Поглядывая с любопытством на статистику просмотров различных постов моего блога, я обнаруживаю, что с огромным перевесом из месяца в месяц чаще всего читаются одни и те же статьи о самом самом начале обучения: «Я хочу научиться играть на фортепиано с нуля. Каковы перспективы?», «Сколько часов в день нужно заниматься?», «Проблемы координации - похлопывание по голове и поглаживание по животу» и т.п. О некоторых статьях я уже забыл давно и к ним не хочется возвращаться, так как меняется собственное восприятие обучения, и я надеюсь, что расту в понимании предмета, мне хочется говорить уже о другом. Невольно кажется, что мысленно ведешь диалог с одним и тем же собеседником в течение ряда лет, вы вместе растете, и одному ему ты что-то рассказываешь, и вдруг он снова спрашивает: «А как играть двумя руками? А сколько заниматься? А сколько лет надо? А чем черные клавиши отличаются от белых?» Немного обескураживает, но, в конце концов, понимаешь, что так в природе вещей и должно быть. Откуда были бы миллионные просмотры у роликов на YouTube, где визуально показывают, как сыграть «чижика-пыжика»? Как раз из-за поверхностной природы интереса у многих зрителей. Да, наверное, и сам я также себя веду в тех областях, которыми по существу не занимаюсь. А действительно, так ли себя веду? Много ли раз тыкался в те дела и проекты, которые оказались в результате неудачными? Безусловно, пробовал многое, и большинство не получалось. Но, мне кажется, что чаще в попытках значились какие-то конкретные дела, точки приложений имеющихся умений, так сказать, сухая практика, и гораздо реже это были попытки чему-то выучиться, овладеть новым умением. То есть, я хочу сказать, что есть попытки сделать конкретное практическое дело, и есть попытки посвятить себя какому-то направлению. Их, в моем понимании, следует различать. По моим текущим ощущениям у меня не было много безрассудных желаний освоить что-то, чтобы потом я это в скором времени уже бросил: либо совсем не начинал, взвесив все за и против, либо доходил до какого-то ненулевого уровня овладения умением. А кто эти люди, которые как мотыльки-однодневки носятся по просторам интернета в слепой надежде что-то новое разучить? Вспоминается почему-то шутливое стихотворение Вадима Забабашина:
Муху вздорная сила по дому носила.
Села муха, устав, на страницу Шекспира,
Села на монолог полоумного Лира.
И ее в этот миг мухобойка убила.
Были очень недолги мушиные муки
Там, где Лира сомкнулись в страдании веки, -
Так трагедия Лира с трагедией мухи
В пятом томе Шекспира смешались навеки.
Отчасти я опять завел разговор о том же - об осознании своего обучения игре на фортепиано - который вел в предыдущем посте. Предлагаю еще раз взглянуть на этот вопрос через обсуждение темы
«Обучающий материал для моего самообучения; оцените!» на форуме pianoworld. Многие энтузиасты начинают так.
Punchslab:
Мне еще необходимо время, чтобы найти учителя, а пока я подумал начать самостоятельно.
Из одной моей более ранней ветки на форуме я собрал множество советов относительно книг и другому обучающему материалу. Я также прошелся по Amazon в поисках обсуждаемого материала. Как вы считаете, этого будет достаточно?
- Cooke - Mastering the scales and arpeggios
- Fundamentals of piano practice. CC, Chang
- George Kochevitsy's The Art of Piano Playing
- Piano playing: motion, sound and expression by Gyorgy Sandor
- Rational Principles of Pianoforte Technique by Alfred Cortot
- Несколько таблиц с гаммами, которые нашел в он-лайне..
Некотроые стандартные методические книжки:
- Czerny-Schaum Book 1 (Schaum Master Composer)
- Duvernoy -- 25 Elementary Studies, Op. 176 (Alfred Masterwork Editions)
- Ecole Primaire (25 Elementary Studies), Op. 176: Piano Solo
- Essential Technique for the Pianist (Alfred Masterwork Editions)
- Technique for the Advancing Pianist (Alfred Masterwork Editions)
- Keith Snell "Scales Skills" books.
- Keith Snells "Fundamentals of Piano theory" books
DVD's
- barbara lister sink - freeing the caged bird
- Seymour Fink - Mastering Piano Technique (+book)
Также, похоже, здесь много интересного :
http://craftofpiano.com/ Этого будет достаточно? Или этого слишком много (Я бы сказал, что не много, принимая во внимание, что у меня долго не будет учителя, если вообще когда он появится)?
Keystring:
…… Еще лучше - дождись учителя. Поиск по форуму даст много причин почему.
Здесь вклинюсь со своим возникшим комментарием. Мы с женой часто спорим по поводу самостоятельного обучения детей или собственного обучения чему-то. Моя жена очень любит в рамках своей работы проходить разные курсы и семинары дополнительного обучения. Я никакие курсы не люблю, особенно официальные, и зачастую считаю их профанацией, тратой времени и денег. В наших спорах жена упорно советует мне не сравнивать себя с другими людьми. Если я предпочитаю и способен к самообучению и саморазвитию, то, дескать, не многие на это способны, предпочитая внешние школы, лекции, семинары. Я соглашаюсь, что, действительно, все люди разные и по-разному учатся. Есть тип людей, которые склонны к самообучению, а есть тип, которые предпочитают, чтобы их большей частью обучали. В любом случае крайности заведомо ущербны. При обучении игре на фортепиано способности и желание самообучаться надо делить этак на 100, чтобы получить результирующую эффективность самообучения. Хоть я и веду блог с упором на самообучение (а вернее бы сказал, что с упором на размышления при обучении), но самого меня в детстве обучали учителя несколько лет! Самообучением я только продолжил, имея, может быть, к тому времени самые существенные навыки основ игры.
Dmd:
Забудь все это и найди себе учителя.
Учитель даст тебе больше пользы в правильное время (в самом начале), чем все эти книги вместе взятые.
Earlofmar:
На этом этапе ты собираешься тратить время на технику, но не можешь найти время на поиск учителя?
Исходя из твоего списка, я бы предположил, что, несмотря на весь энтузиазм, который у тебя сейчас есть, ты будешь, в конце концов, измотан техническими упражнениями. Большинство материала из твоего списка даже не приемлемо для новичка, и без правильной интерпретации может привести именно к тем проблемам, которые ты стремишься избежать. Принципиальной важностью при обучении игре является соблюдение баланса между разучиванием репертуара и развитием навыков. В то время как гаммы, чтение с листа, техника и т.п. нужны в занятиях, они не должны доминировать в них.
Может оказаться лишним сказать, но я считаю, что многие из нас, «ребята», относятся к фортепиано как к некоторого рода механической/математической проблеме, которая легко преодолевается через чтение и применение технических руководств.
Sand Tiger:
Нет времени на учителя? Но есть время на все вот это? Все это софистика. Если вопрос в деньгах, то я могу понять. Однако, любой человек, который находит время, чтобы составить такой список, может найти время и на уроки (скайп - опция для географически удаленных).
Я еще один самоучка начинающий. Это тяжелая дорога. Если человек настаивает на самообучении, я мог бы порекомендовать взять одну методическую книгу с подсказами о положении тела, расстановке пальцев, ссылками на видео и вебсайты. Затем посвятите достаточное количество времени и усилий на следование по этой книге. Избегайте искушения занырнуть поглубже (что именно вы и собираетесь сделать, судя по списку), чем занимается большинство самообучающегося народа. В краткосрочной перспективе попытка ныряния в глубину может казаться, что проталкивает человека дальше, но в долгосрочной перспективе (а обучение игре на ф-но - это долгосрочная перспектива для почти всех нас), дорога может фактически оказаться длиннее после исчерпывания кратковременных побед.
Как написал Earlofmar, слишком большое внимание к технике без самих произведений, без пошагового неторопливого следования урокам, представленным в одной методической книге, может оказаться излишним. Обзор этого форума дает средний срок для прохождения первого тома Alfred's Book как 9 месяцев, и большинство сообщивших об этом занимаются с учителем. Сколько времени потребуется, чтобы по настоящему выучить весь материал из списка без учителя? Годы, много много лет, если эта муштра еще не угробит собственный настрой. Насколько хорошо это будет выучено? Для большинства совсем не хорошо.
Конечно, есть исключения, на форуме выскакивают головы уникумов взрослых, которые удивляют нас своими историями самообучения. Однако, такие люди оказываются редкостью, может 1 из 1000, или еще меньше. Средний народ, который по определению составляет громадное большинство нас новичков, не пытается подавать голоса. По этой причине многие средние и даже выше средних новички чувствуют себя не лучшим образом, когда суперзвезды, супер одержимые и супер интенсивные в занятиях докладывают о своих замечательных достижениях за короткое время.
Эти суперзвезды и супер одержимые повествования дают фальшивое ощущение реальности, потому что именно самые лучшие и наиболее одержимые чаще всего пытаются писать. Большинство обычных людей совсем не пытаются писать. У меня возникает подозрение, что многие на форуме, которые чувствуют себя ниже среднего, на самом деле гораздо выше средних, если взять во внимание всю совокупность начинающих играть на фортепиано.
Так что я голосую против этого списка. Единственный учебник вместе с продолжительным временем занятий будет лучше, чем попытки понять большой объем информации.
Dmd:
Совершенно верно!!!!
Я прошел через многое подобное, и мне потребовалось несколько лет, чтобы понять, что раньше или позже, нужно просто сесть за инструмент и учиться играть… по одному сантиметру за раз.
Я может еще и не выучился полностью … но я пытаюсь.
Существует сильная тяга ПОКУПАТЬ ВЕЩИ (книги, курсы, DVD, даже пиано), которые могли бы помочь вам выучиться быстрее.
Самое лучшее, что с вами может произойти, это что у вас закончатся деньги. Тогда вы начнете заниматься, а это единственное, что работает.
Malkin:
Покупка вещей хороша для экономики, и вы получаете в пользование новые штучки, которым можно радоваться!!
Обратная сторона этого в том, что ваша игра не улучшится, и вам придется искать место в доме, где эти вещи хранить.
Punchslap, ваш энтузиазм прекрасен, и я надеюсь, что такая реакция на ваш вопрос не погасит его!
Представим пример. Предположим я решил стать гимнастом. Не гимнастом мирового уровня, так как этот корабль отчалил уже давным-давно, но для целей досуга и здоровья я хотел бы добавить гимнастические упражнения в свои тренировки. Я достаточно образованный человек и обладаю относительно неплохим здоровьем.
Итак, желая стать гимнастом, я могу найти множество книг по гимнастике и даже по анатомии, и по психологии, и по физике исполнения колеса и прыжков на руках. Но простой факт состоит в том, что я закончу травмой (или убьюсь!), если я буду пытаться выполнить эти вещи без соответствующих пояснений и надзора.
----------------------------------- (конец перевода)
Энтузиазм и сила воли - это хорошо, но этого мало. Нужна еще постоянно работающая голова. В процессе обучения игре, когда я говорю о том, что через занятия с фортепиано я познаю самого себя, а значит свои поведенческие ошибки, то, в частности, игра позволяет освобождаться от формализма. Особенно в России, где так высок уровень показухи, и, кажется, мышление обычных людей пристраивается к такому порядку вещей. Игра на музыкальном инструменте вскрывает эту болезнь. Недостаточно сказать, что я сделал то-то и то-то (как велели), недостаточно сделать что-то формальным образом, по привычке надеясь, что никто (и сам в том числе!) не заметит скромно умалчиваемого подвоха. Невозможно сбросить с себя бремя ответственности, заплатив кому-то или за что-то. В том числе невозможно гарантировать обучение, если вы заплатили учителю. Может вы, действуя формально, обратились к первому попавшемуся, кто недорого и просит за занятия (молодая девчушка из соседнего подъезда, которая только что окончила музыкальную школу)? Чем такое обучение будет сильно отличаться от самообучения? Или наняли именитого преподавателя за большие деньги? Способны вы платить ему лет этак 10 ежемесячно, в то время, как ваш доход скорее всего понизится из-за переключения части вашего времени на фортепиано? Все равно не откупитесь, все равно приходится думать.
Click to view