Когда-то около 30 лет назад в моём присутствии известный
Леонид Оболенский, доживавший свои последние годы в ссылке на Урале, сделал запись в книге отзывов одной из художественных выставок. Только из-за того, что это был авторитетный человек, уже глубокий старик, а не какой-нибудь Вася Пупкин, у меня отложился в памяти сей факт. Он одиноко обошел молча всю небольшую выставку, одетый в старое поношенное длинное черное пальто, оставил запись и ушёл. Открыв книгу, мы нашли, что он написал. Что в мире есть два пути познания - логический и тот, который связан с искусством. Ну, два, так два - я внутренне не возражал, был согласен с ним. Вот математика и физика, которые были на тот момент сферой моей профессиональной деятельности, а вот картины, художники там всякие. Понятно, что они какие-то другие, чего-то там себе фантазируют и называют это познанием. Ну, пусть будет так, меня как-то это не особенно занимало. Сейчас, когда я все ближе к его годам, меня это уже стало занимать )). Фразы, изложенные текстом, они же совсем не исчерпывают смысл. Они лишь дорожные указатели, в какую сторону думать. Почему так трудно, например, написать что-то практически полезное об обучении музыке… Да хоть испишись, совершенно ничего не сдвинется, если сам человек не начнет думать, пропускать через свой конкретный случай, не тронет пальцами клавиши.
Я тогда был согласен с написанным Оболенским - да по сути это вполне общая мысль, встречалась мне много раз до него - и сейчас я согласен. Но трансляция этой фразы в голове, ощущения сегодня совершенно другие. Точно так же как при обучении игре на фортепиано мы всю жизнь учимся расслаблять правильно руки и тело, и всегда это актуально, но каждый раз на разных уровнях осознания. А, вроде, сопутствующая фраза всегда одна и та же: «Расслабляй руки!»
Пожалуй, некоторым существенным поворотом моего интереса ко второму пути познания мира через искусство был момент, когда я в последний раз вернулся после долгого перерыва к игре на фортепиано в 48 лет. Я хорошо помню любопытство, с которым я начал: «А зачем я опять это делаю?» В логическую картину мира это не совсем укладывалось. Есть работа, которую надо работать, есть семья, дети, нет никаких стрессов, от которых я бы бежал. Не было никакого желания «уколоться и забыться», уйти от тяжелой повседневности. Зачем тогда?.. Думаю, что меня стала доставать механистичность жизни, маячивший предопределенный уклад. Я мог пытаться разнообразить жизнь, но всё заведомо казалось таким же видом разнообразия, как разнообразие в детском калейдоскопе, когда одни и те же стекляшки просто раскладываются по-разному, а по сути остаются одним и тем же набором. Захотелось пнуть этот «правильный» распорядок, как Буратино проткнуть носом холст с нарисованным очагом и заглянуть в дырку - есть ли там вовне что-то трансцендентное? С тех пор я все щупаю это «трансцендентное». Вроде, не надоедает. Вроде, действительно что-то есть такое, дополнительное к логике, второй путь постижения мира. А фортепиано лишь проводник в этот мир, замечательный инструмент для спуска внутрь его. Когда музыка служит явным и наглядным живым образцом не схваченных ранее деталей бытия.
Поэтому при такой вышеизложенной канве, неудивительно, что обучение игре на фортепиано у меня тесно ассоциируется с интересом к философии определенного направления. То есть мне интересна не любая философия, а та, которая органически стыкуется с тем, что уже подсказывает музыка. Занятия музыкой меня не вогнали меня дальше в математику и логику, а выбросили в гуманитарное направление, в котором я прежде всегда отставал. Среди тех, кого я сейчас слушаю и читаю, почетное место занимает Алан Уотс (Alan Watts). Да, может быть кому-то его философия покажется подростковой, но мне просто приятно слушать его, не подвергая особой критике. Есть мультик, наложенный на вырезку из его лекции,
Click to view
где он говорит, что он не пытается что-то «продать» слушателю, и меня это подкупает (странное слово: он не продает, а я, выходит, покупаю). В чем-то он меня, может, и не убеждает, но мне нравится его живость и юмор, оптимизм и любовь к жизни. Своим альтернативным видением он заставляет самому задуматься о многом, о чём он говорит. Он просто взъерошивает реальность, и мне от этого приятно. Часто в своих лекциях он создает метафоры на основе музыки, тем самым как бы связывая свои темы с музыкальными, а я наоборот поднимаюсь от частностей музыкального обучения к каким-то обобщенным философским понятиям. Тем самым, наверное, мне скоро будет все труднее определить, где заканчивается мой музыкальный интерес, и начинается интерес к философии. (Да и надо ли это делать?) И все творчество Алана Уотса глубоко поэтично - вот, где одновременно используются обе стороны познания: логический и связанный с искусством. Наверное, поэтому его лекции в основном предлагаются в аудио формате, где сохраняется его ритм речи и интонация. В текстовой транскрипции что-то неизбежно терялось бы. Более того, часто на речь пятидесятилетней давности накладывают музыку, и она вполне встраивается.
Я хочу предложить вам попробовать послушать одну из его лекций «Do you do it, or does it do you?», о которой я уже
упоминал не так давно. Я сделал к ней субтитры на русском. При вталкивании субтитров в заданные временные интервалы и в попытках сохранить последовательность слов в транслируемом предложении, когда оно ритмически и по смыслу привязано к звуковым акцентам, неизбежно пришлось отходить от дословного перевода, кое-где сокращая текст, чтобы не было тяжело читать. Тем не менее, не уверен, что мне удалось сохранить ту легкость восприятия, которую испытываешь при понимании оригинального текста. Ну вот что есть, то есть…
http://amara.org/ru/videos/qjofmYMvALin/info/alan-watts-do-you-do-it-or-does-it-do-you/Лекция длинная, на 3 часа, поэтому, не думаю, что те, кто станет её слушать и читать, смогут дойти до конца за один раз, и скорее разобьют её на части. Поэтому ничего страшного, если и я сегодня выложу лишь половину субтитров. Вторая часть появится по её готовности.
А это просто музыка по настроению, "Делай, что хочешь":
Click to view
Update: полный текст лекции выложен здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/lotal/post386456579/