Прилагая свои скромные усилия в перекрестном опылении материалами из исследований по спортивной психологии, предлагаю перевод со
страницы ресурса sciencealert:
Согласно новым исследованиям ключ к обучению владению новым навыком - будь то игра на фортепиано или совершенствование в новом виде спорта - не совсем в том, сколько часов вы тренируетесь, но как вы тренируетесь. Ученые обнаружили, что, слегка варьируя свои тренировки, вы способны держать свой мозг в более активном состоянии на всем процессе обучения и на половину сократить время для достижения результата.
Это исследование отчасти противоречит давнишнему поверью, что простое повторение какого-нибудь моторного навыка - например, игра гамм на фортепиано или продолжение тренировок на одном и том же уровне сложности в спортивной игре - наилучший способ его совершенствования. Напротив, оказывается есть более быстрый (и более приятный) путь на следующий уровень.
«Мы нашли, что, если вы отрабатываете слегка измененную версию задачи, то вы обучаетесь лучше и быстрее, чем если бы повторяли одну и то же многократно.» - говорит Пабло Целник, ведущий исследователь из Университета Джона Хопкинса.
Ученые пришли к такому выводу по результатам теста 86 добровольных участников, согласившихся научиться новому навыку - движению курсора по экрану компьютера посредством сжимания небольшого устройства, а не мышкой.
Участники были поделены на три группы, и каждая тренировалась по 45 минут. Через шесть часов одну группу попросили повторить ту же самую тренировку, а другую группу заставили тренироваться по слегка измененной версии, где требовалась другая сила нажима, чтобы заставить курсор двигаться.
Третья группа повторную тренировку не выполняла и выполняла роль контрольной группы.
После тренировок все были протестированы на то, насколько быстро и точно каждый мог пользоваться новым навыком. Как и можно было ожидать, контрольная группа оказалась хуже всех, имея в своем опыте только один тренировочный подход. Но удивительным оказалось, что та группа, которая повторяла базовую версию тренировки, показала худшие результаты чем те, кто имел смешанные варианты и каждый раз тренировался по-другому, - по факту получилось, что группа, которая меняла тренировку, выступила в два раза лучше, чем группа, повторявшая тренировку тестируемого навыка.
Почему так вышло? Исследователи считают, что это произошло из-за так называемой реконсолидации, которая является процессом, когда существующая память извлекается и заново перезаписывается с учетом нового знания. Давно предполагалось, что реконсолидация может помогать в улучшении моторных навыков, но этот эксперимент был одним из первых в проверке такой гипотезы.
Также поэтому ученые сделали шестичасовой перерыв между тренировками - предыдущие исследования в неврологии показали, что именно такое время уходит на реконсолидацию нашей памяти.
«Наши исследования важны потому, что мы мало знаем о том, как работает реконсолидация в связи с развитием моторного навыка. Этот опыт показывает, как простыми манипуляциями во время тренировок можно добиваться более скорого развития навыка с помощью реконсолидации.» - сказал Целник. «Цель состоит в разработке новых правил чередований поведения и графиков тренировок, чтобы люди достигали большего в отведенное для тренировки время.»
Хотя есть польза от изменения тренировок, Целник говорит, что ключ в том, чтобы лишь немного варьировать ход тренировок - например, меняя размер или вес бейсбольной биты, теннисной ракетки или футбольного мяча между разными подходами.
«Если изменениями вы создаете совершенно разные задачи, люди не получат того выигрыша, который мы наблюдали из-за реконсолидации. Модификации тренировочных подходов должны быть небольшими.» - добавил он.
Хотя эти результаты очень интересны, исследование проводилось лишь с одним конкретным навыком, и требуются дальнейшие исследования для подтверждения сделанных выводов. Но если они окажутся верными, находка простого способа для двойного ускорения обучения новому моторному навыку может иметь большое значение.
В дополнение к тому, что это поможет нам за полгода отметить галочками запланированные на 2016 год пожелания - привет, наконец выучил «Clair de Lune» Дебюсси - имеются более альтруистические последствия от этого исследования. Оно окажет «большое влияние на процесс реабилитации», как пишут авторы в журнале Current Biology. Например, эта новая информация поможет людям с ампутированными конечностями быстрее научиться пользоваться протезами, или ускорить восстановление работоспособности у тех, кто пережил травмы позвоночника и инсульты.
Мы настроены на попытки это сделать.
------------------------------------------------------------------------------------------------
Хочу от себя заметить, что, пожалуй, к выводу о пользе варьирования тренировкой можно было бы прийти и самостоятельно. Выгода от постоянного «качания» составными деталями занятий лично мной и ранее как-то сама собой подразумевалась, может только не совсем отчетливо и осознанно. Переводил пост «пуленепробиваемого музыканта» о полезности чередования порядком упражнений. Со стороны общей философии Алан Уотс обращал внимание, что мозг воспринимает только то, что не статично и обладает внутренней пульсацией. Соответственно, можно было заключить и самому, что варьирование в тренировках обладает большей цепкостью для воспринимающего сознания чем однообразно повторяющиеся действия. Из области науки и инженерии еще помню принцип Челомея: «Чтобы система была устойчивой, ее надо очень часто трясти.», который тоже можно тут упомянуть и приложить и к процессу закрепления навыков.
Но в статье точнее все подано и яснее очерчены возможные ограничения.
Это еще один довод к тому, что не надо браться за произведение сверхсложного уровня и долбить долго и нудно только его одно, а лучше набирать технику игры через разнообразие более легких пьес.
Click to view