О роли одного дунайского пароходства в русско-сербских торговых отношениях. Часть 1.

Sep 19, 2014 20:01

Решаюсь еще раз "пропустить" тему Русско-Дунайского пароходства.
На этот раз она стала объемнее и подробнее, и поэтому будет опубликована серией постов.


Начать разговор о пароходстве придется издалека. Как и всякая историческая реалия, оно берется не из воздуха, а представляется следствием взаимодействия на протяжении некоторого периода времени ряда определенных политических и экономических факторов.

Итак. Поскольку разговор у нас пойдет о торговле, то уместно будет начать с того, что же вызвало столь бурное желание Российской Империи попасть на сербский рынок и когда это случилось.

Россия издревле питала слабость к православным христианам за пределами своей Империи. С другой стороны, не нужно лишний раз говорить и о том, что Босфор и Дарданеллы имели некоторое непреходящее значение для нашей страны. Поэтому ставка на Балканы всегда была актуальной, другое дело, что не всегда Балканы были регионом первостепенной важности.

Говоря о дунайском пароходстве и связях с Сербией, так или иначе, придется задать какую-то точку отсчета. Такой точкой для нас будет Берлинский конгресс 1878 и признание независимости Сербии. Во-первых, потому что Сербия начинает позиционироваться как самостоятельный, маленький но, конечно же, гордый субъект внешней политики, а во-вторых, потому что именно «в районе Берлинского конгресса» торгово-экономические сношения России и Сербии начинают приобретать некую систематичность и стройность. Через год после БК Сербия заключает с Российской Империей ряд торговых соглашений: Торговая конвенция 19 мая 1879, Торговый договор 21 января 1880 и Закон о сотрудничестве в области торговли и судоходства от 15 октября 1883 года (этот закон и положил начало деятельности русских пароходств в сербской части Дуная). До начала XX века товарооборот между Россией и Сербией был скромный, и лидировали в нем (со стороны России) экспорт нефтяных продуктов, соленая рыба, чай и кожа.

И, да! По другую сторону баррикад стояла Австрия*, которая по меткому наблюдению Кристофера Кларка, наполнялась внешнеполитическим смыслом исключительно от факта существования сербского (и не только) ирредентизма в рамках Османской Империи. Такое, своеобразное пристанище для униженных и оскорбленных православных братьев, «щит Европы» от Османского нашествия, и т.п. Поэтому, с тех пор как Сербия стала независимым государством, у Австрии, решавшей доселе свои вопросы через Стамбул, открылась возможность схомячить Сербию в одно лицо. И у нее это прекрасно получалось! Главным образом потому, что Австрия искони была крупнейшим потребителем сербских товаров (и одним из крупнейших импортеров в Османскую Империю вообще), что, разумеется, привязывало Сербию к ее рынку.

После Берлинского конгресса Сербия оказалась на перепутье - Австрия или Россия? Либеральный кабинет Ристича пытался лавировать. За свою внешнеполитическую поддержку Австро-Венгрия потребовала «оплату» железнодорожной концессией, что ставило бы Сербию в весьма непривлекательные условия. Разрозненные участки сербских железных дорог оказались бы включены в железнодорожную сеть Двуединой Монархии без каких-либо альтернатив. Поэтому Йован Ристич стремился диверсифицировать «дружескую помощь» и сделал некоторые шаги в сторону России. Вообще, сама проблема русско-сербских экономических связей осознавалась экспертами именно как политическая. И если быть точнее, то сербы с одной стороны, хотели разнообразить австрийское засилье на своем рынке, а с другой стороны понимали, что сильно накуролесили с австрийцами и немцами, «продав» им рынок на условии концессий, поэтому хотели дать русским зеленый свет, но не в концессионной форме.

Историки обычно единодушно сходятся во мнении, что период с 1878-1903 гг. является периодом австрийского влияния. Чтобы не быть голословной, приведу слова главы МИДа Австро-Венгрии Густава Кальноки (1881-1895 гг.):



«Стержневой осью нашей политики на юго-востоке является Белград. Пока мы прочно не обосновались, неважно прямо или косвенно, на Дунае, Лиме или даже на Саве, мы будем в обороне. Если Сербия, всё равно какими средствами, будет подчинена нашему влиянию, или ещё лучше, если мы будем хозяевами Сербии, тогда мы легко сможем обеспечить наши интересы в Боснии и Герцеговине… а также наши позиции на нижнем Дунае и в Румынии. Только тогда наше могущество на Балканах будет покоиться на прочной основе в соответствии с жизненными интересами монархии»

Разумеется, задачу проникновения на Балканы облегчало и то, что в данный период королем Сербии был Милан Обренович (с 1868 до 1889 гг.) - человек с австрофильской ориентацией, а его преемником стал сын Александр, который был преемником не только по короне, но и по внешнеполитическим идеалам. Милану и Александру вторило напредняцкое правительство, склонное втянуть Сербию в Европу.




Милан (слева) и Александр (справа) Обреновичи

Теперь пару слов о другом сюжете - судоходству по Дунаю в целом. После окончания русско-турецкой войны 1877-1878 гг. при заключении Берлинского трактата граница с Румынией на юге была установлена по Килийскому гирлу Дуная. Стали налаживаться перевозки грузов и пассажиров из Одессы по Галацкой линии с заходом в Рени и Измаил. За открытие рейсов между Одессой, Галацем и Рущуком основное пароходство на Черном море - Русское общество пароходство и торговли (именуемое также РОПиТ) - требовало от правительства субсидий до 70 тысяч рублей в год. Подобное «коммерческое судоходство» вообще вставало правительству Империи в копеечку - оно всякий раз терпело убытки и всякий раз выживало благодаря помильной плате и бесконечным государственным дотациям. Но - хотели как лучше, а получилось, как всегда, поэтому после чудес финансовой поддержки, к 1881 году вышеупомянутая линия была признана убыточной. РОПиТ полностью сосредоточился на морских перевозках, а для обслуживания дунайских линий в 1883 году был основан Торговый дом «Князь Юрий Гагарин и К», который и продолжил рейсы от Одессы и Галаца до Систово (позже до Кладово). В 1886 году это предприятие было преобразовано в так называемое Акционерное Общество Черноморско-Дунайского пароходства (проще - ЧДП). ЧДП также продолжало оставаться проводником российской политики, ему придавалось государственное значение, и Россия продолжала субсидировать это предприятие. Именно в это время берет свое начало керосиновая история - ЧДП заключил контракт с Сербской Государственной Монополией на поставки керосина из Батума. Ежегодно сербам поставлялось 300 000 пудов керосина. Для этой цели ЧДП приобрело 12 наливных барж общей вместимостью до 200 000 пудов керосина и построило наливные станции в Рени, Систово и Кладово. Доставка грузов осуществлялась на основе проекта прелиминарного соглашения между ЧДП и Сербским пароходным обществом «О взаимной передаче грузов» и реально осуществлялась с 1 августа 1901 года (пункт доставки и обмена грузов - порт Радуевац). А договор о судоходстве (на основе которого и вырос проект прелиминарного соглашения) между Россией и Сербией был заключен еще в октябре 1893 года. Здесь нужно сказать спасибо коммерсанту Г. Генчичу (в будущем - министр торговли Сербии), который в 1891 году познакомился со многими промышленниками России, изучил ассортимент вывозимых страной товаров и выступил на собрании фабрикантов и заводчиков, на котором рассказал о проводимых радикальным кабинетом преобразованиях, направленных на ограждение рынков Сербии от наплыва австрийских товаров.



Акция Сербского Пароходного Общества

Целью прелиминарного соглашения было наладить торговые отношения между двумя странами, получив линию прямого сообщения и, возможно, добиться каких-либо торговых льгот от сербского правительства. Первые два пункта были осуществлены легко и сразу, а вот со льготами сербы попросили повременить - мы помним, что Сербия находилась в добрососедских экономических отношениях с Австрией и Германией, и предоставление России льготных условий вело за собой необходимость предоставить таковые и немцам, что «обесценивало саму идею получения льгот». Отношения России и Сербии, несмотря на длительное засилье «немцев» всех племен, оставались ровными и доброжелательными, однако за рамки торговых соглашений не выходили.
---------------------------------
*Я в курсе, что с 1867 г. это Австро-Венгрия ;)

Сербия, РДП

Previous post Next post
Up