Думают ли растения?

Jun 11, 2019 23:44





Скульптура О.Родена "Мыслитель"

Для многих это не вопрос. Более того, тому «о чем думают растения»  посвящена замечательная книга профессора флорентийского университета Стефано Манкузо и его соавтора Алессандры Виолы. Не вопрос это и для авторов популярных порталов, например, - Растения живут, чувствуют и думают!  или Растения думают и решают свои проблемы под землей.



Фома Аквинский (1225-1323) философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой

Однако прежде, чем попытаться ответить на этот непростой вопрос, давайте все же разберемся с понятиями. Глагол «думать» имеет множество синонимов, которые отражают специфическую психическую деятельность человека, в частности - мыслить,  предполагать, намереваться,  планировать. Поэтому глагол «думать» к растениям абсолютно неприменим. Растения не могут ни думать, ни мыслить, ни планировать свои действия, подобно человеку и животным. Однако, в то же время, мышление предполагает способность получать информацию (как об окружающей действительности, так и самом субъекте мышления), обрабатывать ее и совершать действия, продуктивные для субъекта мышления. Во введении своей книги С. Манкузо пишет: «Как же можно отрицать, что у растений есть интеллект? Вопрос этот отчасти терминологический и разрешается в зависимости от того, как мы трактуем понятие «интеллект»». В трактовке понятий обычно принято обращаться к философской традиций. Фома Аквинский  не производил различия между разумом и умом (интеллектом) в человеке, однако интеллект он считал сущностью Бога, тогда как разум был направлен на постижение временных вещей. Очень важно, что видный богослов провел четкую грань между понятиями душа (сущность Бога) и разум. По сути разум это материальный субстрат, на котором возможно формирование души. Если убрать антропоцентризм, то понятие разум можно определить как категорию, выражающую определенный тип деятельности субъекта, характеризующийся его способностью к анализу и обобщению получаемой информации.

Как мы судим о разумности поведения? Прежде всего по тому, насколько поведение объекта наблюдения ведет к решению задач, которые перед ним встают. В этом отношении все живые организмы разумны. Если не на уровне отдельного организма, то на уровне популяции - точно. В противном случае виды живых организмов вымирают. Основные биологические потребности организма сводятся к питанию, защите, размножению. Вид выживает, если выживает популяция организмов, способная к самовоспроизведению. Поэтому, чтобы мыслить по общепринятым научным понятиям и перейти к проблематике физиосоциологии, вопрос уместнее поставить так: «Обладают ли растения разумом?»



Растение-хищник - венерина мухоловка

Неоспоримо, что растения не только используют свет в процессе фотосинтеза, но и находят и поглощают необходимые для их жизнедеятельности воду и минеральные вещества. Высокоорганизованные растения способны не только воспринимать свет и силы гравитации, но и специфически реагировать на них (фототропизм и геотропизм), благодаря чему одна часть растения тянется к свету, а другая углубляется в почву, формируя корневую систему. Таким образом, растения ведут себя вполне разумно - получают информацию о внешней среде и целесообразно реагируют на нее. Более того, есть растения, которые ловят и переваривают мелких животных! Некоторые не только реагируют на прикосновение (мимоза), но и целенаправленно ищут предмет для опоры и закрепляются на нем, как вьющиеся и лазящие растения. Однако очень спорно отождествлять зрение, слух, обоняние, вкусовые и тактильные ощущения, присущие человеку и многим видам животных, с реакцией растений на свет, звук, наличие во внешней среде определенных химических веществ, прикосновение. Несмотря на некоторое сходство реакций растений и животных на внешние воздействия, структура соответствующих рецепторных аппаратов у представителей этих царств живых организмов не сопоставимы по сложности организации, а физиологические механизмы процессов взаимодействия организмов растений и животных совершенно различны!

Может создастся впечатление, что растения разумно борются с травоядными животными. Но такое впечатление обманчиво. Дело в том, что естественный отбор в процессе совместной эволюции животных и растений привел к формированию у растений особенностей, обеспечивающих их распространение по Земле и защиту от животных, бактерий, грибов. Фитонциды защищают растения от микроорганизмов. Конопля вырабатывает сильнейший яд - белок рицин, белковые ингибиторы протеаз из семян бобовых нарушает пищеварение животных,  пагубно действуют на животных некоторые алкалоиды растений. Столкнувшись с пагубными последствиями  от поедания этих растений, животные избегают их.  Так что в этих случаях думают не растения, а животные. В малых дозах биологически активные вещества растений являются эффективными лекарствами для животных и человека. Но это же не значит, что растения проявляют альтруизм, заботятся о человеке!

Пытаясь обосновать наличие у растений чисто человеческих психических свойств, таких как способность чувствовать, слышать, сочувствовать, помнить, любить, выполнять поручения, обычно ссылаются на достижения современной науки. Российский ученый П.П.Горяев связывает проявление растениями разумности  со способностью ДНК генома воспринимать и передавать информацию волновым путем. Об информационном влиянии различного рода излучений на живой организм одним из первых заговорил А.Г.Гурвич, разработавший концепцию морфогенетического поля. Хотя физический механизм этого поля не ясен, термин «биополе» вошло в культурный обиход с широким значением фактора воздействия организмов друг на друга. В связи с представлениями А.Г.Гурвича интересен казус открытия фитонцидов. Наш соотечественник Б.П.Токин в конце 1930-х - начале 1940-х годов долго (и безрезультатно) бился над экспериментальным доказательством существования митогенетических лучей, а в итоге пришел к заключению, что биологические эффекты вызывают не волны, а летучие химические вещества, которым он дал название  - растительные убийцы бактерий (фитонциды). Иногда феномены, кажущиеся загадочными,  можно  объяснить без введения еще более неясных понятий.

Однако вернемся к книге С. Манкузо. Во введении он утверждает -

...нежелание признать наличие разума у растений в большей степени связано не с недостатком научных данных, а с тысячелетней культурной традицией... Десятилетия экспериментальных исследований показывают, что растения способны считать и делать выбор, учиться и запоминать.

С. Манкузо прав лишь в одном: именно он следует тысячелетней традиции - познания путем выявления аналогии.  Но этот путь познания не всегда приводит к истине. В биологии принято отличать аналогию (сходство по выполняемой функции) и гомологию (сходство по строению). Странно, что  профессор С. Манкузо, нейробиолог по образованию, этого не знает, проявляя банальный антропоморфизм. Как в бородатом анекдоте ищет там, где светлее. По аналогии :-))

Пьяный мужик что-то ищет под фонарем. Тут к нему под ходит милиционер и спрашивает: "Что вы тут делаете?" Мужик отвечает: "Ключи от квартиры ищу". "А где потерял?". "В парке". "А зачем здесь ищешь?". "А здесь светлее ".



Пример листовой мозаики. Вид кроны одной и той же яблони снаружи (слева) и изнутри из-под кроны (справа)



Араукария напоминает искусственную новогоднюю елку - как будто сделана на заводе, практически ничего индивидуального

Рассматривая разумность растений нельзя не заметить, что степень разумности различных их видов различна. Несомненно самыми разумными являются цветковые травы - доминирующие в флоре нашей планеты. Весьма разумны лиственные деревья и кустарники с выраженной листовой мозаикой. А вот араукария (одно из древнейших растений на Земле) ведет себя не совсем разумно - активно не реагирует на факторы внешней среды.  Хотя некоторые экземпляры этого дерева живут до 2000 (двух тысяч) лет, ареал их обитания резко сократился из-за появления более разумных растений, которые лучше приспосабливаются к условиям обитания.



Заросли стланика на ковре из оленьего мха в северном прибайкалье.

Не столь далекий родственник араукарии хвойное растение неказистый кедровый стланик, растущий «на бедных и тяжёлых почвах, на щебенчато-скалистых с незначительным плодородным слоем, на суглинистых и песчано-глинистых почвах подзолистого типа, на каменистых осыпях, на песках, а также на торфяно-подзолистых почвах равнин».  Стланик образует чашеобразные стелющиеся над землёй кроны, причем деревца достигают обычно 4-5 м высоты, чем резко отличаются от кедра. Однако в генетическом отношении они практически одинаковы - скрещиваются, а семена стланика, высаженные в ареале кедра имеют такую же форму, как красавец, удостоившийся чести быть помещенным на флаге и гербе Ливана. Представление о внешнем виде стланика можно получить, если посмотреть сверху на верхушки сосен, растущих на ветреных местах -  например, на берегу Финского залива со стороны Карельского перешейка. Адаптация хвойных к среде обитания не так совершенна, как у цветковых, но впечатляет. Особенно садовников, формирующих из них живые вечнозеленые изгороди.

Весьма интересна  способность растений участвовать в формировании биогеоценозов на уровне взаимодействия их корневых систем. В этом случае растения проявляют «память» на уровне синергетического взаимодействия различных экземпляров и видов растений, животных и факторов неживой природы. Примером могут служить многочисленные тропы в полях и лесах, прокладываемые животными и людьми. Эти тропы имеют видовой состав растений резко отличающийся от того, который находится в каком-то десятке сантиметров от тропы. Помните из школьного курса ботаники и экологии, что индейцы называли подорожник следом белого человека? После того, как тропа перестает использоваться, поле или лес еще хранят память о ней - опытный следопыт через месяцы и годы может обнаружить ее.

Пример кедрового стланика и памяти расположения троп, что это, как не наследование благоприобретенных признаков через биосоциальную среду, минуя хромосомный аппарат?

С физиосоциологических позиций проблема разумности поведения растений очень интересна тем, что позволяет использовать растения, как модель изучения бинарного механизма авторегуляции при отсутствии в организме и биосоциальных системах фактора психической деятельности объекта исследования. Причем у этих моделей синергетический механизм регуляции или механизм акцептора результата действия не имеют такого доминирования в разных физиологических системах, как в организме животных, что облегчает изучение их взаимодействия в обеспечении жизнедеятельности живого организма.

разумные растения, модельная система, синергетика популяции, фрактальное подобие, религия, мичуринская биология, physiosociology, акцептор результата действия, физиосоциология, экология, бинарная регуляция

Previous post Next post
Up