В начале 1965 Леон Флейшер начал испытывать дисфункцию в правой руке: безымянный палец и мизинец самопроизвольно стали поджиматься к ладони. Болезнь была диагностирована только в 1991 как фокальная дистония, вызываемая у музыкантов из-за повторяющихся в напряжении движений. Не впав в отчаяние, Флейшер сосредоточил свою энергию в дирижерской деятельности и преподавании. Он также начал исполнять пьесы, написанные исключительно для левой руки, (Ряд таких произведений, включая композиции Мариса Равеля, Сергея Прокофьева, Бенжамина Бриттена, Пауля Хиндемита, были написаны для Пауля Виттгенштейна, одаренного пианиста, который потерял руку в Первой мировой войне.) Дополнительно Флейшер получил новый музыкальный материал от Вильяма Болкома, Лукаса Фосса, Гюнтера Шуллера, и некоторых других известных композиторов. Все годы Флейшер пробовал разные терапевтические способы для избавления от своего недуга, и даже претерпел операцию на мозге. В середине 1990-х он обнаружил, что небольшие инъекции ботокса в совокупности с массажем по системе Рольфа улучшили его состояние. В 1995 Флейшер вернулся к игре двумя руками: его правая рука постепенно приходила в норму, хотя он не оставил репертуар для левой руки. В 2004 он триумфально сыграл сольный концерт в Карнеги Холл и записал в первый раз с 1960-х года сольный альбом игры двумя руками. Небольшой документальный фильм Натаниеля Кана об упорстве Флешера под названием «Две руки» был номинирован на Награду Академии в 2007.
Click to view
Как искусстно играет одной рукой! Вот почему в своем предыдущем посте я сказал, что физическое состояние рук я не хотел бы зачислять в список причин, определяющих решение заниматься игрой на фортепиано. Попутно могу еще ссылочку привести (
Девочка играет на рояле без пальцев на одной руке)
Ссылка на ролик с интервью с Флейшером с русскими субтитрами:
http://www.universalsubtitles.org/ru/videos/9qmXzRh6xrDK/info/piano-virtuoso-fleisher-on-overcoming-disability-that-nearly-silenced-career/ И еще одно исполнение:
Click to view