Рефлексия

Mar 28, 2015 08:20

Постоянно возвращаюсь к размышлениям о своих целях в овладении музыкальной игрой, о путях эффективного её развития не вообще, именно для своей конкретной ситуации, в которой мне отпущено конкретно столько-то времени оставшейся жизни, такой-то багаж знаний уже имеется, накоплен пакет таких-то навыков, такое-то физиологическое состояние постепенно ( Read more... )

самообучение, импровизация, игра на фортепиано

Leave a comment

cob_alt March 30 2015, 10:57:04 UTC
Практически все учебники по джазовой импровизации , отечественные и зарубежные , направляют начинающего в сторону бибопа ; и я всегда считал это ошибкой ( и оказалось , что не только я ). Это как заставлять ребенка , начинающего заниматься тяжелой атлетикой , сразу поднимать гирю в 8 кг. Кроме этого авторы книг по умолчанию подразумевают, что интересующийся уже в какой-то мере импровизирует , и строят на этом- вместо того , чтобы вытащить наверх потенциал импровизатора, заложенный в каждом из нас от природы , даже если мы полные профаны . Однако это не базируется на глубоких и широких теоретических знаниях , но в первую очередь на психологической платформе ученика , что смахивает более на театральную импровизацию ; а как раз ее элементы я использую в моих мастерских по импровизации .
Когда-то эти учебники начинали с арпеджирования по заданным аккордам , в качестве первого шага; приучая ученика играть упражнения , содержащие слишком много звуков , и большУю часть из них излишних; и совершенно лишенные фразировочных построений. Сегодня книги начинают с ладов ; однако результат аналогичен : более или менее ловкое исполнение упражнений, заполненных ничего не говорящими звуками , вообще не напоминающих услышанные настоящие импровизации . Тогда уж лучше снимать чужие импровизации по слуху - они таки будут иметь смысл.
Метод начального изучения импровизации путем построения риффов , основанных на ритме того или иного текста ; и базирующихся на пентатоническом пятизвучии сразу решает след проблемы:
Исполняем на основную гармоническую каденцию 1-6-2-5-1
Появляется осмысленная фразировка
Нет ни одного ненужного звука.
Ритм мелодии и пауз становится определенным и точным
А отсюда уже можно переходить к более искушенным формам импровизации.

Reply

soltem March 30 2015, 15:57:14 UTC
Хорошее замечание, соглашусь с ним. Похоже, что именно высокий начальный порог обучения импровизации с сухими упражнениями из ничего не говорящих арпеджированных последовательностей или бесконечными аккордовыми последовательностями как у Бриля отпугивал меня все предыдущие годы. Необходимо было куда-то окунуться на многие месяцы, во что-то не очень привлекательное и скучное, и просто поверить, что потом появится результат. Я не готов был так поступать. Тем не менее, несколько лет хождения вокруг да около продвинули меня чуть вперед от нулевой точки. Довелось поиграть даже в группах, где на лету пытался импровизировать. Это дало некую практику. Осторожно пытаюсь и сейчас в публичных выступлениях иногда импровизировать. Поэтому сейчас мне эти арпеджированные упражнения уже стали ближе и понятнее, и я ожидаю пользу от них. Начинающим совсем с абсолютного нуля посоветовал бы прислушаться к вашим урокам. Да и сам еще почитаю.

Reply


Leave a comment

Up