Стивен Котлер - "Восхождение Супермена"

Feb 08, 2016 10:44


Похоже, что я нашел именно то, что искал последний год или два. Место, где я доступным и понятным образом могу узнать о механизме и роли загадочного состояния «зоны», о котором особенно часто говорят импровизирующие музыканты. Когда при игре отрешаешься от волнений за окружающую тебя действительность, освобождаешься от собственного эго и предельно остро концентрируешься на музыкальном исполнении. Я связываю нахождение в «зоне» - или по-другому нахождения в потоке - не только как с лекарством от сценической лихорадки, но и как с предельно оптимальным состоянием во время обучающих занятий, чтобы КПД оказался по максимуму.

Я просмотрел некоторые материалы на упомянутом ранее сайте «Проект генома потока», в частности видеоролики, и они потихоньку увлекли меня. Хотя сам этот проект является каким-то коммерческим предприятием, и за полгода подписки на него просят, насколько помню, 149 долларов, я смог оттолкнуться от него и почитать вокруг по направлениям. Стивен Котлер и его компаньон наплодили в сети достаточно много интервью и рекламных зазывалок, из которых кое-что можно подцепить по существу. Нашел книгу Котлера «Восхождение Супермена» и, прочитав к настоящему моменту половину, нахожусь в полном восторге.




Книга оказалась глубже, чем я мог надеяться. Если фильтровать коммерческий интерес Котлера, - а он, похоже, напористый малый в бизнесе и пытается быть везде на виду - то в книге можно заметить очень полезные рассуждения, как раз те, которых мне не доставало для понимания картины. И меня не смущают некоторые отрицательные отзывы на книгу, которые я только что заметил, подыскивая ссылку на Амазон для книги - хорошо, что я не ориентировался по ним, когда брался за чтение. У каждого свой индивидуальный уровень и направление развития: кто-то даже не заметит обобщающих мыслей в силу захвата повествованием в стиле экшен, а кому-то эти мысли покажутся напыщенными, псевдонаучными и высосанными из пальца. С книгами я придерживаюсь принципа «хороша ложка к обеду», т.е. любая серьезная книга должна попадать в руки в нужное время жизни человека, ни раньше, ни позже. Лично для меня многие моменты четко защелкнулись, соединив какие-то собственные разрозненные прошлые размышления. Книга вышла два года назад, и мне представляется, что понимание состояния потока/зоны только-только стартует и еще не просочилось до музыкантов - я за все время пока не встречал на форумах каких-то внятных сигналов на этот счет, пока о потоке говорилось как-то вскользь, в обертке таинственности или простой констатации наличия такого явления.

Может быть в дальнейшем я возьмусь вкратце рассказывать о том, какие выводы преподнес Стивен Котлер в своей книге, а пока попытаюсь перевести по частям и с сокращениями одно из его интервью:

Из интервью со Стивеном Котлером (Steven Kotler) о его новой книге «Восхождение Супермена: научное раскодирование высшей работоспособности человека» (The Rise of Superman: Decoding the Science of Ultimate Human Performance). В этой книге Стивен рассматривает мир экстремального спорта и утверждает, что так называемые адреналиновые наркоманы на самом деле раздвигают границы человеческих возможностей, и в действительности не адреналин служит их движущей силой. Объяснения достижений основываются на понятии «ПОТОКА» - оптимального состояния заостренного внимания, в котором время замедляется, и становится возможным принимать решения на грани жизни и смерти.

В книге «Восхождение Супермена» Стивен дает примеры историй с экстремальными спортсменами - сёрферами в гигантских волнах, одиночными скалолазами, бейс-джамперами - кто, находясь в состоянии потока, совершает невероятное. Кроме того, он делится научно подкрепленными способами доведения человеческой работоспособности до предельного максимума.

Говорит Стивен Котлер:

Прежде всего позвольте мне представить небольшой исторический контекст, потому что слово «поток» не совсем понятное по своему определению. Мы говорим о том, что на самом деле находится под пристальным научным исследованием последние 150 лет, одном хорошо изученном нейропсихологическом явлении. В техническом определении поток - это оптимальное состояние сознания, когда мы ощущаем себя наилучшим образом и действуем наилучшим образом, многие люди знакомы с этим состоянием. В потоке концентрация нашего внимания над задачей становится настолько всепоглощающей, что все остальное перестает существовать, появляется осознанность действий, и полностью исчезает ощущение себя и своего индивидуального сознания. Время искажается так, что события могут замедляться с ощущением покадровой съемки во время автомобильной аварии, либо пять часов могут показаться пятью минутами, а умственные и физические возможности пробивают крышу и уходят вверх. В состоянии потока каждое действие, каждое решение происходит легко, без усилий, переходя из одного в другое, поэтому я предпочитаю считать поток состоянием почти идеального процесса принятия решений.

Моё изучение потока началось 30 лет назад, когда у меня была болезнь Лайма, которая похожа на самый тяжелый грипп в сочетании с параноидной шизофренией. Я был совершенно разбит, не мог пересечь комнату и почти ничего не понимал. Не было ни кратковременной памяти, ни долговременной. Я не мог читать, потому что не мог вспомнить, что было в начале предложения, когда я доходил до его конца. И за три предшествующих года врачи накачали меня медикаментами до самого предела, потому что в те времена они ещё не знали, что нужно делать при лечении болезни Лайма, и стенки моего желудка начали кровоточить. Я полагал, что вот мне и пришел конец, потому что никто ничем больше не мог мне помочь, и я собирался покончить жизнь самоубийством, потому что мог функционировать лишь 10% времени и не более, и должен был стать навсегда бременем для своих друзей и семьи. Вопрос стоял лишь когда наложить на себя руки, но не было больше никакого «если».

И где-то в то время, когда я пришёл к такому решению, ко мне в гости пришла моя подруга - я жил тогда в Лос-Анджелесе - и потребовала, чтобы мы вместе поехали с ней на берег океана и позанимались сёрфингом. Это было смешно, смешнее ничего в жизни у меня не бывало. Я уже несколько лет не занимался сёрфингом, я не мог пройти через комнату, а она пристала и действовала как шило в заднице и всё никак не уходила, умоляла, умоляла и умоляла. Ну и что? Ну и поехали, разве хуже что-то могло уже произойти. Друзья помогли мне сесть в машину и привезли меня на пляж Сансет, который, если вы чего-нибудь слыхали о сёрфинге, славится во всём мире своими большими волнами. Было лето, стоял отлив, поэтому волны были небольшими. Мне помогли выбраться из машины и дойти до пляжа, где вручили мне доску размером с кадиллак - чем больше доска, тем легче поймать волну. Волны были высотой чуть более полуметра и следовали с интервалом 30 секунд.  И вот накатывает волна, и я не понял, что произошло, включилась мышечная память, не помню точно, но я развернул доску и сделал пару гребков, выскочил наверх и оказалось, что я выскочил в другое измерение. Внезапно время замедлилось, появилось четкое панорамное зрение, мои ощущения чрезвычайно обострились, но грандиознее всего то, что я чувствовал себя на высоте, я фантастически чувствовал себя, лучше всего чем когда-либо в своей жизни, и у меня появилось то мистическое ощущения красоты и могущества. Я оседлал еще четыре волны, а пять волн меня разбили меня вдребезги.

Это был мой конец. Меня привезли домой и положили на кровать, и я не мог двигаться две недели. Мне подносили еду, потому что я не мог дойти даже до кухни, чтобы приготовить себе поесть, и так продолжалось две недели. Как только я смог ходить, я тут же вернулся на пляж и снова провел сёрфинг, и продолжал заниматься им в течение шести последующих месяцев, доведя уровень своей работоспособности с 10% до 80%. И снова, и снова, каждый раз, когда я занимался сёрфингом, я впадал в мистическое странное состояние посреди волн.

Мой первый вопрос был: что, черт возьми, происходит? Я получил образование как журналист по науке, и А) я никогда не интересовался мистическими переживаниями, и Б) сёрфинг в таком странном состоянии в качестве лечения от хронической аутоиммунной болезни - всё это казалось какой-то бессмыслицей. Поэтому сначала полезно было бы разобраться, что за чертовщина происходит со мной. При болезни Лайма подчеркивался тот факт, что она становится смертельной, если затрагивает ваш мозг, а так как я испытывал мистические переживания, которые были так нехарактерны для меня, то мне представлялось, что я теряю рассудок. Мне казалось, что я ощущал себя лучше лишь потому, что в болезни наступала ремиссия, но она уже пробралась в мозг, и я должен буду умереть. Это послужило началом важнейшей задачи - разобраться, что же, чёрт возьми, происходит? И важность не в том, чтобы люди затем могли подчерпнуть любопытные факты о состоянии потока, в котором задействован мощный коктейль из нейрохимических веществ, которые и создают это состояние. Все эти нейрохимические вещества подстегивают иммунную систему, это важно, но важнее, что они также перестраивают нервную систему.

Когда вы впадаете в состояние потока, присутствующие в крови гормоны стресса, кортизол, норадреналин, начинают гаситься благоприятными нейрохимическими веществами, успокаивающими тело, и это перенастраивает нервную систему. По существу, автоиммунное состояние - это когда нервная система замирает. Именно это я обнаружил, и это же привело к исследованиям по высшей физической производительности, потому что наряду с моим выздоровлением в состоянии потока обнаружился массивный прирост физической производительности, и мне захотелось понять почему. Так что на основе пережитого у меня появилась целая серия вопросов.

Замысел книги «Восхождение Супермена» возник из-за того, что если вы посмотрите на весь этот сёрфинг, сноубординг, скейтбординг, скайдайвинг, и т.п., то это набор данных. Вы отбрасываете весь этот гламур и сопровождающую ауру и обнаруживаете почти экспоненциальный рост предельных возможностей человека в последнем поколении, и это тех возможностей, которые по идее находятся в такой категории, где рост должен быть очень медленным и линейным. Никогда в истории вы не могли наблюдать, чтобы человеческие возможности выросли в пять раз за десять лет, но именно это происходит в сфере активного и приключенческого спорта, например, в сёрфинге. Этому спорту более 1000 лет, и с 480 года до 1996 самая большая волна для сёрферов составляла 8 метров. Сегодня она выше 33 метров. В сноубординге в 1990 году наибольшая длина прыжка составляла 13 метров, сегодня она больше 75 метров.  Это совсем не нормально, это невероятно радикально.

Исследуемый в книге вопрос - что, черт возьми, происходит, и ответ лежит том, что эти спортсмены стали самими лучшими взломщиками состояния потока в мировой истории. Они нашли как надежно создавать это состояние, и им приходится добиваться этой надежности, потому что на том уровне, где они выступают, если они не попадают в поток, дело для них заканчивается смертью или больничной койкой. Центральная предпосылка «Восхода Супермена» в том, что, если мы посмотрим на этих экстремальных спортсменов и воспользуемся их примерами как научными опытами, и если мы сможем выявить, что эти люди делают для появления такого обилия состояния потока в их жизни, мы сможем пользоваться этой информацией в других сферах человеческой деятельности. В этом основная идея, и вот почему я решил сфокусироваться на спортсменах. И я всё это наблюдал воочию, потому что я как журналист освещещал большое количество событий в активном спорте. В своей карьере я потратил годы, гоняясь за профессиональными спортсменами по горам и получив переломы почти 100 костей при этом, но я постоянно сталкивался с совершенно невероятными вещами, когда думаешь про себя: «Ох! Господи, это же невозможно, они нарушают физические законы, никогда ничего подобного не видел. Должен же быть предел, это невероятно, это всё, мы дошли до края, нет способа улучшить результат.» Вот так мы журналисты говорим о том, что нет уже никакого способа улучшить результат, и каждый год он все растет и растет, растет и растет. В конце концов я решил, что должен посмотреть под капот, и опять попал в поток.

image Click to view



Продолжение интервью в следующем посте


сознательное бессознательное, поток

Previous post Next post
Up