Раз за разом замечаю, что у многих моих читателей так и не получается понять, что же такое отчуждение. Поэтому попросту предложу два простых критерия, для определения того, отчужден ли работник от своего труда или нет
( Read more... )
Как ни странно, но можно предположить, что на фото есть и отчужденный труд и неотчужденный.
Возможно, там есть люди, которые вышли потаскать бревна, чтобы их не поперли с теплых мест и которым до этого субботника никакого дела нет. Их труд вполне абстрактен. "Мы, командир, бревно-то отнесли, а где он мировой коммунизм, а? Ты же сказал, нести бревно!"
Но вообще, тот же Ленин, несет бревно полностью понимая, какая цель стоит перед ним. И работает, не для того чтобы получить деньги. Его труд вполне себе всеобщий. Никто кроме Ленина не может отнести бревно, как Ленин.
Сам термин «традиция» чересчур многозначен, что бы давать однозначный ответ. Есть понимание традиции как культурной традиции, есть противопоставление социальных институтов традиции и модерна, есть представление о традиции как о всяких обрядах и ритуалах и т.д. Что именно вы имеете в виду, уточните? Если же я угадываю содержание вашего вопроса правильно, то превращенные формы могут быть частью традиции, но в традиции содержаться далеко не только превращенные формы. Если по отношению к каким-либо общественным практикам, закрепленным в рамках социальных институтов, и рассматривающимся нами как традиционные у нас нет веры в то, что они обладают статусом «Богоданных» или «естественных», и мы осознаем, что они не более чем плод человеческой духовно-практической деятельности в конкретные эпохи, а их сохранение есть не более чем результат опыта людей, значит эти институты (элементы традиции) превращенными формами не являются.
Задам еще вопрос. Получается, что определяющим качеством превращенной формы будет в первую очередь характеристика их статуса?
А если взять одно и то же явление, ну например "уступать старшим в метро". В двух случаях они совершенно, абсолютно идентичны, только в одном случае оно осознается как "так велел Господь", а в другом "так правильно, потому что вежливо". Будут ли они являться превращенной и непревращенной формой соответственно на основании этого различия?
Такое впечатление, что приведенные критерии не конструктивные. То есть во многих распространенных случаях их применение не позволяет ответить на вопрос о характере труда.
Первый критерий некорректен. "конкретному работнику дать все желаемые им блага" включает и те блага, дать которые может только именно сам этот труд и ничто иное. Блага, приципиально от данного труда неотделимые Напр. для политика власть над событиями или для профессионального спортсмена статус победителя. И вообще любой труд где есть элемент состязательности. То есть в составе всех благ придется дать и сам труд. Но при этом вопрос "будет ли он выходить на работу" некорректный. Ему эту работу уже дали в составе благ.
Этический критерий, как мне кажется совершенно нерабочий. Очень распространенная ситуация когда чье-то хобби, увлечение (то есть заведомо свободный труд) мешает окружающим. При этом этот свободный работник "сталкивается с этической дилеммой, в которой для продолжения своей работы он должен поступить безнравственно" (наплевательски относиться к мнению и
( ... )
Таки да, так и есть. Хорошо, что предлагали. Только что «принудительность» многие склонны трактовать исключительно как некую внешнюю, внеэкономическую принудительность и приходят к выводу, что при капитализме труд свободен.
Если вы выходите на работу, не боясь в случае отказа умереть с голода, или подвергнуться остракизму со стороны общества, значит ваш труд свободен. Я, наверное, скажу дикую вещь, - при социализме, где господствует трудовая этика, труд отчужден максимально. Помните: "славим радость большого труда, непонятного смыслом своим"?...
У Вас в одном абзаце путаются работник и капиталист - это разные люди. Наёмный работник, даже управляющий не является капиталистом. > 2. Этический критерий. Если работник в своей деятельности сталкивается с этической дилеммой, в которой для продолжения своей работы он должен поступить безнравственно, жестоко (например, капиталист должен уволить людей по вполне прагматическим, «рыночным» соображениям, хотя знает, что они имеют кредиты, ипотеку и т.д.) - значит его труд не свободен, а в рамках этого труда его личность отчуждена в пользу превращенной формы - капитала.
Будет ли одинаково отчужден труд в этих ситуациях:? 1. Наёмный управляющий увольняет часть персонала для повышения прибыли. 2. Экономическая ситуация изменилась и наёмный управляющий вынужден уволить часть персонала, чтобы предприятие не развалилось и не разгонять весь коллектив.
Несомненно. В первом случае, думаю, это очевидно. Во втором нужно пояснить. Наемный управляющий увольняет часть персонала, чтобы сохранить предприятие (капитал) и не имеет никакого значения как он к персоналу относится. Представим что он сохранил персонал на своих местах, продолжал платить им зарплату, при чем прибыли предприятия не хватало на зарплату сотрудникам, а управляющий все платит и платит, не взирая на пользу сотрудников, на то что денег совсем нет (в данном случае они просто берутся из ниоткуда). В конце концов сотрудники вообще перестали работать, так эта работа им надоела, перестала быть интересной, и к управляющему они приходят только за зарплатой. Вот такое общество называется коммунистическим. В случае капиталистической отчужденности труда сотрудников держат только до тех пор пока они приносят пользу. Если их не увольняет Управляющий, это делает Капитал (через разорение предприятия). Поэтому в обоих ситуациях труд будет отчужден одинаково
( ... )
> Таким образом именно НЕЗНАНИЕ вызывает отчужденность в человеческом обществе. И каждый кто БЕССОЗНАТЕЛЬНО участвует в Игре под названием капитализм, занимается отчужденным трудом.
Полностью согласен. Считаю что отчужденность труда (кроме случаев явного принуждения) - только в голове, в миропонимании.
У меня ничего не путается. Если мы говорим о труде капиталиста. Я говорю о работники, или трудящимся который занимается трудом капиталиста. Впрочем, тут лучше применить термин «деятельность». Давайте говорить о деятельности капиталиста. И встает вопрос, эта деятельность отчуждена или нет. Ваши варианты не имеют смысла. И вот почему. Вариантов можно придумать миллион, а не два штука. Многие варианты из этого миллиона не будут вынуждать вступать капиталиста в сделку с совестью. Ну, так их нет смысла и рассматривать. Ибо, какие то варианты будут и этого достаточно, что бы говорить о несвободе. Как только он встречается с этической дилеммой, он поступает несвободно/ Если взять аналогию. То представьте, что вас насильно засунули в транспорт. Он может поехать в любую сторону, в том числе и по пути, туда, куда вам и надо. Но в любом случае свободой тут и не пахнет.
Comments 48
( ... )
Reply
Reply
Возможно, там есть люди, которые вышли потаскать бревна, чтобы их не поперли с теплых мест и которым до этого субботника никакого дела нет. Их труд вполне абстрактен. "Мы, командир, бревно-то отнесли, а где он мировой коммунизм, а? Ты же сказал, нести бревно!"
Но вообще, тот же Ленин, несет бревно полностью понимая, какая цель стоит перед ним. И работает, не для того чтобы получить деньги. Его труд вполне себе всеобщий. Никто кроме Ленина не может отнести бревно, как Ленин.
Reply
Reply
Если же я угадываю содержание вашего вопроса правильно, то превращенные формы могут быть частью традиции, но в традиции содержаться далеко не только превращенные формы. Если по отношению к каким-либо общественным практикам, закрепленным в рамках социальных институтов, и рассматривающимся нами как традиционные у нас нет веры в то, что они обладают статусом «Богоданных» или «естественных», и мы осознаем, что они не более чем плод человеческой духовно-практической деятельности в конкретные эпохи, а их сохранение есть не более чем результат опыта людей, значит эти институты (элементы традиции) превращенными формами не являются.
Reply
Reply
А если взять одно и то же явление, ну например "уступать старшим в метро". В двух случаях они совершенно, абсолютно идентичны, только в одном случае оно осознается как "так велел Господь", а в другом "так правильно, потому что вежливо". Будут ли они являться превращенной и непревращенной формой соответственно на основании этого различия?
Reply
Первый критерий некорректен.
"конкретному работнику дать все желаемые им блага" включает и те блага, дать которые может только именно сам этот труд и ничто иное. Блага, приципиально от данного труда неотделимые Напр. для политика власть над событиями или для профессионального спортсмена статус победителя. И вообще любой труд где есть элемент состязательности. То есть в составе всех благ придется дать и сам труд. Но при этом вопрос "будет ли он выходить на работу" некорректный. Ему эту работу уже дали в составе благ.
Этический критерий, как мне кажется совершенно нерабочий. Очень распространенная ситуация когда чье-то хобби, увлечение (то есть заведомо свободный труд) мешает окружающим. При этом этот свободный работник "сталкивается с этической дилеммой, в которой для продолжения своей работы он должен поступить безнравственно" (наплевательски относиться к мнению и ( ... )
Reply
Так я ж и предлагал, ориентироваться на добровольность труда как критерий..
Reply
Reply
Мне кажется, так считать - это верх цинизма.. То есть, наверное это не нуждается в пояснениях..
Reply
Reply
> 2. Этический критерий. Если работник в своей деятельности сталкивается с этической дилеммой, в которой для продолжения своей работы он должен поступить безнравственно, жестоко (например, капиталист должен уволить людей по вполне прагматическим, «рыночным» соображениям, хотя знает, что они имеют кредиты, ипотеку и т.д.) - значит его труд не свободен, а в рамках этого труда его личность отчуждена в пользу превращенной формы - капитала.
Будет ли одинаково отчужден труд в этих ситуациях:?
1. Наёмный управляющий увольняет часть персонала для повышения прибыли.
2. Экономическая ситуация изменилась и наёмный управляющий вынужден уволить часть персонала, чтобы предприятие не развалилось и не разгонять весь коллектив.
Reply
Reply
Полностью согласен.
Считаю что отчужденность труда (кроме случаев явного принуждения) - только в голове, в миропонимании.
Reply
Ваши варианты не имеют смысла. И вот почему. Вариантов можно придумать миллион, а не два штука. Многие варианты из этого миллиона не будут вынуждать вступать капиталиста в сделку с совестью. Ну, так их нет смысла и рассматривать. Ибо, какие то варианты будут и этого достаточно, что бы говорить о несвободе. Как только он встречается с этической дилеммой, он поступает несвободно/
Если взять аналогию. То представьте, что вас насильно засунули в транспорт. Он может поехать в любую сторону, в том числе и по пути, туда, куда вам и надо. Но в любом случае свободой тут и не пахнет.
Reply
Leave a comment