Премьера оперы “Сказка о царе Салтане” в Брюсселе

Jun 13, 2019 22:09



Планируя еще в марте поездку в Брюссель на начало июня, время выбиралось так, чтобы посмотреть в Королевском оперном театре Ля Монне премьеру оперы "Сказка о царе Салтане".  Билеты на премьеру продавались с 30 апреля и в первый же день на 11 июня почти все были распроданы. Спасибо дочери за эти билеты, за исполнение моего  желания и за возможность послушать эту оперу в Европе на русском языке. Такая возможность большая редкость...



О Королевском оперном театре Ля Монне есть посты:

https://solncelitva.livejournal.com/514691.html
https://solncelitva.livejournal.com/507879.html

Блистательный вокальный состав, в котором заняты петербургская воспитанница Светлана Аксенова (Царица Милитриса), а также солисты Большого театра Ольга Кульчинская и Богдан Волков, ныне стремительно восходящие на мировой олимп.




О том, что Дмитрий Черняков востребованный в Европе режиссер я прочитала заранее...

Постановки Дмитрия Чернякова знакомят западного зрителя с русской классической оперой  и с тем репертуаром, который и отечественному зрителю, присягающему на верность классике, известен плохо."Сказка о царе Салтане" Римского-Корсакова тоже знакома широкой аудитории только по оркестровой интерлюдии "Полет шмеля".



Фотографировать действие нельзя, фото только с поклонов в конце оперы.



Но меня перед премьерой настораживало вот это...

...Чернякова мало интересуют сказки и диковинные персонажи вроде царевен-лебедей и богатырей, гораздо больше - реальные люди в исключительных эмоциональных обстоятельствах. Любую историю, даже написанную как сказка, Черняков прежде всего прочитывает как историю отцов и детей, неизжитых детских травм и комплексов. И если в его спектаклях встречаются аллюзии на «сказочную» традицию постановки русских опер, то с ними всегда налаживается трудный, но содержательный диалог: так, например, было в черняковской постановке «Сказания о невидимом граде Китеже» того же Римского-Корсакова в Мариинском театре. Тем интереснее увидеть в новом ракурсе "Царя Салтана", представление о котором у большинства из нас сформировано советским мультфильмом да сусальными иллюстрациями под старину в детских изданиях Пушкина...


Нашла интересную обзорную статью с премьеры оперы...





("Сказка о царе Салтане” в постановке Дмитрия Чернякова. Светлана Аксенова, Богдан Волков. Фото - Форстер)

В Королевском оперном театре Ля Монне не скрывают интереса к русскому репертуару, в следующем сезоне здесь будет новая «Пиковая дама», в будущих планах театра собственные «Обручение в монастыре» Прокофьева и «Садко» Римского-Корсакова.
Поэтому вряд ли кто-то был удивлен, когда заканчивать нынешний оперный сезон было поручено Дмитрию Чернякову с его «Царем Салтаном».
Черняков давно и активно пропагандирует творчество Римского-Корсакова в Европе, благодаря его стараниям здесь были поставлены «Сказание о невидимом граде Китеже» (Амстердам и Барселона), «Царская невеста» (Берлин и Милан), «Снегурочка» (Париж).
Никто, наверное, не сделал сегодня больше для возвращения русского классика в оперный обиход Европы.
В последние годы Дмитрия Чернякова привлекает тема коллективного проживания чужой жизни, столь модная сегодня благодаря всяким коллективным тренингам, попыткам воздействовать социальными и психологическими инструментами на мозг индивидуума, особенно такого, который отказывается вписываться в общепринятые нормы и рамки. Как и поступают все оперные герои!
Работа режиссера с актерами в последние годы окончательно перешла границу оперной условности, режиссеру нужны певцы, которую могут существовать на сцене как полноценные драматические актеры. Кстати, сегодня мы все чаще видим, что старомодная условность исполнения оперной партии приводит к тому, что исполнители все реже выкладываются и оперная условность, столь милая сердцу любителей старомодных костюмных представлений, приводит к полному уничтожению актерского уровня на оперной сцене. Сегодня понятия спеть и сыграть как никогда далеки друг от друга.
Понятно, что дефицит поющих актеров очевиден нынче как никогда ранее, и дело не в том, что артист может или не может петь лежа, оголиться или бегать по лестницам, как это бывает у многих режиссеров. Проблема в том, что Черняков требует от исполнителей полного проживания роли на сцене, и в этом он - как бы ни сопротивлялись его враги - намного больше наследник системы Станиславского, чем многие из тех, кто себя таковыми провозглашает.
И там, где такой подход ложится на актерские данные певцов, достигается невиданный результат.
Вот и в Брюсселе, благодаря стараниям отлично подобранных исполнителей, идея Чернякова оказывает магическое воздействие на зал: люди шмыгают носом, украдкой вытирают слезы - ведь сказка Пушкина внезапно превращается в рассказ о людях, о которых теперь все знают, но до сих пор не ведают, как можно им помочь.
Спектакль начинается небольшим монологом Светланы Аксеновой, которая рассказывает о своем особенном сыне, которого она воспитывает одна. Сын ее занят играми в солдатиков, у него есть пластиковая белка и кукла в белом платье, это его мир. Но он отчаянно хочет видеть отца. И чтобы объяснить, почему они живут так как живут, мать рассказывает ему сказку.
Первая часть спектакля это стильный лубок, в котором заправляет сватья баба Бабариха, именно она пытается выдать за царя замуж одну из двух девушек, но царь выбирает Милитрису за ее желание создать крепкую ячейку общества.
Красочные костюмы, решенные в стиле традиционных представлений о том, как должен выглядеть оперный спектакль, и особая напряженность, которая возникает от того, что спектакль играют на авансцене - все это приводит к тому, что эксперимент матери удался. Гвидон включается в эту игру, начинает скакать по сцене, захлебываться текстом арий, а когда открывается наконец занавес, обнаруживается, что за ним гигантская проекция тех картин, которые рождены в голове этого необычного ребенка.
Огромная часть спектакля решена как анимация монохромных рисунков на занавес, другая - с помощью чудес современного маппинга окутывает огромную пластиковую пещеру, на стенах которой возникают уже цветные картины морского берега, где живет Царевна-Лебедь, царского дворца в Тмутаракани, где шмель кусает подряд всех обидчиц своей матери (художник по свету - Глеб Фильштинский).
Но главное, что там рождается - недостающее счастье крепкой семьи, домашнего очага. В снах Гвидона у него нормальная семья, идеальный отец, любящая мать, а он, совсем маленький, грызет за ухо игрушечную белку. Безмятежная атмосфера детства, не познанная им, утраченная нами…
Но самое главное, что все музыкальные картины Римского-Корсакова уже не обозревают морские дали, а описывают нам взволнованное состояние главного героя, тех невероятных процессов, происходящих в его голове, которые нам не дано понять.
Удивительно, кстати, и попадание в музыку главного дирижера театра, француза Алена Альтиноглу. Если бы в Большом или Мариинском театре так звучала музыка Римского-Корсакова, мы бы все только выиграли от этого.
В Брюсселе чувствовался огромный интерес дирижера к партитуре, музыкантская обстоятельность, внимание к деталям, желание сделать из несколько затянутых сцен динамичное представление.
В общем, невероятно, но факт: в Брюсселе Римского-Корсакова играют лучше, чем в России.
Кстати, и поют так, что не к чему придраться. Светлана Аксенова (Милитриса), Богдан Волков (Гвидон) и Ольга Кульчинская (Царевна-Лебедь) демонстрируют вокал высочайшего уровня, в легкость, с которой Кульчинская справляется со сложнейшими пассажами ее партии, невозможно поверить, если не слышать самому. Кстати, и актерски она становится в ряд с коллегами, когда выходит из снов Гвидона и превращается в милую девушку, которая готова дружить с таким особенным мальчиком.
Именно она принимает у матери-Милитрисы роль его защитницы, когда наконец, материализуется отец со свитой. Все его попытки сблизиться с сыном, оправдания, которые звучат теперь иначе, не комично, а исповедально, не приводят ни к чему хорошему.
Под крики радостной толпы с Гвидоном случается припадок. Невозможность счастливого финала была очевидна для всех, но режиссер завершает спектакль так, что горло перехватывает от страха за беззащитного юношу.
Прием спектакля был триумфальный. Брюссельская публика давно не ждет сказочных постановок, здесь еще в 1982 году начинал интендантскую карьеру Жерар Мортье. Здесь готовы к любым неожиданностям, открыты новациям и хотят только одного: чтобы спектакль вызывал сильные эмоции.
Начинался этот сезон спектаклем «Волшебная флейта» в постановке Ромео Кастеллуччи, во втором действии на сцену выходили люди, перенесшие ожоги и пересадку кожи, чтобы рассказать о своих проблемах.
Ромео Кастеллуччи: «Я просто что-то бросаю, а зритель пусть ловит как хочет. Сердцем, жизнью, ранами»
Дмитрий Черняков не опускается до такого вульгарного вербатима, но - отлично продуманный и поставленный большим мастером - его «Салтан» воздействует на нас всей своей несказочной силой. Ведь именно умение задавать неудобные и неприятные вопросы обществу свидетельствует о профессионализме постановщиков.
При этом, как я это люблю, нет ни купюр, ни изменений в партитуре. Просто Черняков, как любой визионер, помогает нам взглянуть на сказочность этой оперы глазами людей, которые знают, что у Римского-Корсакова это был последний безмятежный опус, в котором нет места страданиям, испытаниям, смерти. Но есть их предчувствие.

image Click to view


https://youtu.be/-HqBrjx3E00

Предвосхищая нескончаемые разговоры о надругательстве над русскими операми, хочу отметить, что спектакль в Брюсселе невероятно искренний и задевает даже тех, кто далек от проблем аутизма. В сентябре театр обещает выложить запись спектакля у себя на сайте и выпустить в скором времени DVD. Думаю, что тогда каждый сам сможет посмотреть и решить, готов ли он переживать те непростые эмоции, которые переживали премьерные зрители.
Уверен, что зрители, которые боятся живых эмоций, надевают защитную броню с надписью на груди: «верните все, как было». И им стоит порекомендовать новую постановку этой оперы в Большом театре, которую покажут уже в сентябре. Она вряд ли будет похожа на спектакль советской поры Георгия Ансимова, но уж точно не будет бить наотмашь.
Я же теперь боюсь смотреть такого «Царя Салтана». Но в сентябре у Дмитрия Чернякова еще одна премьера, «Средство Макропулоса» Яначека в Цюрихе. И о ней мы вам тоже расскажем.
Вадим Журавлев, Брюссель

Мне трудно принять именно такое, не классическое, видение постановки любимой сказки Пушкина. Муж и дочь были в восторге. А у меня душа протестует, консервативный взгляд перевешивает. Надо менять стереотипы, а может и не надо...???

Брюссель, мои фото, путешествия, театр, музыка, Бельгия

Previous post Next post
Up