Зачем философия?

Oct 16, 2015 10:26


Смотрел на днях пока завтракал сюжет по каналу Дискавери про выкрутасы работы мозга. На несколько секунд зрителям показывался список из двадцати названий животных, который предлагалось запомнить, а потом перечислить по памяти. Или запомнить длинное число. После того как зрители убеждались, что ничего у них путного не выходило, демонстрировался человек с вполне обычными способностями, которого научили мысленным приемам, как это эффективно делать, и он это показывал.

Соотнося этот трюк с обучением игре на музыкальном инструменте, я могу обратить внимание, что именно внутренняя структура выполняемых в голове невидимых процедур определяет эффективность обучения. Снаружи два человека в течение какого-то одинакового промежутка времени могут выполнять одни и те же механические действия руками, гонять одни и те же пальцевые упражнения, но изнутри эффективность их обучения может различаться как небо и земля, на порядок. Также как два человека могут сидеть за столом и смотреть в книгу на стихотворение, внешне занимаясь одним и тем же, но внутри один выучит стихотворение наизусть, а другой же может даже ни разу не прочитать это стихотворение за это время. Я подвожу к тому, что упование на то, что вы нашли какой-то чудесный метод обучения игре на фортепиано, в котором надо совершить такие-то и такие внешние движения пальцами или сыграть такие-то упражнения, и всё постепенно образуется само собой, без вашей напряженной самостоятельной внутренней работы, совсем не верно. Главная битва происходит в голове. От того, насколько эффективными мысленными приемами вы пользуетесь, и зависит в основном прогресс вашего обучения. Поэтому одни десятилетиями не достигают никакого ощутимого прогресса, а другие всего за пару лет значительно продвигаются вперед.

Играя, например, гамму двумя руками, я могу совершенно по-разному настраивать свое внимание. Оно у меня не резиновое, и из более чем десятка параметров, которые я должен держать в определенных рамках, я могу сознательно и активно следить только за двумя или тремя. Переключая свое внимание в разные дни на разные параметры при игре гаммы, я по существу занимаюсь разными упражнениями. Хотя со стороны всегда будет казаться, что я постоянно занимаюсь одним и тем же - играю гаммы. Например, мысленное представление, что у меня левая рука ведущая, и она тянет за собой правую руку и показывает ей пример, позволяет мне эффективнее отрабатывать синхронность нажатия клавиш двумя руками. Без этого компенсационного представления моя правая рука норовит бежать впереди, и мысленные окрики и одергивания её не особенно мне помогают.

В своем обучении игре меня уже давно занимает вопрос правильного мысленного настроя и правильных мысленных приемов во время проведения занятий. В английском языке есть слово attitude, на которое я предпочитаю ориентироваться в своих внутренних размышлениях вместо родного словарного аналога «отношение» (к чему-либо). Но эта позиция-настрой-attitude вовсе не означает какой-то дисциплинарной угрюмой решимости делать что-то во что бы то ни стало с притянутой насильно концентрацией. Музыканты рассказывают о попадании в «зону», когда во время исполнения происходит отрешение от окружающих факторов, а музыка льется естественно и красиво без участия контроля со стороны сознания. Такое состояние в корне противоположно напряженной сознательной концентрации. Вообще много разговоров про важность работы подсознания и при выступлении, и при занятиях за инструментом. Опять же в числе мысленной работы музыканта часто обсуждается желательность мысленной практики, когда произведение по нотам исполняется исключительно только в голове. Всё крутится вокруг того, что происходит в голове. Не во внешних приемах, этюдах и упражнениях, теоретических выкладках вижу и я ресурс для своего развития, а в первую очередь в овладении тайнами и приемами того, что должно твориться в голове во время игры. Именно здесь, по-моему, закрыты основные сокровища. Манит то, что под гипнозом возможности человека используются исключительно эффективно. Хочется самому уметь создавать такой рабочий «гипноз» для себя.

Отсюда же, возможно, связка с интересом к философии Алана Уотса, который забавно раскручивает и показывает attitude человека к миру. А музыка и есть модель клубящегося в завитках мира, Уотс часто прибегает к сравнению нашей жизни именно с музыкой. Почему же еще изучение музыки подталкивает меня к философии? Потому что изучение игры чрезвычайно трудно, я не могу назвать никакой другой человеческой деятельности сравнимой по трудности. Слово «трудно» не несет при этом для меня отрицательного оттенка, будто бы рабского физического труда. Это приятная трудность, может быть лучше было сказать сложность, которая дразнит одновременно и своей доступностью, и своей недоступностью. В этом процессе обучения недостаточно задействование одного только сознания, по большей части необходимо программировать свое подсознание, чтобы впоследствии на него опираться. Одно сознание не вытягивает. Что может быть интереснее? Чтобы изучить какой-то менее сложный физический навык или умение мне не приходится обращаться к философии, не возникает потребности, и так все понятно. Когда же изучаешь игру на фортепиано, то чёрта с два всё понятно, что происходит в тебе самом, да еще под завесой подсознания. Приходится изыскивать все мыслимые и немыслимые ресурсы, чтобы решать задачу обучения. Для этого приходится скрупулёзно вглядываться в себя и процесс. Отсюда, из-за этой сложности явления и вглядывания в себя возникает иной внутренний процесс - самопознание. То есть сначала это вглядывание служило утилитарным целям обеспечения инструмента для сложного обучения музыке, но естественным образом оно скатилось в самокопание, самопознание. А как могло быть иначе? А это самопознание и есть философия. Таким образом, обращение к философии возникло как следствие поиска методов для решения наисложнейшей практической задачи обучения музыке, а сейчас еще хочется импровизации.

И Алан Уотс, кажется, помогает мне настроить правильную attitude. Мне кажется, что его зачастую полезнее слушать (мне, на данный момент), чем читать о какой-то музыкальной теории или методике занятий. Сдвиг attitude, я надеюсь, мне может дать гораздо больший выигрыш. На определенном уровне технического развития сами по себе технические упражнения для пальцев снижают свою долю в приросте эффективности игры, а мысленный настрой, наоборот, увеличивает свою значимость в обучении.
Те же рассуждения Уотса о взаимосвязанности всего и вся, разве они не имеют аналога в том, что мы приходим к чувственному осознанию, что всё тело вовлечено в игру, а не только пальцы? Для начинающего это ещё не очевидно, но с опытом все эти факторы начинают прорисовываться одновременно и в мыслях, и в ощущениях. На начальных порах обучение еще может казаться таким:



но с годами чётко осознаешь, что оно вот такое:



Согласитесь, что иное внутреннее представление о предмете обучения разительно сказывается на подходе у нему и использовании подходящих инструментов и процедур. Сама по себе целостная интегральная картина уже отметает множество лишних и некорректных вопросов новичка, а взамен добавляет правильные вопросы, на которые следует обращать внимание. Например, исходя из последней картинки, само собой разумеющимся становится факт, что обучение игре на фортепиано бесполезно пытаться ускорять выше определенного предела, но в то же самое время необходимо ежедневно заботиться о его здоровье, подпитывать. И все корявые изгибы пути, особенно приобретенные на раннем периоде, никогда уже полностью не исправишь. Но, с другой стороны, они станут частью твоей индивидуальности.

Принято считать, что обучение, анализ чего-то - это всегда разбор на более мелкие составляющие части. Но можно предложить и совершенно противоположный подход - увидеть целое в россыпи деталей, сделать один объект из нескольких. Кстати, именно в таком направлении предлагается создавать методы запоминания, как в приведенном в самом начале моего поста телевизионном сюжете - создать одну общую картину, в которой связанно задействованы все элементы, которые необходимо запомнить. Один объект легче запоминать, чем десять. И тот уникум, который запомнил боле 20 000 знаков числа пи, о котором я писал в посте « Что это за люди?»  , говорил, что все цифры в его голове расположены в каком-то обширном пейзаже - ему достаточно лишь начать вглядываться в определенную конструкцию этого пейзажа, чтобы ясно увидеть слагающие эту деталь отдельные цифры. Над чрезмерным увлечением препарированием при изучении какого-то предмета посмеивается и Алан Уотс.

И вот эта общая картина в собственной голове, которую помогает собрать только философия, - разве она второстепенна для эффективности обучения? Догадываетесь ли вы, как я стал бы действовать, например, если бы имел в голове представление об обучении фортепиано согласно первой картинке со строительными блоками? Такая картина естественным образом сама собой складывается в начале обучения у еще незрелого ума. Конечно, я бы считал, что всегда все можно ускорить строительство, если поработать аврально, можно что-то относительно легко разобрать и собрать заново, заменяя детали, следует поискать более выгодных поставщиков стандартных панелей и рабочую силу, и т.д. Этих вопросов просто не возникает, и они кажутся глупыми и неуместными, если глядеть на вторую картинку. Я не тратил бы на них лишнюю энергию и время. Вот поэтому я считаю, что правильная attitude -залог успешного обучения, мощный инструмент дальнейшего развития. Мысленный настрой, а не какие-нибудь «упражнения Ганона» или «чудо-метод» из интернета способен придать вам ракетное ускорение. Именно в методах мышления я ищу для себя способы поднятия эффективности, и именно через философию.

Желающим могу предложить часть своего очередного перевода по Алану Уотсу (http://www.liveinternet.ru/users/lotal/post374307546/). И вообще весь мой другой блог http://www.liveinternet.ru/users/lotal/ посвящен переводам Уотса.

Кстати, субтитры для его лекции "Мы сами делаем, или нас делают" доведены мной до конца.

А еще есть на youtube переведенная (не мной) лекция "Природа сознания" в четырех частях.

Алан Уотс мне напоминает джазмена среди тех музыкнтов, кто пишет о духовной природе человека и сознании. Например, все книги, которые озвучивает Ник Ошо (Nik Osho) (https://vk.com/nikosho) относятся исключительно к классическому жанру музыки - там все торжественно и серьёзно. А Уотс добродушный балагур, он не подойдет для озвучивания мягким гипнотическим голосом Ника Ошо. Он здесь на земле и не витает в божественных облаках. И очень веселится при этом!

image Click to view




alan watts, обучение музыке

Previous post Next post
Up