Простые инструкции, как быстро разучить этюд Шопена

Oct 25, 2015 15:08

В наше время многие, пытающиеся научиться игре на фортепиано, а особенно те, кто пытается это делать самостоятельно, падки на обучающие ролики Youtube, коих невообразимое количество. На прошлой неделе моя ученица, которая еще только-только начинает во взрослом возрасте, и руки у неё еще зажаты, и играет она ими пока порознь, попросила меня помочь ей с разучиванием одной популярной эстрадной песенки, обучающий ролик которой "на пальцах" она увидела на Youtube. Для неискушенного кажется всё таким простым - вот ведь прямо на пальцах без всяких нот показывают, куда надо нажимать, и как красиво звучит! Надо всего лишь запомнить немного хитроумную и постоянно ускользающую последовательность нажатий. А автор ролика подсказывает: "Здесь держим долго, здесь недолго."  - на простом человеческом языке парень общается, рукой показывает куда плыть, без всяких там "зюйд-зюйд-вест" :)

Следуя этой тенденции, тоже хочу поделиться простыми инструкциями по разучиванию этюда Шопена, которые я нашел в интернете с привязкой к Youtube. Сначала встретил на pianostreet пост с заголовком «Ученик 7 лет играет вслепую этюд Шопена», послушал исполнение

image Click to view



и отправился поглубже за информацией. Оказалось, что это совсем никакой не семилетка, а прошедший семь лет обучения, и целый год был потрачен на разучивание этого этюда. Но я еще набрел на блог, в котором этот ученик вполне здраво и по-взрослому, с полным знанием темы описал свой путь разучивания этого этюда. Надеюсь, что прочитать это будет интересно и вам:

Оп.10, №1

Лично я считаю, что это самый трудный этюд из набора этюдов опуса 10. Некоторые говорят, что это не так, и самый трудный №2 (он также очень труден), но для меня №1 самый сложный. Помните об этом, когда начнете разучивать этот этюд. Может потребоваться более девяти месяцев или даже год, прежде чем вы начнете играть его быстро. Когда я говорю быстро, я имею в виду темп в 60% от положенного. Это крепкий орешек. Не пытайтесь ускоряться и пытаться играть сразу же быстро, вы погубите этюд, если так поступите!!!

Прежде чем начинать, небольшое предупреждение: Когда я играл это произведение, мой учитель говорил мне, что ничто не имеет такого значения, как правильность попадания в ноты. Темп не имеет никакого значения. Это правило применимо даже к игре через три года, или пятидесяти лет, или двух тысяч лет (если вы ещё будете жить).

Также вы должны прочитать что я писал в посте «Занимаясь новым произведением» («Practicing a New Piano Piece») перед началом разучивания.

Готовы начать? Позвольте прокомментировать вход в это подземелье погибели.

Шаги, часть1:

1. Отметьте разбивку на секции, как сказано в «Занимаясь новым произведением».
2. Установите метроном на темп 40 четвертных нот в минуту. Можете еще меньше, если необходимо.
3. Следуйте указаниям в «Занимаясь новым произведением».

Шаги, часть 2:

1. Как только вы смогли сыграть все произведение без ошибок, приступайте к следующим шагам.
2. Проигрывайте его медленно и всегда без ошибок. Уйдет МНОГО времени до того, как вы сможете играть его быстро. Играйте так где-то миллион раз. Чем больше, тем лучше. Страница за страницей.
3. Если встретилось трудное место, играйте его медленно в прерывистом ритме.
4. Когда разучите произведение основательно, приступайте к следующей группе шагов.

Шаги, часть 3:

1. Вероятно, вы пройдете вторую группу шагов ПО КРАЙНЕЙ МЕРЕ за три или четыре месяца. Если вы смогли раньше, значит, скорее всего, вы не тщательно разучили.
2. Время ускоряться, ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО!!! Выберите страницу.
3. Сыграйте правой рукой, затем левой рукой.
4. Сыграйте всю страницу (обоими руками вместе) очень медленно под метроном несколько раз.
5. Переставьте темп метронома на несколько делений выше.
6. Сыграйте страницу снова пару раз.
7. Повторяйте шаг 6, пока вы не пройдете 10-15 приращений темпа от начального. Если где-нибудь в этом процессе вы начали ошибаться, тогда замедлите темп и начните снова.
8. Повторите шаги 2 - 7 с другой страницей.
9. Наметьте один темп для каждой недели и пытайтесь его достичь.

Где-то лет через 50 вы сможете играть этот этюд…
Неа.. вероятно вы не сможете.

-------------------------------------------------------------------

Другая причина, побудившая меня сослаться на этот пост и ролик - подходящая возможность капнуть в спор о нужности или ненужности разучивания гамм и пальцевых упражнений. Для меня однозначно одно - гаммообразные движения пальцев рук ДОЛЖНЫ где-то отрабатываться. Если вы разучиваете что-то наподобие такого этюда, то, понятное дело, вы можете утверждать, что на гаммы и на всякого там Ганона и Черни не стоит тратить времени. А если произведений такой технической направленности в вашей обойме нет? Что тогда? А вот тогда становится необходимым полагаться хотя бы на гаммы и Черни, чтобы развивать скоростную игру.

А еще не лишний раз было напомнить, как настояшие серьёзные учащиеся и их учителя оценивают необходимость медленной игры и то, что с САМОГО НАЧАЛА никаких ошибок с нажатием нот быть не должно. Где-то в другом своем посте об этюде оп.10 №2, этот ученик еще раз подчеркивает это.

реплика, обучение игре на фортепиано

Previous post Next post
Up