Рефлексия

Mar 28, 2015 08:20

Постоянно возвращаюсь к размышлениям о своих целях в овладении музыкальной игрой, о путях эффективного её развития не вообще, именно для своей конкретной ситуации, в которой мне отпущено конкретно столько-то времени оставшейся жизни, такой-то багаж знаний уже имеется, накоплен пакет таких-то навыков, такое-то физиологическое состояние постепенно ( Read more... )

самообучение, импровизация, игра на фортепиано

Leave a comment

Comments 9

cob_alt March 27 2015, 15:29:47 UTC
soltem , говоря об "овладении навыками импровизации" - что именно Вы имеете в виду? Это наподобие " овладения навыками разговорной речи " , причем с огромным сходством. Так или иначе , налицо первая стадия : переход от неумения говорить к произношению отдельных звуков из слов; то бишь, переход из стадии полного неумения импровизировать в стадию попыток проделать это отдельными звуками ( ... )

Reply

soltem March 27 2015, 16:48:59 UTC
Cob_alt, спасибо за развернутый комментарий. Мне трудно Вам ответить, в какой именно стадии я нахожусь, потому что я не ощущаю пока стадий. Может потом, когда я смогу оглянуться назад и расчленить пройденный путь? Да, я пытаюсь научиться говорить. Сконцентрирован ли я еще на звуках или уже на фразах? Не знаю. Скорее всего на фразах, так как отдельные звуки меня как-то даже и не интересуют. Да, скорее всего, пытаюсь воспроизводит обороты, услышанные в джазовой музыке, к которым ухо уже привыкло, но не пытаюсь сознательно акцентироваться на них, хочется оставаться свободным в желаниях. То есть, получается, что выстраивание импровизации в соответствии с моим типом мышления, а не заученными фразами других ( ... )

Reply


cob_alt March 30 2015, 05:15:51 UTC
Опыт показывает , что наиболее простой путь начать импровизировать - строить цепочки риффов; как это делает Дэйв Брубек(большой джазовый композитор, но скромный импровизатор) , напр. тут : https://www.youtube.com/watch?v=rBykbEoK_x8 с 2:08

Reply

soltem March 30 2015, 06:08:53 UTC
Спасибо за совет. Да, хотя бы такой стиль импровизации из коротких фраз, как на этом ролике, и составляет мою цель. В ролике я слышу диатонические (?) повторяющиеся по лесенке фразовые конструкции, наподобие того, что я нашел у Лукьянова в его "Недельке".
Сейчас нашел полезным позаниматься по книге John Valerio - Bebop Jazz piano. У него краткие практические советы в разделе Melody, отрабатываю каждый пример в 12 тональностях.

Reply


cob_alt March 30 2015, 06:35:52 UTC
Джон Валерио ,конечно, очень профессионалный музыкант - я уже нескольео недель отрабатываю его страйд парафразу If I've Been Had , с целью играть не глядя. Однако для укорачивания дороги рекомендую мой курс в Караоке джаз: http://karaokejazz.com/kurs-nahuma-pereferkovicha/urok-01
Все конкретно , очень просто , с аудиозаписями и на русском языке . Только построение риффов происходит на основе английского ; только американские учебники этого почему-то не предлагают

Reply

soltem March 30 2015, 06:57:15 UTC
Ага, любопытно - обязательно ознакомлюсь. Пока все же хоть немного продолжу с Валерио. Исхожу из полезности для себя по таким вот нечетким критериям и ощущениям:
1. Материал должен быть за пределами зоны комфорта, чтобы было мысленное напряжение (не мышечное конечно же).
2. Материал должен быть ясен и понятен с точки зрения цели и пользы. Не что-то типа "делай, а потом увидишь пользу от этого".
3. Материал должен давать обратную связь в ощущениях прогресса уже через достаточно короткое время. Т.е. он не должен быть слишком сложным.

Пока упражнения по Валерио кажутся приемлемыми. Мне ведь еще надо подгонять знание тональностей. У Лукьянова было хорошо с точки зрения тональностей, но хуже с гармонией сопровождающего аккорда. У Маркина наоборот - хорошо с увязкой к аккорду, но стали забываться тональности. Вот у Валерио нахожу пока сплав одного и другого - скалярные куски соседствуют с арпеджио.

Reply


cob_alt March 30 2015, 10:57:04 UTC
Практически все учебники по джазовой импровизации , отечественные и зарубежные , направляют начинающего в сторону бибопа ; и я всегда считал это ошибкой ( и оказалось , что не только я ). Это как заставлять ребенка , начинающего заниматься тяжелой атлетикой , сразу поднимать гирю в 8 кг. Кроме этого авторы книг по умолчанию подразумевают, что интересующийся уже в какой-то мере импровизирует , и строят на этом- вместо того , чтобы вытащить наверх потенциал импровизатора, заложенный в каждом из нас от природы , даже если мы полные профаны . Однако это не базируется на глубоких и широких теоретических знаниях , но в первую очередь на психологической платформе ученика , что смахивает более на театральную импровизацию ; а как раз ее элементы я использую в моих мастерских по импровизации ( ... )

Reply

soltem March 30 2015, 15:57:14 UTC
Хорошее замечание, соглашусь с ним. Похоже, что именно высокий начальный порог обучения импровизации с сухими упражнениями из ничего не говорящих арпеджированных последовательностей или бесконечными аккордовыми последовательностями как у Бриля отпугивал меня все предыдущие годы. Необходимо было куда-то окунуться на многие месяцы, во что-то не очень привлекательное и скучное, и просто поверить, что потом появится результат. Я не готов был так поступать. Тем не менее, несколько лет хождения вокруг да около продвинули меня чуть вперед от нулевой точки. Довелось поиграть даже в группах, где на лету пытался импровизировать. Это дало некую практику. Осторожно пытаюсь и сейчас в публичных выступлениях иногда импровизировать. Поэтому сейчас мне эти арпеджированные упражнения уже стали ближе и понятнее, и я ожидаю пользу от них. Начинающим совсем с абсолютного нуля посоветовал бы прислушаться к вашим урокам. Да и сам еще почитаю.

Reply


cob_alt March 30 2015, 16:32:50 UTC
Забыл добавить очень важное к достоинствам риффования: интонационные всплески мелодии также становятся осмысленными : призыв-отзыв , вопрос ответ .

Вот новое собеседование по теме : https://www.youtube.com/watch?t=190&v=PoAzUHGd7VE

Reply


Leave a comment

Up