По сути дела, ЧДП обслуживало ровно две линии: Рени-Кладово и Рени-Одесса. И если линия Рени-Одесса нареканий никогда не вызывала - она была весьма прибыльной, то линия до Кладово была убыточной. Вся эта история наложилась на общее состояние ЧДП - к 1898 году стало ясно, что пароходство долго не протянет и станет очередным «дунайским банкротом».
Директор ЧДП Е.Л. Кочетов
Несмотря на помощь от казны, конкурировать с пароходствами Румынии и Австро-Венгрии было тяжело. Крупные вложения не окупились, плавсостав был ни к черту, бухгалтерия тоже доставляла (в плане честности и прозрачности). В общем, Отдел Торгового Мореплавания начал потихоньку задумываться нафига козе баян задаваться следующими вопросами:
1) Необходимо ли в будущем содержать пароходное сообщение на Дунае и в каких пределах?
2) Если содержать - то в виде частного предприятия или казенного?
Итог был таков: раз уж ЧДП был проводником политического влияния на Балканах (и в докладах ОТМ это не скрывали, равно как и что это влияние поддерживалось на правительственные деньги), то неплохо было бы это дело продолжать. Вместе с тем отмечался и такой пункт:
«обладание собственным, хотя и не большим флотом на Дунае, но близко знакомым с условиями плавания по этой реке, представляет известные преимущества в смысле обороны нашей государственной границы…»
Но, несмотря на рвение ОТМ обосновать существование очередной казенной лавочки, равнодушное министерство финансов и вовсе говорило, что «оснований в снабжении Балканского полуострова нет». Почему? «Потому что там уже есть немцы и австрийцы», и нехай - нам с ними не конкурировать. И был у них свой резон - содержание пароходства обходилось казне ежегодно (в период 1904-1913 гг.) в 313 108 рублей, не считая суммы около миллиона рублей на «реинкарнацию» плавсостава. Но, как можно догадаться, «единение с балканскими славянами» взяло верх.
Правительство решило принять в казну имущество ЧДП. И, недолго думая, 10 июня 1903 года, утвердило Положение о государственном Русском Дунайском Пароходстве. Таким образом, именно в 1903 году на свет родилось РДП, основанное на принципах казенного заведования. Казенное заведование объяснялось необходимостью «поддержания обаяния России на должной высоте» - ведь проклятый капиталист оным обаянием никогда толком не занимался. Поэтому первым делом РДП озаботился портовыми возможностями придунайских государств и собственными портовыми возможностями - к 1903 году Рени едва влачил свое существование, его нужно было облагораживать - портовых сооружений толком не было, берег стремительно размывался. Кроме того, правление не оставляло без внимания вопросы улучшения Рени-Кладовской линии - уже после аннексии Боснии и Герцеговины в 1908 г. выносилось предложение создать срочную пассажирскую линию Рени-Белград. В эту же корзинку добавим и то, что первым делом, РДП пополнило свой парк заграничными судами, поскольку плавсостав ЧДП оставлял желать лучшего.
РДП подчинялось Главному Управлению торгового мореплавания и портов и было смешанным - соответственно, морским и речным. Оперативное управление, текущие финансовые дела, изучение фрахтовых ставок, решение вопросов судоходства на русском участке Дуная осуществлялись конторой, находившейся в Одессе. Главным руководящим органом было правление в Санкт-Петербурге. В правление РДП входили вице-адмирал А.П. Кашерининов, князь и действительный статский советник Н.И. Аматуни, а также генерал-майор Н.В. Черкасов.
Александр Парамонович Кашерининов
(за чудесное фото благодарность форуму журнала "Кортик", и персонально юзерам Финну и Вельботу-067)
1 сентября 1904 года началась деятельность РДП. Сосредоточилась она, главным образом, в Рени, по Нижнему Дунаю и на Пруте, ввиду чего пароходству была ассигнована большая сумму на расчистку Прута, всех его перекатов до Новоселиц. В целом, ЧДП в новом облике претерпело множество преобразований - в частности были учреждены новые агентства РДП в придунайских государствах, которые должны были оказать влияние на развитие промышленности придунайской и припрутской Бессарабии, а также на отношения России с балканскими и славянскими странами. Таким образом, налицо второй фактор, оказавший влияние на развитие и эволюцию дунайского пароходства - интеграция Бессарабии в экономическое пространство Российской Империи.
Государство выкупило у ЧДП пароходы
«Князь Гагарин», «Болгария», «Русь», «Святой Сергий», «Король Александр», «Бессарабец», «Граф Игнатьев», «Румыния», «Сербия», «Патриот» и «Черногория», а также 35 барж разного тоннажа.
"Бессарабец"
"Король Александр I"
Перешли в казну 28 агентств в русских, сербских, болгарских и румынских портах, а также значительный запас разных материалов и инвентаря. Возможно, создание разветвленной сети агентств не имело далеко идущих планов, помимо коммерческих, но так называемые коммерческие агенты русско-дунайского пароходства, «сидевшие» в тех портах Румынии, Болгарии и Сербии, которые служили промежуточными пунктами для судов РДП, впоследствии (в военные годы) стали информаторами Экспедиции Особого Назначения и лично - Михаила Веселкина, получавшего от них сведения, зачастую опережавшие донесения из МИДа.
Прежде чем развить этот сюжет, стоит обозначить те линии, которые обслуживало РДП[1] (общей суммой - 9, из которых 5 -заграничных).
Вниманию читателя расписание рейса Рени-Кладово:
После того, как читатель ознакомился со списком линий и промежуточных остановок, можно огласить список агентов[2], находящихся в разных дунайских портах.
Таким образом, робкое начало зарождению агентуры было положено еще Черноморско-Дунайским пароходством, которое учреждало свои коммерческие агентства в румынских и болгарских портах. С появлением РДП, структура этих агентств поменялась (как именно -не очень понятно, однако их сеть совершенно точно расширилась) и впоследствии прожила до окончания Первой мировой. По существу, с началом войны коммерческие агентства РДП превратились в основу создания сети «легальных резидентур» вдоль Дуная от Галаца до Белграда.
Чтобы проиллюстрировать ценность этой агентурной сети, приведу замечание руководителя ЭОН Михаила Веселкина:
«Надо отдать полную справедливость РДП, что агентурная сеть поставлена у них на большую высоту, что большую часть сведений и слухов, полученных мною шифром от агентов нашего правительства, мне были известны гораздо ранее по донесениям агентов РДП. Позволяю себе обратить особенное внимание на деятельность Управляющего РДП, полковника Ермакова, сумевшего поставить дело так, что не только коммерческая, но и политическая жизнь придунайских государств отражается во всех ее проявлениях в соответствующих своевременных донесениях агентов, имеющихся постоянно в распоряжении этого незаурядного деятеля и администратора»
Карта для наглядности---------------------------------------------------------
1. Таблица составлена по: Р.В. Лапшин, Б.В. Лемачко, Ю.Н. Трифонов. Русские пароходства Дуная… Ижевск, 2014.
2. По состоянию на 1915 г., составлена по материалам РГА ВМФ.