Вопрос в том смысле, что стоит ли ободрять потуги любителей на музицирование и в буквальном смысле «строить хорошую мину при плохой игре», или со всей прямотой резать «правду-матку» и мысленно приговаривать (упомянем в канун очередных показов «Иронии судьбы…»): «Какая гадость…, какая гадость эта ваша заливная рыба..». Конечно, я шучу и для себя-то я все давно решил и знаю ответ. Но так как этот ответ находится где-то в 7-м измерении, то в нашем четырехмерном пространственно-временном континууме любопытно бывает порассуждать о проекции этого ответа на наш мир. В нашем мире на этот бинарный вопрос нет однозначного ответа, и даже он бессмыслен в корне, аналогично вопросу «Что было раньше - курица или яйцо?». Ах, как часто человеку хочется все упрощать и сводить жизнь к простым цифрам: 0 - 1, да - нет, черное - белое, любит - не любит, хорошо - плохо, играть - не играть, любитель - профессионал… Отнюдь я не против логических выделений плюса и минуса в событиях и влияниях окружающей жизни, без этого мы бы и не существовали как мыслящие существа, это метод мышления, но… Не хочется слушать простого «чижика-пыжика», хочется симфонии жизни с многочисленными переплетениями и нюансами, где много вопросов и много ответов.
Прочитав очередной пост пуленепробиваемого музыканта приблизительно на упомянутую выше тему «
Почему то, что вы говорите своим ученикам, может оказывать большее влияние, чем вы предполагали», я посчитал текст довольно скучным и примитивным, как раз американским упрощением сложной действительности, в духе Карнеги и пропагандируемой политкорректности, когда многие вещи нельзя называть своими именами, а следует дипломатически хитро говорить одновременно обо всем и ни о чем одновременно. Мы же тогда все выродимся и перестанем совершать поступки! Оставим дипломатам дипломатово (такова их работа, всецело понимаю, почему им так приходится действовать, и совсем не осуждаю), но сами останемся в сырмяжной жизни. Кроме дипломатов много, кто еще нужен обществу. В своем посте пуленепробиваемый музыкант подводит к тому, что учителю не следует ругать ученика, а большей частью действовать через позитивный настрой и одобрение. Я же при этом вспоминаю свою пробу вынести на обсуждение в англоязычном форуме pianoworld записанный мной аудиофайл с собственным исполнением. Я прекрасно отдавал себе отчет, что моя игра далеко не совершенна, и мне хотелось получить конструктивную критику, чтобы осознать, что именно нужно подшлифовать и куда именно двигаться дальше. Вот я и послал свой вариант в регулярно проводящийся смотр-концерт любителей пианистов. Ничего кроме похвалы я не дождался, и это мне не совсем понравилось. А зачем мне это лицемерие со стороны слушателей? Нет, пускай они там сами друг друга облизывают. Я более благодарен той учительнице литературы, натуры утонченной и хрупкой, когда я учился в старших классах школы, которая захлопнула крышку пианино на сцене столовой на переменке со словами «Ты плохо играешь!» Я перед этим в окружении пары одноклассников что-то бренчал аккордами (конечно же, не классику). Хотя у меня не было тогда желания кому-то нравиться своей игрой, и я просто ради какой-то забавы бренчал на переменке, укус этой учительницы я запомнил навсегда, и он потом часто двигал меня в качестве красной тряпки.
Когда я позже еще раз заглянул в блог пуленепробиваемого, то новой статьи не обнаружил, но заметил добавившиеся комментарии к отмеченному посту. Эти комментарии меня как-то порадовали, и из-за них я решил вынести тему поста пуленепробиваемого музыканта в свой блог вместе с некоторыми комментариями.
Для начала сам пост:
У нас у всех в голове звучит голос.
Иногда он просто бегло комментирует происходящее вокруг нас («Боже, кто ж носит такое?»). Временами он вбрасывает странные мысли в поток нашего сознания, чтобы взбодрить наше восприятие («Мммм… как в лесу убежать от рассерженного медведя?»). А есть еще моменты, когда мы пускаемся в диалог с ним («Ну давай, ты можешь это… а если не получится? Не придуривайся, ты уже играл это десятки раз... да, но…»).
Этот голос по большей части безобиден - за исключением, когда он касается чего-то очень важного для нас. Как во время занятий, так и на сцене этот голос быстро может обратиться к темной стороне и стать нашим самым жестким критиком.
Когда он не просто критикует, но разносит, бранит и просто издевается. До такой степени, что он может менять наше эмоциональное состояние и фактически ухудшить выступление.
Конечно, не у всех это так. У некоторых людей голос более сострадателен, одобряющий и высказывающий поддержку, что помогает упрочить мотивацию и выступления.
Так откуда же приходит этот голос? Не рождаемся ли мы с ним?
Или он возникает в результате нашего обучения и того, какое влияние другие люди оказывают на нас?
Великие учителя не только учат
Великие учителя не просто ходящие, говорящие википедии знаний, но также эффективные агенты, меняющие положение вещей. Уникальные люди, кто способен мотивировать, утешать и облегчать обучение для тех, с кем они вошли в контакт.
Мы знаем из опыта, что правильный учитель может произвести разнообразные изменения линий поведения, от механики игры до способа как мы занимаемся. Но распространяется ли их влияние еще глубже? Возможно ли, что учителя оказывают влияние также на наш мыслительный процесс?
Позитивный и негативный стили преподавания.
Исследования тренеров и спортсменов действительно выявило, что действия тренера могут влиять на чувство собственного достоинства, уверенности и когнитивного беспокойства у спортсмена (т.е. беспокойства, сомнения и боязнь ошибиться).
В 2010 году исследовались 112 региональных, национальных и международных борцов. Участников исследования просили оценить поведение своих тренеров и собственный мысленный разговор во время их последних соревнований.
Пользуясь двумя анкетами, исследователи измерили положительность/поддержку и негативность как поведения тренеров, так и внутреннего диалога спортсменов.
Как и можно было бы ожидать, поддержка со стороны тренеров ассоциировалась с более положительным и менее отрицательным внутренним диалогом у спортсменов, особенно в областях уверенности и управления волнением («У меня получится» или «Все нормально… оставайся спокойным»).
Подобным образом, негативное поведение тренеров, когда они говорили или поступали так, чтобы продемонстрировать отсутствие уверенности в способностях спортсмена, оказалось связанным с более негативным и менее позитивном диалогом спортсмена, особенно в областях отстраненности и усталости («Я хочу все бросить» или «Я устал»).
Изменение внутреннего диалога.
Исследователи провели затем изучение начинающих игроков в теннис, чтобы обнаружить, влияет ли подверженность положительному или негативному поведению тренеров на изменение положительности или негативности индивидуальных внутренних диалогов.
Результаты показывают, что да, то, что мы говорим нашим ученикам, может менять то, что они говорят самим себе.
Когда обучение проводится в положительном стиле (например, «Отличный бросок, продолжай»), то участники меньше волнуются по поводу попадания.
Когда обучение проводится в негативном стиле (например, «Плохой бросок» или «Ты не следуешь моим указаниям»), внутренний диалог участников начинал двигаться в направлении этой обратной связи, и их положительный, создающий уверенность внутренний диалог уменьшался.
Внутренний диалог не единственный фактор, который влияет на выступление. И поведение тренера/учителя не единственный фактор, который влияет на голос в нашей голове. Но насколько хорошо то, что те вещи, которые мы говорим нашим ученикам, могут воздействовать на протекающие в их голове мысли?
Зачастую трудно понять, какой эффект мы оказываем на других, пока не пройдет много лет. Тем временем важно понимать, что то, что мы говорим, и то, как мы ведем себя на уроках, репетициях и концертах, может цепляться к нашим ученикам и становиться гораздо более глубокой частью их самих как музыкантов, профессионалов и людей, чем мы могли бы это представить.
Действуйте
Подумайте о своих собственных учителях, кто обладал высокими стандартами, но кто также мог заставить вас чувствовать, что и вы можете их достичь. Сопоставьте их с учителями, которые каким-то образом заставил вас усомниться, что вы когда-либо достигните таких стандартов.
Теперь, в процессе вашего собственного преподавания, как вы поддерживаете высокий стандарт отдачи у учеников без порицания и критики, не заставляя их усомниться в себе?
Мне любопытно услышать какой язык/тактика лучше всего работает с вашими собственными учениками - поделитесь ниже в комментариях!
----------------------------------------------------------------
Теперь комментарии:
Данный вопрос оказался одной из причин, почему я стал учителем. Желавшие добра учителя практически разрушили мою уверенность в самом себе и желание даже пытаться что-то сделать. Поэтому когда я работаю со своими учениками, как юными, так и взрослыми, я отдаю себе отчет, какие слова я употребляю на уроках. Я пытаюсь отделять то, что человек играет, от самого человека как личности. Вместо того, чтобы сказать ученику «у вас не получается эта фраза», я говорю «именно здесь заключается трудность исполнения этой фразы» и объясняю как играть ее более правильно. Также я пытаюсь использовать некоторые укрепляющие слова, например, «уверенно» или «вы хорошо справляетесь», чтобы растить внутреннюю уверенность. Эти слова возвращаются к вам. Я полагаю, что это одна из основных причин, почему ученики продолжают у меня учиться годами. Я всегда обнаруживаю, что отношение к другим так же, как вы хотели бы, чтобы относились к вам, оказывается успешной практикой. Ключ в том, чтобы отлично осознавать свои слова, так как они сильно и долго воздействуют.
------------------------------
После разочаровывающего первого года в музыкальной школе и летних каникул, в которые я не занимался, я проходил прослушивание, чтобы попасть в ансамбль. Прослушав мои попытки продраться через несколько отрывков, дирижер сказал: «Вы не достаточно хороши». Нет надобности говорить, что я не попал в ансамбль в тот год. Это случилось почти 40 лет назад.
-------------------------------
Я думаю, что причиной не обязательно являются сами слова, а подразумеваемое за ними. Учителя, которые не относятся к своим ученикам с одинаковым уважением, включая тот факт, что все различны, может сильно навредить. Учителя, которые произносят приятные слова неискренне, также не окажут помощи. Но лучше ошибиться, будучи слишком добрым, чем слишком строгим. Первое не нанесет вреда…
-------------------------------
Как очень зрелый учитель - обучая в основном фортепиано и классической гитаре - я могу подтвердить изменения в частном обучении, которые произошли за последние 40 лет - как правило, в направлении более позитивного взаимодействия, «общение с как с тренером» вместо «просто обучение» в некоторых отношениях. Однако (брошу кость в обсуждение), как быть с случаями, когда учитель был очевидно суров и требователен, даже саркастичен, но тем самым ВДОХНОВИЛ учеников на развитие своих потенциалов? Недавняя книга «
Strings Attached: One Tough Teacher and the Gift of Great Expectations», получившая хороши рецензии, описывает такого учителя, которого настолько уважали, что десятки его учеников, уже взрослые, пожелали участвовать в «оркестре» в честь его память. Они глубоко оценили влияние толстокожести, дисциплины и трудности обучения для своих жизней в целом. Рецензия Уолл Стрит была настолько вдохновляющей, что я купил эту книгу и сейчас ее читаю.
- Мне интересно «как мы это делаем», в том смысле, чтобы генерировать более вдохновленную работу со стороны учеников, а не в смысле, что мы могли бы разрушить растущий талант. Обратная сторона медали: Если все «замечательно», где тогда место стремлению к более глубокой инициативе и дисциплине?
-------------------------------
Я вижу противоположный эффект в излишнем одобрении и не достаточном откровении. Многие музыканты любители не представляют, насколько развиты профессиональные музыканты в искусстве игры на своих инструментах. Я прихожу к выводу, что многие остаются любителями из-за учителей, которые сначала в школе, а потом на курсах обучения взрослых, не были честны. Есть разница между подбадриванием кого-то и утверждением, что они играют хорошо, когда это не так. Если вы говорите ужасному исполнителю, что он играет хорошо, тогда, будучи взрослым, он начинает считать, что больше не нужно ничему учиться. Им также начинает казаться, что они играют как профессиональные музыканты, и поэтому они очень редко посещают концерты, чтобы послушать музыку.
Здесь, в Великобритании, у нас сотни местных оркестров, в которых большинство музыкантов не осознают насколько плохо и на каком низком уровне они играют. Самыми плохими музыкантами в этом отношении являются те, кто начал изучать инструмент еще в школьном возрасте. Наиболее реалистичными исполнителями оказываются те, кто начал во взрослом возрасте.
Я хотел бы видеть более реалистичный подход к обучению музыке, в котором очень тщательно объяснялось бы, что способен сделать высококвалифицированный музыкант с примерами для каждого инструмента. Негоже, например, начинающему гобоисту говорить, что низкие ноты трудно играть тихо без объяснения, что вполне возможно играть их тихо, если у вас достаточно развит навык. Для ученика будет даже лучше потерпеть неудачу в попытках сыграть их достаточно тихо. Им нужно понять, чего они пытаются добиться, а иначе им не нужно было бы заниматься. Снова и снова я наблюдаю как музыканты любители, которые считают, что «они все знают», потому что им никто не говорил, что они чего-то не могут, не занимаются и не ходят на концерты, а хотят просто сами играть на концертах, потому что они ошибочно верят, что могут пройти профессиональное прослушивание, когда в действительности они играют на элементарном уровне. Здесь, в Великобритании, музыкальное обучение взрослых просто ужасно, так что те, кто не смог получить «целостную картину» в школе, не сможет получить ее во взрослом обучении. Стандарт игры в местечковых оркестрах просто плачевен, многие из них звучат хуже среднего школьного оркестра, а музыканты этого не понимают. Это должно быть было вызвано отвратительным музыкальным обучением.
------------------------------
Существует широкое разнообразие так называемых «негативных» обучающих стилей. Дети - в действительности все мы - легко ощущают различие между «критикующим» персональным стилем (принижающим людей) и «строгим/требовательным» (показывающим им разрыв).
Высокие ожидания - более возвышенный комплимент, чем низкие ожидания; они сообщают: «Я считаю, что вы способны на великое». Те из нас, кто пытается оказывать поддержку, могут попасть в противоположную ошибку, хваля наших учеников за средние или посредственные усилия. Ученики уважают учителя, который подталкивает их за границы того, что кажется возможным… в царство необычного.
В общем, я считаю, что ученики способны на ГОРАЗДО большее, чем нам кажется, что они способны. Учителя, которые требуют многого, сильно рискуют … нам «нравятся» учителя, которые приятны, а не те, кто толкает нас. Требуется смелость, чтобы требовать необычного - той идеальной комбинации уважения, любви и беспокойства - и тонкости свершения этого без впадения в простую жесткость/грубость.
Мой собственный негативный внутренний диалог происходил больше из-за социальных ситуаций со старшими, когда я была молодой (чувство неловкости, непопулярности, говорения слов невпопад), нежели от строгости моих учителей. Именно ранний опыт общественного унижения/стыда/неадекватности включался, когда я стояла перед лицом аудитории… внутреннее сомнение, которое растворилось, когда я обнаружила (после 30), что все испытывали социальную неуверенность в подростковом возрасте!!
Насколько ученик мотивируется строгостью зависит от того, насколько он внутренне настроен на успех. Требовательный учитель будет способствовать развитию ребенка, который заинтересован и уже сориентирован на успех. Но это не сработает для ребенка, который не так уж заинтересован… или хрупок и с которым нужно обращаться очень нежно… или ребенок, чьи родители не авторитеты для него, и он не слушается их.
Книга о Dorothy Delay «Teaching Genius» (Гений преподавания) рассказывает о ее очень материнском, позитивном подходе (в противоположность Galamian). Хотя, эти дети могут быть разными… они приходят из семей с невероятными режимами занятий, и уже играют концерты. Delay просит их по матерински заниматься 6 часов в день, и они занимаются.
----------------------------
Это скользкий склон: быть честным с учеником в противоположность подбадриванию его. Я обучаю гитаре 13 лет. Ко мне приходит много детей, которые полагают, что на гитаре легко играть (это не легко), а как только они понимают, то начинают заново задумываться о целесообразности. Я смотрю на это как на отсев тех людей, которые действительно хотят научиться играть, от тех, кто ищет «обходные пути, чтобы быстро достичь хорошего уровня и стать рок звездой».
Я очень честен в открытую со всеми, кто интересуется гитарой; это может стоить мне нескольких учеников, но я не считаю такое положение плохим. Пусть у меня будет лучше больше хороших учеников, чем плохих. Результат такого подхода: у меня меньше учеников, но они лучше - в большинстве случаев.
Я считаю такой подход реалистичным и часто связываю его с моим первым опытом. Я начал заниматься гитарой в 19 лет, гораздо позже чем большинство моих учеников; гитара давалась мне очень тяжело: разучивание аккордов было для меня самой большой мукой (как и для большинства начинающих), но - и здесь основное различие - у меня было желание и стремление выучиться, и я играл все время, когда была возможность. Я научился самостоятельно читать ноты - должен добавить, что тоже очень мучительно - и решил пройти от исполнителя на гитаре до музыканта, концентрирующегося на джазе и импровизации. Это такая задача, которая никогда не кончается, и я все еще ей занимаюсь спустя 20 лет.
У меня случался «разговор» со многими учениками в прошлом, чтобы заставить их понять, что заниматься на инструменте необходимо. Если они приходят на урок, пытаясь как-то изобразить что-то, что им было задано неделю назад на нашем предыдущем уроке, я даю им понять - но очень осторожно. Некоторые понимают, а другие быстро бросают.
Так как я получаю степень бакалавра по музыкальной терапии, то мне требуется иметь учителя по своему основному инструменту. Так что в первый раз за годы у меня появился учитель гитары. Мы ближе по возрасту, чем некоторые из моих сокурсников (ему 52, а мне будет скоро 40), и я также более развит, чем некоторые из них - только потому, что я играю дольше, чем некоторые из них живут! Мой учитель помогает мне освоить классическую технику и репертуар в этом году, и он же сыграл ключевую роль в том, как я изменил свой стиль преподавания. Этот блог, может, также мне помог.
Под этим я подразумеваю, что он чрезвычайно вдохновляет и всегда, кажется, видит позитивное в противовес негативному. Мы, как музыканты, всегда должны быть нашими самыми строгими критиками (я такой, во всяком случае). Когда я работаю над чем-нибудь какое-то время, и оно не получается таким, как я хотел - возможно по причине технического недомыслия - он помогает увидеть мне проблему в другом свете. Это может казаться не таким уж большим делом, но такие небольшие события создают большую разницу для меня. Мы также беседуем о философии игры.
Я предпринимаю такой подход сейчас и к своим ученикам: доходя до корня проблемы
и пытаясь увидеть их через нее. Если у меня ученик занимается, но все еще испытывает проблему с чем-то, или может что-то играть, но произведение не звучит, тогда я могу сказать: «Вполне сносно, но я думаю, что ты можешь играть лучше» - это я взял напрямую от своего учителя.
Всегда видно, когда ученик не занимался, а просто крутит колеса на уроке. Я приписываю это тому, что им надлежало выучить (овладение чтением нот может быть изначально очень скучным), но где-то вы же должны начать. Когда они видят, как я играю что-то элементарное (для меня), но необычное для них и спрашивают меня «как…», я отвечаю одним словом «занимайтесь».
Я понимаю, что не каждый, кто приходит ко мне на уроки гитары, собирается стать профессиональным музыкантом, а может всего лишь хочет играть в качестве хобби. Тех, кто станет «игроками», я могу различить заранее, потому что они напрягают меня как учителя и берут инициативу что-то искать и разучивать вне уроков по своему желанию. Некоторые из моих учеников задавали множество вопросов! Но все же гитара и музыка, как и все, что требует определенного уровня умения, нуждается в занятиях. То, что вы заложите, то и получите.
Мой внутренний голос может гонять меня по кругу и часто так делает. В то время как я могу что-то ухватить совершенным образом во время занятий, я могу во время выступления понять еще несколько моментов. Это постоянная проблема, над которой я все время работаю; чаще всего это нервы: хотя мне нравится играть вживую, я испытываю некую сценическую лихорадку. Я обнаружил, что множество моментов мысленно подготавливается для выступления: обладание списком произведений для концерта и знание, что мне предстоит играть, может помочь в снятии части волнения. Еще не идеально, но становится все лучше.
----------------------------------
Какова мораль сей истории? Все сложно! :) К разным людям применимы разные методы: кого-то надо хвалить, а кого-то ругать. А дополнительным следствием, которое я еще раз подчеркиваю, будет напоминание, что одни и те же советы и приемы по технике игры, высказанные для общей публики, могут действовать с точностью до наоборот. Вот почему нет большого смысла мне их обсуждать в блоге: нужна, прежде всего, своя голова на плечах и желательно хороший понимающий учитель сбоку.
Click to view