Индия. Империя неадекватных нищих. Вступление. Часть 1

Feb 21, 2015 17:24

В данном посте я соберу некоторые мои общие впечатления, рекомендации и технические моменты по организации поездки, с которыми мы столкнулись. Возможно они будут полезны. Разбавлю нужный текст фотографиями для привлечения внимания. А по конкретным городам маршрута и их достопримечательностям будут отдельные посты. Итак, по порядку.



В Индию мы не собирались от слова «совсем». В августе 2014 года я, как обычно, озаботился тем, куда же ехать на новогодние каникулы. Изначально планировалась Бирма(Мьянма). Через пару дней поисков стало понятно, что мы опоздали везде и всюду. Цены на билеты в любую «вкусную» точку земного шара начинались от 50 тысяч рублей. Ехать планировалось вчетвером, всей семьей, так что бюджет только на авиаперелетах уже давал заметную трещину. В конце концов, нарисовался вариант Спб-Москва-Дели Аэрофлотом ровно за 30 тысяч рублей на человека туда 28 декабря с прилетом почти в полночь и обратно 10 января за полночь (фактически уже 11 января). Почему бы и не Индия? - подумал я и купил. Получалось «чистыми» 13 дней. В течение пары недель построил маршрут и приобрел билеты на внутренние перелеты. Изначально планировал и на неделю слетать на Гоа, но остановили даже не цены на перелет из Дели, а какие-то сумасшедше-нереальные прайсы на отели. Покупать отель в Индии по цене в два-три раза выше, чем в Европе - простите, это уже к психиатру. Поэтому окончательно планируемый маршрут оказался таким: Delhi - Udaipur - Ranakpur - Jodhpur - Pushkar - Jaipur -Fatehpur Sikri - Agra - Delhi - Varanasi - Delhi. Предполагалось по прилету день провести в Дели для адаптации, затем улететь в Удайпур, там провести пару дней и на нанятой машине с водителем поехать по маршруту, возвращаясь в Дели. Затем из Дели слетать на пару дней в Варанаси, еще день в Дели и домой. По факту маршрут получился несколько другим, но об этом позже. Состав участников: я и супруга, дети: сын 15 лет, дочь 19 лет.

Виза. Заполняем анкету, которая находится тут https://indianvisaonline.gov.in/visa/ (жмем кнопку Online Visa Application в левом верхнем углу). Более подробно про процесс получения визы и требуемые документы расписано вот тут http://stpetersburgru.blsindia-russia.com/howtoapply.php
Никаким посредникам платить ничего не нужно, ничего чудесного в получении индийской визы нет, набор документов минимален.
Со всеми документами, фото и распечатанной анкетой топаем в консульство по адресу Санкт-Петербург, Литейный проспект, д.22, офис № 30, платим на месте 1805 рублей, сдаем документы и через неделю получаем искомое. Рекомендую написать в анкете срок пребывания в Индии месяц или три, на цену одноразовой визы это не влияет. Я написал 15 дней и был развернут обратно со словами: «А мы выдаем визу на такой короткий только за месяц до выезда из страны». Не от въезда, а от выезда ! На самом деле тетка в консульстве тупо пыталась меня развести на исправление анкеты, которое на месте стоит 400 вроде бы рублей за анкету. Разумеется, была послана и пришлось к этим удодам приезжать еще раз. Тем не менее, визы получили без всяких проблем.

Прививки. Вопрос спорный. Кто-то делает, кто-то нет. Мы не рисковали, начали прививать себя месяца за 3 до поездки, т.к. все прививки скопом делать не надо. В итоги привились (у кого не было ранее) от: гепатит А, гепатит В, брюшной тиф, холера. Мероприятие не дешевое, но здоровьем рисковать не хотелось.

Перелет, въезд, разница во времени. Сам перелет без особенностей. Разница во времени между Дели и Москвой составляет два с половиной часа в пользу индийской столицы. В самолете дают заполнить бумажку для пограничников и таможенную декларацию. Бумажку не глядя штампуют и забирают собственно пограничники, таможенную декларацию никто даже не спросил. Все формальности от приземления самолета до выхода из аэропорта, включая получение багажа заняли минут 40.

Валюта. Индийская рупия (международное обозначение INR, внутри страны на ценниках пишут Rs). В ходу купюры в 5, 10,20,50,100,500,1000 рупий. Купюра в пять рупий достаточно редка, купюры в 500 и 1000 достаточно проблематично разменять у рикши, например. Они боятся поддельных и не берут крупные купюры принципиально. Мелкие бумажные деньги часто находятся в весьма плачевном состоянии, десятки иногда напоминают грязные тряпочки. Но, тем не менее, никогда не было проблем с их платежеспособностью. Имеются также монеты в 10,5,2,1 рупии. Иметь дело с ними придется не часто, десятки редки, а цены в Индии для иностранцев всегда будут кратны десяти.

Обмен денег. Везти с собой доллар или евро - без разницы, берут охотно обе валюты. На момент нашего путешествия (январь 2015) курс покупки был 62-63 рупии за доллар. При курсе рубля в России в 65-67 за доллар на тот момент, мы считали, что рупия приблизительно равна рублю.
Обменники есть в аэропорту Дели, но менять там категорически не рекомендую, получите 58 рупий за доллар. Самый лучший курс в Дели - на Мейн базаре. Обменник обычно представляет собой конуру-магазинчик с засаленной табличкой с надписью типа «Forex money exchange» и замызганный стол с парой индусов. Никаких курсов не вывешено, а если и вывешены, то не обращайте на них внимание. Спрашивайте, торгуйтесь. При всем непотребном виде обменника, почти всегда у них есть компьютер, где они смотрят торги на бирже. И вам могут показать, как аргумент того, что дальше торговаться смысла нет - и так курс близок к биржевому. Если курс вас не устроил - смело топайте в соседний обменник и спрашивайте там. Но обычно все-таки говорят приближенный к действительности курс. Так же неплохой курс обмена был в Удайпуре на улице, параллельной набережной озера. А вот в Джайпуре почему-то курс был чутка похуже. Хотя, вроде бы столица штата и крупный город. В Агре было примерно как в Дели, чуть хуже.
С банкоматов деньги снимать не пробовал. Расплачиваться картой в Индии категорически не рекомендуется, очень много мошенничеств.

Погода. В январе в Дели и штате Раджастхан ночами зверские холода ! Один день температура в Дели ночью доходила до +2 по Цельсию, а +5 - вполне обычно для любого города. Если учесть, что никакого отопления ни в одном здании гостиницы не предусмотрено в принципе (чтобы там по этому поводу ни лажал booking в описании отеля), а дома построены из минимального набора строительных материалов и по принципу наибольшего охлаждения, то … из 13 ночей в Индии мы ночей десять спали в свитерах, а пару ночей в Дели - фактически в полной одежде (т.е куртках, свитерах, джинсах). Да, днем температура может быть и плюс 20, на пару-тройку часов с полудня. Но уже в шесть вечера резко темнеет и начинает холодать. Пик холода -в районе пяти-шести утра.

Проживание. Тема неисчерпаемая. Опытные путешественники справедливо пишут, что гостиницы надо искать на месте: будет дешевле и видно что берете. Но первый раз рекомендуют не рисковать и таки бронировать заранее. Так мы и сделали, все отели я бронировал на booking и один на agoda. По нескольким провинциальным отелям (в Удайпур и Джодхпур) я решил рискнуть и ради новизны ощущений взять низовую ценовую категорию. Ой, как я зря это сделал. По каждому конкретному отелю я еще напишу в следующих отзывах. Скажу сразу, что мы весьма и весьма не требовательны к месту проживания, главное чтобы было чисто и тепло, но некоторые отели Индии я запомню на всю жизнь.
Попытаюсь суммировать наш весьма разнородный опыт в плане проживания.
Во-первых, хвалебные отзывы на букинге по любому индийскому отелю, особенно низовой ценовой категории - это лажа. Их пишут, видимо, бомже-панки, которые привыкли ночевать в луже грязи, пренебрегая удобствами в принципе. Ничем другим я не могу объяснить массовое появление отзывов с оценкой «великолепно» там, где по факту «просто ужасно».
Во-вторых, отели можно разделить по принципу: в Дели и все остальные города.
Про «все остальные города»:
- «Отели» ценовой категории до тысячи рупий за двухместный номер. Категорически не нужно брать ЭТО, невзирая на любые восторженные отзывы на сайтах бронирования. В таком отеле не будет горячей воды (или с ней будут проблемы), не будет постельного белья (или будет его жалкое подобие), не будет полотенец (или они будут такие, что вы не решитесь ими вытереть даже ноги), не будет туалетной бумаги и будет грязно или очень грязно. В них будет очень холодно, так как стекла в окнах - это излишняя роскошь, а дыры в дверях могут быть размером с кулак. При этом в таком отеле вас могут бесплатно накормить хорошим завтраком и будет очень радушный персонал, который всегда пойдет вам навстречу. Есть еще отели ценовой категории до 500 рупий за номер (слава Шиве, я на такое не решился). Ко всему вышеописанному компанию в ночлеге вам могут составить насекомые и даже мелкие млекопитающие.
/Наш «отель» в Удайпуре. Оценка на букинге что-то в районе 9/




- Отели , ценовой категории от 30 долларов (т.е. от 2000 рупий) за двухместный номер в крупных городах Раджастхана и Агре уже весьма приличны, а за 50-60 долларов могут быть и даже шикарны и тут вот уже надо смотреть конкретику: отзывы, расположение. Впрочем, холода в номере это не отменяет, см. пункт о погоде.
Про Дели: мы жили в двух разных отелях в одном районе (Карол Ба) и в примерно одной ценовой категории, двухместный номер стоил примерно 50 долларов (3000 рупий). Внешне по фото они напоминают обычные трехзвездочные отели в Европе. По факту первый отель был просто ужасен, второй - в меру ужасен. Подробнее расскажу в постах про Дели. Внимательно почитав отзывы на букинге, у меня сложилось впечатление, что в Дели даже за 100 и за 200 долларов можно получить грязную помойку с неадекватным персоналом вместо нормального отеля. За 50 хоть не так обидно. С другой стороны брать в Дели что-то дешевле 2000 рупий за номер - самоубийство чистой воды.

Пропитание. Тема еще более неисчерпаемая, чем проживание. Кто еще не понял: в Индии грязно. Грязно везде: на улицах, часто в отелях, в ресторанах. Иногда тотально грязно, иногда жутко грязно, иногда просто грязновато. Самая большая грязь в Индии - в головах населения. Но об этом будет отдельный абзац. Вернемся к пропитанию. Индийская кухня своеобразна и почти не содержит мяса. Никакого. Зачастую индусы не едят вообще никакого животного белка, даже яиц. Религия не позволяет. Да и доходы тоже. К тому же местная кухня крайне остра, что совершенно естественно. Большую часть времени года жара, и острота пищи позволяет бороться с бактериями и прочей живностью, попавшей в организм вместе с пищей. Не забываем про грязь вокруг.
Питаться туристу в Индии возможно в следующих местах:
- на улице почти всегда и везде готовят самую разнообразную пищу. Нужно быть крайне смелым человеком и обладать луженой пищеварительной системой, чтобы решиться это поедать. Так как готовится еда хоть и при вас, но грязными руками, в сопутствующей грязи, из непонятно откуда взявшихся продуктов сомнительного качества. Короче говоря, на потребление уличной еды мы поставили сразу жесткое табу. Поэтому ничего не могу сказать про разнообразие и качество, а так же о цене данных блюд. Видел, что порция лапши стоит, например 20 рупий.
/Джодхпур, продавец сахара/


/Там же. В Индии очень популярны обычные сухари/


/Индийцы - пьющая нация. Как это сочетается с мусульманством, например, не знаю. Лавка по продаже вина и пива. Рядом продают секонд-хенд/


- в вегетарианских ресторанах, в которых зачастую питаются и местные. Ресторан обязательно должен находиться внутри здания, что гарантирует, что хотя бы посуду моют из водопровода, а не из канавы с канализационными стоками. С моей точки зрения, такие рестораны самые безопасные места пропитания. Отсутствие мяса гарантирует, что вы не траванетесь порченным белком. Все остальное будет готовиться прямо при вас, после вашего заказа. Готовьтесь, кстати, подождать минут 30, это нормально. Чтобы избежать национальной кухни с её остротой, обратите внимание на раздел меню с, так называемой, китайской кухней. Это будет жареный рис или лапша с овощами. Весьма вкусно и не остро. Порции большие. Цены в таких ресторанах весьма умеренны, классический обед, который мы обычно брали:
- томатный суп (натуральные помидоры с овощами) 60-90 рупий, очень рекомендую;
- рис или лапша с овощами 120-150 рупий;
- чай или лучше обычная вода 30-40 рупий за чашку чая или литр воды;
- лепешка чапати (chapati) или роти (roti) 10-20 рупий, так и не понял чем они отличаются, есть еще лаваш нан (nan), очень похож на классический армянский тонкий лаваш, есть также и классический тостовый хлеб;
- к лепешкам (хлебу) и чаю можно взять мед, джем, а также местную сладость: гулаб джамун, такой шарик диаметром сантиметра два, сделан из сухого молочного порошка и сварен в растительном масле, подается в сладком сиропе, очень вкусная штука, стоит в районе 30-40 рупий за шарик;
- часто брали свежевыжатый апельсиновый сок, без последствий. Именно свежевыжатый ! Его готовят при вас .Пакетированный не берите ни в коем случае !
Ради интереса можете взять местное мега-популярное блюдо тали (thali) , принесут поднос с парой лепешек чапати и со множеством чашек, в одной из них будет отварной рис, а в остальных вегетарианские подливки из бобовых. Почти наверняка, из-за остроты есть их вы не сможете.
Таким образом, обед в таком ресторане обойдется вам в 300-350 рупий на человека и минимизирует риск отравления. Минус состоит в том, что в большинстве вегетарианских ресторанов нет даже яиц. Через неделю такого питания я был готов укусить проходящую корову за бок, белка катастрофически не хватало.
Иногда, при его наличии, мы рисковали брать в таких ресторанах сыр к лапше или спагетти. Слава Шиве, без последствий.
При наличии яиц просили или сделать омлет или просто принести вареные не чищенные яйца (самое безопасное).
Почему лучше просить воду, а не чай ? Не понятно из какой воды вам нальют чай, а воду принесут в литровой запакованной бутылке. К тому же чай обычно будет неимоверно гадкий из пакетика.
/Наверное, единственный случай чая не из пакетика. Джайпур, ресторан RNB/


Сами индийцы пьют масала: в черный чай добавляют молоко, корицу и много сахара.
Чистотой посуды в ресторанах мы не заморачивались, иногда протирали ложки-вилки антибактереоцидной салфеткой. Откровенно грязнущей посуды все-таки не было. Молочные продукты (кроме сыра) мы брать не рисковали никогда и нигде.
Что касательно чаевых, то оставлял всегда примерно округляя счет до ближайшей сотни или полусотни. Т.е. обычно от 20 до 70 рупий при общем счете в районе 1000-1300 рупий.

- не вегетарианские рестораны. Все три случая отравления у нас были именно в таких ресторанах. Свинины, слава Аллаху, в ресторанах нет, так как большой процент населения - мусульмане. Говядины само-собой также нет, так как коров а- священное животное. Не вегетарианские рестораны нередки, особенно в отелях, где живут туристы. Обычно там есть куриное яйцо, собственно курица и баранина в любых видах: начиная от классического гриля, заканчивая национальными блюдами. Цена обеда в таком ресторане будет существенно повыше, чем в вегетарианском, готовьтесь примерно от 800 рупий с человека, так как мясное второе блюдо будет стоить в районе 450-500 рупий, а все остальные даже вегетарианские блюда (типа супа) могу стоить в два раза дороже, чем в «обычных» ресторанах. В такого рода ресторанах цена в меню указана совсем не та, которую вы получите на выходе. В счете будет минимум процентов на 20 больше, так как в меню мелким шрифтом указано, что не учтен налог на роскошь (оказывается поесть в таком ресторане - роскошь) 17% и такса за обслуживание 5%. Понятное дело, что оставлять чаевые в таком ресторане принципиально не надо.
Теперь про отравления.
Номер первый: в дорогом ресторан около Ранакпурна, дети заказали себе сок (пакетированный), результат - диарея, активированный уголь, линекс. Обошлось одни днем.
Номер второй: супруга съела курицу с карри (индийское блюдо chicken corma) в очень неплохом ресторане при отеле в Джайпуре. Результат: два дня диареи, слабость, резь в животе, активированный уголь, линекс, два дня ничего не ела, очухалась сама.
Номер третий: я покушал обычной вареной курицы в ресторане при отеле в Агре. Результат: три дня в постели, антибиотики, обезболивающие, доктор по страховке, диарея, жуткая слабость, температура до 40 градусов, отмена поездки в Варанаси.
Будьте бдительны, а лучше всего - не ешьте мясного в Индии.
По конкретным местам питания я еще остановлюсь в отзывах по городам.

Теперь про магазинчики с едой, в которых мы покупали всякие мелочи. Ибо супремаркетов я в Индии не видел в принципе. Возможно они есть в крупных городах типа Джайпура, так как там есть «европейские» торговые центры. Обычно же либо мелкие лавки, либо рынок. Итак, что мы покупали:
- вода в бутылках, 1 литр 15-20 рупий, 2 литра 30 рупий, поллитра - 10 рупий. Цена почти везде одинакова. Нюансы: при открытии бутылки с водой, убедитесь что пластмассовой кольцо приварено к крышке, т.е. что упаковка заводская. При открытии крышка должна характерно хрустнуть. Если этого не произошло -бутылку немедленно выкидывайте. Значит ушлые индийцы взяли использованную бутылку и налили туда воды из под крана. После того как выпили воду - сомните пластиковую бутылку, чтобы нельзя было использовать повторно. На бутылках собственно есть даже надписи об этом. Т.е. это не придуманная мною проблема.
Не покупайте никакие напитки (типа колы) в стеклянной таре, это очень большой риск (хотя сын пил несколько раз колу из таких бутылок). Дело в том, что тара многоразовая и, судя по её виду, её не моют на заводе, а просто снова разливают напиток. Если хочется лимонада - есть варианты в алюминиевых банках или пластике;
- фрукты: мандарины 30-40 рупий/кг, папайя 60-70 рупий/кг, арбуз 40 рупий/кг, гуава 50 рупий/кг, чико(chiko) - 5 рупий штучка. Все покупалось с обычных тележек на импровизированных рынках или на улице. Тщательно мойте в отеле под краном обязательно (!) с мылом;
- печенье, обычное в упаковках по 50-150 г, цена от 5 до 35 рупий за упаковку, как правило, это «фикс-прайс» и цена нанесена самим производителем прямо на упаковку, тут надо быть внимательным к сроку годности.

Транспорт. Самого треша в виде поездов и междугородних автобусов мы счастливо избежали. Такси, в классическом понимании этого слова, мы также почти не использовали.
Между городами передвигались на самолете (отрезок Дели - Удайпур), государственная авиакомпания Air India, лететь полтора часа, полет без особенностей. Билеты покупал на сайте авиакомпании. Аэропорты Индии, из-за повышенных мер безопасности, имеют свои особенности. На входе в аэропорт обязательно находится вооруженных автоматическим оружием военный пост, который проверит у вас наличие распечатки билетов на рейс (не посадочных талонов, их может не быть, а маршрутных квитанций) и не пустит ранее чем за 4 часа до отлета. Мера абсолютно тупая и ни от чего не предохраняющая, но тем не менее учтите как факт. Далее: на каждое место ручной клади обязательно надо взять на стойке регистрации и прилепить бумажку, так как при прохождении предполетного досмотра вам на эту бумажку поставят печать. Если на входе на посадку окажется, что у вас ручной багаж без бумажки с печатью, то вас, видимо, поволокут на предполетный досмотр еще раз. При входе на посадку не только представитель авиакомпании проверяет паспорт и посадочный талон, но и через пять метро от неё стоит военный и проверяет то же самое. И более того ! Еще раз у вас проверят посадочный талон перед входом в самолет ! Еще раз: все меры безопасности абсолютно тупы и бездейственны (кроме предполетного досмотра, само собой), но надо же создать рабочие места и иллюзию занятости.
Обратно из Удайпура в Дели мы использовали нанятую на семь дней машину с водителем. Для этого я заранее (за три месяца) списался с этой вот конторой http://www.carrentaldelhi.com/Russia/pricesofcar.php Позже мой знакомый ездил с ними в ноябре 2014 по такому же маршруту, говорит, что все прекрасно, так что контору могу рекомендовать.
Договорились от цене в 22500 рупий за машину Toyota Innova вместе с водителем на все семь дней, включая все: бензин, таксы за платные дороги. В общем, «под ключ». Без всякой предоплаты, само собой. Toyota Innova - это самый распространенный в Индии семиместный SUV, большая, достаточно современная , удобная машина с кондиционером. На четверых туристов самое то. Она имеет три ряда сидений, поэтому каждый пассажир едет в своем кресле. Что случилось после заказа. Прошло два месяц, на дворе ноябрь. Этот, с позволения сказать, «товарищ» пишет мне: не могу такую машину предоставить так дешево, хочу 30000. Ну хоти дальше. Посылаю его, списываюсь с другой конторой (писал им и ранее уже) http://bestcarrentalindia.com/contact-us.php Договариваюсь с ними уже на 25000 рупий (дешевле никак не падают) за то же самое. Никакой предоплаты (само собой вначале они хотели предоплату), оплата получилась по факту, так как контора находится в Агре. Могу сказать, что проблем с ними не было, водителя предоставили точно в срок, машину точно ту, что заказывали. Водитель был чист и опрятен, разводить на деньги не пытался, по времени был чрезвычайно точен, приезжал всегда за 15 минут до назначенного, весь маршрут знал как пять пальцев, работает с туристами уже 18 лет. Он нас возил не только по всему маршруту между городами, но и внутри городов по достопримечательностям, там , где мы хотели. Если достопримечательности находились недалеко от отеля, то мы водителя отпускали и ездили на рикшах. Т.е. мы его совсем не перенапрягали. Цену вопроса считаю достаточно справедливой, 400 долларов за неделю на джипе с водителем - это очень адекватная цена. Тем более, что бензин в Индии не дешев, сколько помню: заправлялись дизелем по цене в 55 рупий за литр.
Метрополитен. Есть в Дели и активно строится в Джайпуре. По Дели это самый удобный и быстрый способ передвижения, если надо выехать из самого центра (Мейн Базар или Карол Ба). Никаких проездных не брали, использовали одноразовые токены (жетоны). Они покупаются в кассе, цена проезда зависит от расстояния. Когда подходите к кассе на станции метро, то там обязательно есть карта, на которой указаны все станции и прямо на станции написана цена относительно того места, где находитесь. Поэтому или называете кассиру название станции, или просто цену жетона. В среднем цена проезда в районе 15 рупий с человека, минимум 8, это если 2-3 станции ехать, а максимум может быть и больше 30, если с одного края города на другой. На входе жетон прикладывается к турникету, затем забираете его с собой, а на выходе опускаете в щель турникета. Все просто. Сайт метро вот http://www.delhimetrorail.com/
Интерактивная карта вот http://www.delhimetrorail.com/Zoom_Map.aspx Там же на сайте можно скачать мобильное приложение для Android или iOS, которое не нуждается в подключении к Интернету и показывает сколько до какой станции ехать и какова стоимость. Очень удобно.
Метро в Дели новое, достаточно чистое. В часы пик, конечно, загруженность высокая. Для женщин есть отдельно первый вагон каждого поезда. Наши дамы активно им пользовались, ибо в час пик ехать в набитом как селедками обычном вагоне как-то не особо приятно.
Теперь самый «вкусный» вид транспорта. Рикши. Бывают велорикши, не использовали в силу малой вместительности (на двоих) и медленности передвижения. Моторикша (или тук-тук), передвигались часто и повсеместно на короткие (до 10 км) расстояния. Это такой мотороллер на трех колесах с крышей. Теоретически рассчитан на водителя и троих пассажиров.
/Тук-туки на улице Джодхпура/


Фактически я видел, едущих на тук-туке с десяток пассажиров, включая водителя. Лично мы как-то ехали вшестером: нас четверо, водитель и он еще подвозил приятеля.
/Джайпур, едем на рикше в отель/


Рикши в Дели любят разводить туристов, что мол больше трех пассажиров на тук-тук брать нельзя по правилам, что полиция штрафует. Может быть. Но по факту все забивают на это ограничение, так что не парьтесь. Сидеть вчетвером на узком заднем сидении не очень удобно, но зато едем все вместе. Первый раз мы поехали на двух тук-туках, само собой они друг друга потеряли и в месте назначения долго искались обратно. Так что ездили потом вчетвером и не парились. Также нас пытались разводить, что раз нас четверо, то и платить мы должны больше. Ничего подобного. Цена не зависит от количества пассажиров.
/Мир глазами рикши/


У любого тук-тука должен быть счетчик и ездить они должны только по нему. Местные так и ездят. По счетчику тук-тук стоит 10-12 рупий за километр. Фиг вам, как туристу, включит кто-то счетчик. Ну включит, конечно, только пятый остановленный рикша и то может повезти вас какими-то неведомыми путями для накрутки километража. Поэтому примите как данность, что за рикшу вы будете переплачивать. Для того, чтобы переплачивать не сильно много представляйте километраж из пункта А в пункт Б. Множьте его на 10 - это цена, которой вы не достигните никогда. Но если рикша хочет от вас больше чем 20 рупий за километр - смело посылайте его или торгуйтесь до упора. «Среднеполетная» цена находится на уровне 15 рупий за километр и за неё придется поторговаться. Самый верный знак, что вы доторговались «до точки» - когда вокруг вас скопилось пять рикш (а это произойдет через две минуты, как остановится первый) и никто категорически не хочет вас везти по предложенной цене. Значит надо повышать.
Вообще, ездить на рикше весело и прикольно. Один из положительных моментов поездки. В Джайпуре мы специально отпустили водителя, чтобы поездить на рикше.
Главные правила общения с рикшей:
- вы четко должны договорится о цене;
- рикша точно должен знать куда ехать (не стесняйтесь спросить у него: он точно понял куда ?);
- он должен ехать в обозначенное вами место без заезда в какие-либо магазины, которые он хочет показать вам по пути. Для рикш завоз в магазины - это способ заработка, ему отчисляется процент от проданного. С другой стороны, он может быть готов возить вас бесплатно, если вы согласитесь заехать по пути в «его» магазин. Тут сами выбирайте: ваше время или деньги. Нам времени было жаль и мы предпочитали платить, чем терять время в дорогущих магазинах.

Запись получилась через чур большая, поэтому продолжим завтра во второй части.
Другие посты из этой поездки:
Дели (Delhi)
Джодхпур (Jodhpur) и Ранакпур (Ranakpur)
Удайпур (Udaipur)
Агра (Agra) и Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri)
Джайпур (Jaipur)
Пушкар (Pushkar)

путешествия, индия

Previous post Next post
Up