и эффектнейшие стыковки временных пластов. Одна из особенностей авторского почерка - игра с названием: как тот роман был пронизан «поправками» во всевозможных смыслах - так здесь эту роль играет «безгрешность». Она тут вообще-то не безгрешность, а чистота (Purity, с заглавной буквы и со строчной) - но трудности перевода, что поделаешь. Снова автор демонстрирует поразительную и неожиданную осведомленность в восточноевропейских реалиях (там была Литва, здесь - ГДР). Претензия у меня, пожалуй, единственная: переизбыток членов в романе, можно было б и поменьше без ущерба для качества. Но какие портреты! Вот если б какой-нибудь писательский Оскар давали за лучший персонаж - то я б, не сомневаясь, присудила его Франзену за портрет Анабел. Тонкий, умный, глубокий писатель. Очень рекомендую.

Кейт Аткинсон, «Человеческий крокет». Чего только тут не наворочено. То ли реальность реальная, то ли параллельная, то ли вымысел, то ли сон, то ли во времени путешествия. Забавно наблюдать, как в этом раннем романе Аткинсон зарождается основа для « Жизни после жизни». Но этой книге далеко до изящества той, мне она показалась неотесанной, намеренно запутанной, вязкой, перегруженной бесконечными цитатами. Цитаты не только из Шекспира, но именно его хочется уже умертвить вторично. Впрочем, он даже появится собственной персоной ближе к концу. И неожиданные новые сведения помогут сложить разрозненные детали в цельную картину (хоть и тоже расплывчатую). Что несколько примиряет со скучным чтением, но все же не до конца. Наверное, для более продвинутых пользователей произведение. Понятно, что Ерисанова выразительным своим чтением не добавляет книге привлекательности, но сдается мне, что и без Ерисановой я бы это не полюбила.

Дэйв Эггерс. «Сфера». В предисловии к роману - букет восторженных отзывов: Newsweek, The New York Review of Books, The Wall Street Journal, The New York Times и даже Маргарет Этвуд собственной персоной - встречайте, мол, новый шедевр мировой литературы. «Роман лидера новой волны американской литературы, жестокая сатира на современный мир социальных сетей и сплошного белого шума. СФЕРА - корпорация добра: она совершенствует мир, делая его абсолютно прозрачным и постижимым, ибо все люди имеют право знать всё. То, что начинается крестовым походом ясноглазых идеалистов, поборников свободы информации, превращается в "1984" - реалистичный ад, где ты никогда не остаешься один, а коллективный Старший Брат неотступно следит за тобой с любовью во взоре.» Про содержание - все правда. Но писательское мастерство… э-э-э-э... Картонные персонажи, плоские характеры, занудные перечисления, топорные аналогии и абсолютная предсказуемость. Для оживляжу - немного эротики в холодной воде общественном туалете - и тоже лучше б не надо. А уж читать параллельно с Франзеном (как получилось у меня) - совсем плохая идея, невольно же сравниваешь. Книга такая должна была появиться на свет, и именно теперь, когда фейсбук и все такое. Жаль, что идея не получила достойного воплощения.

Элис Манро, «Беглянка». «Вот уже тридцать лет Элис Манро называют лучшим в мире автором коротких рассказов. Критика сравнивает Манро с Чеховым, и это сравнение не лишено оснований: подобно русскому писателю, она умеет рассказать историю так, что читатели, даже принадлежащие к совсем другой культуре, узнают в героях самих себя». К Нобелевке у меня сильное предубеждение, рассказы не люблю как класс, да и встреченные мной отзывы не были сплошь восторженными. Не должно было понравиться - а вот понравилось. Больше всего зацепили два рассказа: «Прегрешения прошлого» (про Дельфину) и трилогия про Джулиет («Случай», «Скоро» и «Молчание»). Мрачненько, однако. Причем все рассказы до одного. Удивительно, что замечаешь это, только захлопнув (дослушав) книгу. Кое-что активно не понравилось - «Уловки», например (про близнецов). Этот вечный сюжет, когда влюбленные назначают свидание через год, не обменявшись телефонами, с завидным постоянством действует мне на нервы. Впрочем, так им и надо, если подумать. Заглянула в Вики - и что вижу: The Spanish-language version of the book can be seen in Pedro Almodóvar's "The Skin I Live In" (2011). The second, third and fourth stories in the book - "Chance", "Soon" and "Silence" - provided the basis for Almodóvar screenplay for his later film "Julieta" (2016). Любопытно, что именно эти два последних фильма Альмодовара я и не видела. Теперь точно хочу посмотреть! Еще у меня есть аудиокнига «Слишком много счастья» - и тоже непременно послушаю.

А тут вот интересный диалог двух умных юзеров про «Сферу» - бояться или не бояться. Мне было любопытно почитать.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up