"Галалит" - моя малая Родина. Часть 5.

Feb 27, 2012 00:01

Продолжаю публиковать воспоминания о жизни в рабочем поселке завода «Галалит» Маркова Александра. В этой части рассказывается о поселковой бане, заготовке капусты на зиму, некоторых детских и взрослых развлечениях и других интересных особенностях жизни в поселке при заводе «Галалит».

Сообщество завода «Галалит» в Мой Мир.



Артель выпускавшая галантерейный ширпотреб. Некоторые из этих людей приехали работать на "Галалит" из г. Дмитрова, фото 1925-27 года.

На заводе была своя баня, сначала только для заводских, а после войны она стала открыта для всех желающих. Так что по пятницам и субботам - "пожалте мыца". В баню ходили со всей округи, шаек, правда не всегда хватало - ходили со своими тазами. Баня располагалась слева в глубине того двора. На чердак бани вела лестница с балкончиком, и в женский день ребята постарше лазили на эту лестницу подсматривать за голыми бабами. Их гоняли, деваться было некуда и приходилось прыгать на крышу соседнего дома или в проход между домами, место там было узкое. Но всё равно лазили...Вся малышня мылась в женский день, не зависимо от пола. Мальчишек водили до тех пор, пока они не начинали засматриваться на прелести дам. Меня лет до четырёх бабушка брала с собой.
Пока ей не стали пенять - "...Ксенька, опять внука привела? Ты смотри, как глазеет!" А поглазеть было на что...Была одна бабка, у которой груди были как ленты, она их закручивала. По неволе засмотришься.

В этом же здании была прачечная. Стиральных машин не было и стирали в прачечной, а полоскать ходили на реку и летом, и зимой. Баней и прачечной заведовала тётя Люба Лымарь, которая жила рядом в доме №3. Бельё развешивалось на верёвках, которые протягивали через весь двор, а потом верёвки подпирались длинными шестами.

Был у нас и свой галалитовский магазин. Располагался он на первом этаже дома №1, напротив гаража. Магазином заведовали две сестры - полные тётки - Галина и Валентина. Жили они или в Крылацком или в Татарово. Магазинчик был небольшой, но хороший - дело своё хозяйки знали туго. Причём настолько туго, что в 60-х их посадили за то, что сайру в банках по 68 коп. они продавали по 72 коп. Был гастроном на ШГБ, но туда ходили редко и с опаской, не смотря на то, что там было хорошее снабжение. В Терехово и во Мневниках были продуктовые палатки. В основном довольствовались продуктами из этих торговых точек. Если чего-то недоставало, ездили в "семиэтажку" в Карамышево, или в гастроном на Силикатный з-д, на Ваганьковский рынок. Позднее, в конце 50-х, когда изменился маршрут 38 автобуса, стали ездить за продуктами на "поворот".



Во дворе.

Хозтоварами и скобяными товарами торговали на "Галалите" - напротив детского сада, на развилке дороги стояло два металлических сарая - керосиновая и скобяная лавки. Торговала в "керосинке" тётя Зина, которая жила в Терехове. У неё была родственница Маня-дурочка - больное и несчастное существо, всеми гонимое и обижаемое.

Как я уже писал выше, у дома Високововых, перед сараями стоял "Голубой Дунай". Но самой популярной, хотя и самой маленькой, была палатка "Мороженное". Она появилась году в 1958, до этого мороженным торговали с прилавка со льдом. Приезжала машина, прилавок вывозили из "Голубого Дуная", загружали его искусственным льдом, потом - мороженное. Заведовала мороженным тётя Маша, была она приезжая. Услугами её заведения с великим удовольствием пользовались все жители острова. Мороженное любили все поголовно, особенно ребятня. Летом в выходные дни по два-три раза завозили - благо Хладокомбинат был рядом. Выручка у тёти Маши была ого-го! Не смотри, что мелочью...Надо сказать, что и мороженное в то время было намного вкуснее, да и ассортимент был неплохим.

Ещё одним неофициальным центром общения были сараи. Располагались они напротив "Галалита", справа от стадиона за "Голубым Дунаем". Почти каждая семья имела сарай. так что сараев было много - пять рядов, два ряда были сдвоенные - спина к спине. В сараях держали всякое барахло, скотину, птицу, кроликов, голубей, запасы сена для кроликов и коз. Наши друзья Кузминские держали в сарае овчарку - Дика. В основном держали кур и кроликов, причём последних держали сотнями. Особенно много кроликов было у наших соседей по дому - Федоткиных, а на том дворе - у Студеникиных и у Чашиных, были кролики и у Париловых. В сараях, в ямах держали запасы на зиму, у многих сараи были утеплены и имели полы. На зиму запасали квашенную капусту в бочках. Заготовка квашенной капусты, была общепоселковым событием.Свежую капусту завозили в конце сентября, завозили только "Славу". Продавали её с машины у овощной палатки, которая находилась перед стадионом.



Дед Маркова Александра.

Закупали мешками, нарасхват. И вот, в одно из первых воскресений октября, после первых заморозков, в сараях начинали рубить капусту. Доставались ящики для рубки, "сечки" - похожие на сапёрную лопатку, только из нержавейки и со скруглёнными углами, и приступали к священнодействию. Рубили капусту всей семьёй - по домам женщины мыли и чистили морковь, тёрли её на тёрке, мужики - предварительно вырезав из кочнов кочерыжки, рубили капусту сечками. Мы любили мелко нарубленную капусту, некоторые только шинкованную. Оснастку - сечки, шинковки, ящики для рубки делали сами или заказывали местным умельцам. Ребятня носилась как угорелая от дома к сараям и обратно, принося морковь, соль, попить, просто от полноты чувств. В каждой семье был свой неповторимый рецепт - сколько, чего и в какой последовательности класть в бочку. Бочки за несколько дней до этого пропаривали крутым кипятком с можжевельником, за которым специально ездили на Ваганьковский рынок.

Горячей водой с мылом намывали булыжники, которые потом клали на крышки бочек. Капусту чистили, вырезали кочерыжки и сечками рубили в ящиках, потом добавляли тёртую на тёрке морковь, солили, перемешивали и загружали в бочки, уже вкопанные внутри сараев в землю. Укладывали рубленную капусту особенным образом, перекладывая слои капустными листами и "полукочнами", засыпали клюквой. Мужики, во время перекуров, ходили друг к другу в гости - общались. Всё это продолжалось часов до двух-трёх, а потом по этому поводу устраивали праздничное застолье. Настроение у всех было праздничное, за исключением тех, кто кочерыжек обожрался. Поскольку ребятня принимала непосредственное и активное участие в процессе, были и премиальные, на кино и на мороженное. Праздник всётаки, хоть и местный. Через неделю, когда капуста оседала её дополнительно "подрубали", накрывали крышкой и придавливали грузом - булыжниками. Её оставляли на месяц, капуста должна была дать сок, и к Новому году была практически готова.



Дома.

У двоих столяров в сараях были устроены мастерские, в которых они халтурили. Один - Семён Абрамович Варфоломеев - дядя Сеня был очень приветливый и добрый старикашка, высокий, худой и сутулый. Он был моим первым учителем ремесла, не гонял от двери, даже кое что показывал, как делается. Бабушка Ксения Терентьевна эту дружбу поощряла. Дядя Сеня курил, я ему за папиросами бегал в магазин, был весьма разговорчив, особенно когда выпивал. По этому же ряду, чуть ближе к дому Високосовых, работал в своей мастерской ещё один столяр дядя Коля Волынцев. Был он помоложе , низенький и толстый. У него было красное лицо и маленькие злые глазки. Работал он быстро и всегда поглядывал на дверь, как будто чего-то боялся. Когда я приходил посмотреть, как он работает, он бывал недоволен и прогонял. Между собой они не очень ладили, но выпивали вместе. А вот Женьке Селиванову дядя Коля больше нравился, тут уж кому что, "кому поп, кому попядья, а кому попова дочка..."

Сараи были местом весьма живописным, изобиловали открытыми вольерами, затянутыми сеткой-рабицой. Там содержались куры и индюки, вольеры соединялись с сараем лазом. Сараи были построены стена к стене и в проход выходили фасадом так сказать, были они разномастные и разновысокие. Несколько сараев имели голубятни, но держали голубей не все. Голубей держали Париловы - у Лялиного отца - Бориса Парилова была отличная голубятня и голубей было много. Держали голубей Федоткины, но не долго, они специализировались на кроликах - семья-то большая. Голубей ещё держали Високосовы, их дом вплотную примыкал к территории сараев. Были голуби и у дяди Саши Баскакова, их сарай был последним в нашем ряду. Каких-то деревьев или кустов на территории сараев я не помню, а вот за рядом, что к дороге на Терехово примыкал, были малюсенькие огородики, где картошку сажали. В сараях по вечерам и в выходные встречались мужики - общались, курили, ухаживали за живностью, мастерили, выпивал, иногда дрались не сильно, по братски.



Карта "Галалита", составлена Марковым Александром.

Мы тоже сараи любили - вдали от присмотра, да и вообще...У некоторых сараи были "благоустроены", имели окошки, там ночевали летом и даже осенью, если тепло было. Мы любили бегать по крышам, а иногда даже залезали в заброшенные, бесхозные сараи. Сейчас бы залезть в такие сараи - вот раздолье для краеведа!

Кроме прочих достопримечательностей на нашем острове было несколько свалок, что для нас, мальчишек, предоставляло небывалые возможности для воплощения в жизнь своих затей и для различного рода рукоделия. Надо сказать, что мы - пацаны, никогда не скучали. Занятся было чем. Детей разного возраста на "Галалите" было много - человек сто, а может и больше - семьи, в основном, были многодетными. Во дворах, а у нас на "Галалите" их было два, играли в "чижика", "штандар", в "салочки", в "прятки", а спрятаться было где, в казаки-разбойники. В полисаднике на том дворе играли в "испорченный телефон"(была такая игра, очень смешная), ещё была игра под названием "сыщик ищи вора" - игра была ролевая, как сейчас говорят, с элементами садизма. Одним из действующих лиц был палач, который обязан был пытать, пытки были весьма изощрёнными и каждая имела своё название. Играли и в настольные игры - карты, лото, домино. Очень сильно играл в домино Витька Авилов (в 7-8 лет), наравне со взрослыми. Его отец был сильным доминошником. Когда мы играли в домино, то старшие ребята всегда Витьку в пример ставили. По весне (почему-то) играли в "расшибалку" по копейке за кон, для чего каждую весну отливали из свинца новые битки.



Жители поселка при заводе Галалит.

По тем временам это было небезопасным занятием. т.к. свинец добывали из кислотных автомобильных аккумуляторов. Аккумуляторы разбивали об асфаьт, если не удавалось открыть пробки, кидали залитые, кислота брызгала во все стороны...Свинцовые сетки отмывали в озере или реке. Потом в консервной банке свинец плавили на костре и заливали в форму, которую предварительно формовали из глины и обжигали под соломой или бумагой. Золу после обжига сдували. Занимались изготовлением биток на стадионе у тира или
на "утятнике". В "расшибалку" играли у бани - подальше от любопытных глаз или у третьего дома, за полисадником. Играли до темна и настолько азартно, что разбивали медяки вдрызги! Особенно разбитые монеты несли в палатку к мороженщице, которая всё время возмущалась - "Где вы их такие берёте?! Герба не видно..." Ей было невдомёк. что эти копейки раз по сто за вечер переходили из рук в руки.

В "пристенок" играли редко - не пользовалось популярностью. По малолетке любили играть в "ножички" и в "города". Перочинные ножи были роскошью и играли либо напильниками, либо кухонными ножами, за что получали по шее от старших. Любили катать колесо - брали резиновое кольцо(литую шину от трёхколёсного велосипеда), на худой конец - обруч от бочки. Из толстой проволоки-катанки выгибали особый, похожий на кочергу, крючок - водило. Запускали колесо, чтобы катилось, а водилом толкали и направляли - и вперёд!
И так целыми днями по всем дорогам и бездорожьям - скрежет и звон! А удовольствие. Нынешние вряд ли поймут.



Девушки из поселка завода "Галалит".

Очень любили праздники. Любые - официальные торжества по случаю, церковные, выборы, свадьбы, крестины и т.п. Любили ходить в гости к друзьям и родственникам. Все жители острова были просто опутаны сложными родственными отношениями. Молодёжь устраивала вечеринки с танцами. Часто собирались у нас в квартире. У нас было две комнаты и только одни соседи. Приносили радиолу или огромный магнитофонище - МАГ-2(или 3), кучу пластинок или кассет (чтобы потом чужое не забрать все пластинки подписывали). Танцевали до поздней ночи, потом шли гулять. Весело было! По праздникам устраивали застолья, каждый по достатку, собирались и вскладчину. У деда Бориса Петровича на заводе было много друзей и по праздникам часто собирались у нас. Бабушка пекла в печке пироги (газ появился на "Галалите" только году в 1957, да и то привозной, в больших баллонах) и плюшки. Ах, какие пироги были - объеденье!

По вечерам, во время праздников, принаряжались и выходили "в люди" - ходили гулять по "Галалиту", в сторону Мневников, вдоль клуба. Пятый дом - в нём клуб находился - и сейчас ещё стоит вдоль дороги, только зрительный зал и кинобудку снесли. Были и свои драчуны. У нас во дворе буянил по пьянке Жора Донских и "Шибалок" - дядя Саша Федоткин. На том дворе в драчунах числился отец Витьки Авилова, ему всегда рубаху рвали на груди. Витька, кстати , тоже был задиристый, как петух.

Часть 6.
Часть 4.
Часть 3.
Часть 2.
Часть 1.

Люди, Хорошево-Мневники, Предприятия, Завод "Галалит", Старая фотография, Москва

Up