Dec 13, 2012 16:08
Скажем так: "настоенности".
Я сам, по личному темпераменту, умеренный, "либеральный" консерватор, - люблю преемственность и традиционность, которые бы при этом мне не навязывались, а окружали бы как естественная, каждодневная атмосфера, как воздух, которым дышишь. А такая атмосфера возможна только при многовековой "настоенности" культуры, когда она развивается без резких разрывов, что позволяет её высоким достижениям постепенно распространять своё влияние вниз и вширь, незаметно становиться достоянием всё большего количества людей, пропитывать собой и массовую культуру, и "культуру повседневности".
Чтобы это почувствоавать - нужно просто один раз побывать в Италии (и не обязательно в Риме, Венеции, Флоренции или Сиене, хватит и какого-нибудь Фолиньо; как писал А.С. Суворин: в Италии "каждый город оригинален, интересен, полон поэзии, с художественным и историческим прошлым, которое легко берёт всего человека и заставляет забывать действительность"). У нас, я думаю, только три города могут в этом смысле конкурировать с итальянскими - СПб. (который, конечно, не очень древний, но, безусловно, неповторимо-стильный), Псков (особенно) и Великий Новгород (ну, м.б. ещё Владимир и Суздаль, но я там давно не был, надо бы обновить впечатления).
Вот все восхищаются английской актёрской школой (действительно, великолепной), но как не вспомнить, что профессиональный театр в Англии существует с начала 16 в. (т.е. Шекспир пришёл уже на хорошо обжитое место)...
Причём в хорошо "настоенной" культуре различные области последней "взаимоопыляют" друг друга, что даёт дополнительные стимулы для её развития (в той же Италии - понятно, что местная отличная кинооператорская школа "настоена" на многовековой истории изобразительного искусства).
Русская же культура, по этим меркам, начиная со вт. пол. 17 в. - культура "новодела". Разумеется, это не есть её некое "онтологическое" качество - это последствие сравнительно регулярных глобальных социально-политических и социокультурных перевортов (Раскол, рефомы Петра 1, коммунистическая революция, "революция" конца 80-х - нач. 90-х). Только-только начинает что-то "настаиваться", только-только культура начинает идти вширь, как всё переворачивается вверх дном, и процес идёт по новой.
Поэтому в русской культуре есть великие, иногда непревзойдённые другими культурами вершины, и в то же время - "средний уровень" чрезвычайно слаб: шаг вправо-влево, и вместо прекрасного сада - ты уже по пояс в грязи... Поэтому предыдущие "культурные пласты" у нас будто корова языком слизывает (куда испарилась наша актёрская школа вместе с "системой Станиславского" - чуть ли не главным русским брендом в мире - менее чем за 20 лет?). Поэтому понятно, почему наш "шансон" так разительно отличается от французского... Поэтому, увы, нет у нас и культурной самодостаточности, и мы обречены на культурное западничество (в разных сферах культуры - в разных пропорциях). В условиях же конца Высокой культуры вообще, шансы на новое культурное цветение для нас минимальны, во всяком случае, моё поколение его точно не дождётся.
А главное - "новодельская" парадигма нашей культуры изначально подрывает возможность здорового, не вымученного русского традиционализма, для которого пока нет условий - их ещё нужно создать. А на бытовом уровне - это тоска, испытываемая русским человеком по поводу того, что нет у него дома, в котором жили хотя бы несколько поколений его предков, а отсюда - ощущение собственной беспочвенности и желание приникнуть к чужим "священным камням"...