29 марта 2013
Бангкок - Ханой - Бухта Халонг - Ханой - ночной поезд - Сапа - ночной поезд - Ханой - Сайгон - дельта Меконга - Сайгон - Пномпень - Сиемреап (Ангкор) - Бангкок
Начало:
1,
2,
3,
4,
5 Наш день начнется необычно: рано утром мы отправимся к храмам Ангкора, чтобы увидеть, как первые лучи солнца освещают этот колоссальный комплекс.
Так и было. Абсолютно волшебно, если б не потеющая морда и все остальное. На главном входе, где нам делали билеты (как пропуска на секретный объект - с фотками и печатями!), висел термометр и показывал температуру 39 градусов (позже в рассказах со-путешественников трансформировавшуюся в 42). И даже если всего 39, господа - ведь это в пять часов утра!
Ангко́р-Ват - гигантский индуистский храмовый комплекс в Камбодже, посвящённый богу Вишну. Является одним из крупнейших культовых сооружений и одним из важнейших археологических памятников мира. Построен в первой половине XII века во время правления короля Сурьявармана II. В составе градостроительного комплекса Ангкор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
До и после восхода
Через огромной ширины ров проложена дамба, ведущая к воротам Ангкор-Вата. Когда солнце взошло, мы пошли-пошли по ней, даже побежали
забежали вовнутрь и до условленных 9 часов утра (когда к автобусу и на завтрак) успели много набродить и нафотографировать. Как впоследствии оказалось, очень кстати
Народу полно на рассвете, отнюдь не мы одни такие умные
Ну привет тебе, привет
Ангкор-Ват - рай для апсар, они там на каждом шагу. Собственно, в раю они и должны обитать, все правильно. Апса́ры - полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды, прекрасные женщины, одетые в богатые одежды небесные танцовщицы и куртизанки. Помимо всего прочего, ублажают в раю павших в бою героев.
Их там видимо-невидимо - и все разные! каждая чем-то да отличается. Исключительно изящные. И вечером нам еще посчастливится увидеть, как они танцуют
А это уже не апсары, но тоже офигительно красивый и энергетичный барельеф
Коридоры храма
А тут повесили какие-то священные цветные тряпочки и дают желающим воткнуть в песочек курительную палочку. А потом ласково показывают, куда денюжку класть - вот уж воистину, торговцы в храме
Где-то здесь должна быть лестница в рай, последний уровень в Ангкор Вате, по которой мог подняться только король, не эта ли? вот и посторонним вход запрещен
Цветы на воде - говорят, они распускаются только рано утром
Возвращаемся к парковке и парапету, на котором мы встречали рассвет
Воздушный шар не летает, на приколе стоит. Говорят, вчера другой такой же упал на землю - так что у этого заслуженный карантин
А можно и на этих расписных покататься, только хозяев не видно
В соответствии с планом залезли в автобус и поехали на завтрак, а Алка осталась фотографировать. Кстати, когда говорится «Алка пошла фотографировать» или «Алка потерялась», имеется в виду Алка Л. Так вот она и потерялась. То есть мы заехали за ней после завтрака, и вот тут она должна быть, и нет ее.
Кстати, внутри Ангкора между крупными гадюшниками (храмовыми комплексами) мы перемещались на шатлах - слабо, но кондиционированных. Впрочем, я не уверена, что эти шатлы доступны всем - возможно, только группам.
Так вот, значит - не встретив Алку после завтрака (а она говорит, что ждала нас полтора часа, как такое получилось?), мы поехали в другой храмовый комплекс - Ангкор Том, находящийся от Ангкор Вата в двух километрах. Он гораздо больше по площади и включает в себя несколько архитектурных памятников. Ангкор Ват - храм, а Ангкор Том - город, столица Кхмерской Империи в XII - XV вв. Помимо центрального храма Байона, в Ангкор Том входят два более ранних храма: Baphuon и Phimeanakas, мы их увидим позже.
Главный вход в Ангкор Том для туристов - Южные ворота
К воротам ведет аллея: с одной стороны - 54 ангела, с другой - 54 демона, и каждый ряд держит нагу (змия), посредством которого они производят
Пахтанье Молочного океана. Переднее божество (первое, у которого видно лицо) похоже на мою племянницу - с чего бы это?
А это демоны - и кстати, вовсе не противные: я и людей таких встречала
Мы зашли за ворота и собрались в кучку перед тем, как отправиться на штурм Байона. Кстати, все видели, как я страдаю? визуалу лучше один раз увидеть, чем двадцать раз услышать
А некоторые изучали, как строился храм.
И даже катались на слонах (но это не мы). На слоне с таблеткой - что-то в этом есть, даже после монахов с мобилами
Хоть обезьяны без ничего - как в старые добрые времена
И вот наконец - центральный храм Ангкор-Тома, Байон, главный храм королевства Джаявармана какого-то (номер забыла). Пятьдесят четыре башни издалека смотрится как каменный лес
И каждую из них украшают четыре лика Будды
Нечто совершенно невероятное!
Стена
И здесь тоже апсары, куда без них
Но апсар мы уже видели, а чем еще знаменит Байон - так это потрясающими барельефами с необычным сочетанием сцен мифологических, исторических и повседневной жизни кхмеров. Последнее особенно интересно. К сожалению, в сети и в книжках я нашла отнюдь не все картинки, так что смысла их не знаю наверняка. Вот это что - сражаться идут?
А эти с сапогами какими-то. Ух ты. Смотришь - прямо дух захватывает
По морю плывут. На корабле - воины (и тоже с сапогами?). В море, натурально, рыбы. И потопленные воины противника (справа)
А здесь рыбу заворачивали. Тетички взвешивают товар, а слева два китайских воина судачат
Флора и фауна
Крокодил одну рыбу ест, другую держит в руке. И гусь тоже рыбкой разжился
Храм строят? А это справа кто тогда, с мочалкой?
Еду готовят?
И вот, несут, несут эти куличи... И все это 900 лет назад. Девятьсот!
В общем, это какой-то невероятный восторг.
Вот здесь вы можете посмотреть целые панорамы, а не кусочками.
И еще один снимок - моя нечаянная радость. Там по храму гуляет эта группа костюмированных апсар, чтоб народ с ней фотографировался. Ну я щелкнула, ясен пень, кого могла - и апсар, и туристов, а потом Левка говорит: смотри! у тебя справа на переднем плане живой кхмерский профиль - чисто как у каменного Будды напротив!
В этих лабиринтах потерялись Ларка, Галя и Рита. Нашлись через некоторое время.
Зато потом потерялась я. Мы направились к храму Бапуон, и я честно спросила местного гида, когда ожидается туалет, а он честно ответил, что через час.
И вот делать-то было нечего - народ честно пошел взлезать на храм Бапуон, а я честно углубилась в джунгли пописать. Куда-то сюда
А перед тем местный гид сказал, что мы встречаемся на North Western Gate через десять минут и что выход тут только один. Ну я и топаю себе по стрелочке, типа продолжение визита туда, удивляюсь только, что далековато получается. Выхожу в большое присутственное место - тут базарчики, кафешки, большой хороший туалет, ну думаю, щас они сюда все рванут как миленькие. Никто не приходит, я начинаю нервничать. Пытаюсь позвонить Левке - а как звонить с международного на международный, какой тут код? Спрашиваю местных, они говорят то одно, то другое. Стою в растерянности, тут ко мне подходят добрые американцы. Рассказали, как звонить, пожалели, дали карту какую-то, сказали, что тут недалеко слоновья терраса. А северо-западные ворота совсем в другом месте. Что делать? Иду к слоновьей террасе, а вдруг они там? И тут... в наушнике, до сих пор молчавшем как рыба, вдруг пробивается какая-то жизнь, шумы, голоса. О чудо, группа здесь! Вот они, на парковке, ругают меня на чем свет стоит. И правильно делают, конечно, что ругают - главное, что я нашлась! А они и так меня ждали-ждали, так им уж давно пора ехать дальше. Но теперь потерялся Левка, который пошел искать меня в джунгли.
Куда пошел искать? - Туда, - машут рукой. Я ставлю себя на стратегическое место между джунглями и парковкой, откуда ушел наш автобус. Бегаю туда-сюда, выглядываю желтую маечку. Меня выглядеть труднее, я в белой, а клетчатых штанов издалека не видно - так что если и есть шансы на то, что кто-то кого-то найдет - то я Левку, а не он меня. А желтой маечки нет и нет. И ощущение, надо сказать, не из приятных. А пока я тут мечусь - думаю, самое время будет рассказать, как устроен Ангкор.
Вот такой аккуратненький квадратик в центре карты - это Ангкор Ват, где мы встречали рассвет. Большой квадрат на север от него - Ангкор Том. Строго в его центре - храм Байон. Место, откуда я потерялась - храм Бапуон, он в двух шагах от Байона (см. врезку).
Перед тем как теряться, я успела его сфотографировать
ну и Левка тоже снимал, пока не осознал потери. Вот он, этот Бапуон, более ранний, чем Байон, построен в середине 11 века. Прямо древнеримская архитектура по сравнению с... готикой? барокко? не, отказать. Никогда не любила аналогий, а тут вдруг на старуху проруха
На Бапуон этот можно взгромоздиться и видеть все сверху. Кроме меня, которая потерялась
Какой-то удивительно разный этот храм получается с разных ракурсов
А вот с этой стороны должен просматриваться незаконченный лежащий Будда - то ли статуя, то ли барельеф. Ну ни фига не вижу! То есть вижу некое ухо, но уж больно незаконченное
Дальше Левка нервничал и уже ничего не фотографировал, только львов таких импозантных упустить никак не мог. И наги, как всегда, рядом с ними, слева и справа
Я же тем временем, пробегая по джунглям, наткнулась на еще один маленький храмчик, Phimeanakas
Очень милый
И на это вот святилище. Не знаю кому это нужно, но называется оно Preah Palilay. я его по книжке опознала
И это все было еще до того как я поняла, что потерялась - иначе б тоже не фотографировала.
А теперь я стою на этих ступеньках -
и это есть та самая
Слоновая терраса - одна из достопримечательностей Ангкор Тома. С нее король Ангкора Джаяварман VII встречал свою победоносную армию и вообще вещал в народ. А называется так из-за слонов, вырезанных на ее восточном фасаде.
Но мне конечно не до слонов ни до каких, я высматриваю желтую маечку, то совершая вылазки в сторону джунглей, то отбегая в стратегическое место, откуда сверху видна парковка. А маечка не высматривается. Ну и что теперь делать, а? Вот на этом месте я, пожалуй, и прерву свой жалистный рассказ.