субида ду лаго

Feb 09, 2016 13:54

Впервые в этой части Горного Алтая я побывал в 2008-м году.


Созерцая восхитительные панорамы окрестностей с Улаганского перевала, сразу обратил внимание на суровую, скалистую горную гряду с заснеженными вершинами, серьёзно возвышавшуюся над окружающей местностью. Сверившись с картой, удалось выяснить, что это горы Курайского хребта.

Курайский хребет ограничивает котловину Курайской степи с севера. Плавно повышаясь, степь переходит сначала в предгорья, а затем и в основную гряду этого горного массива. Набор высоты происходит очень резко, за каких-нибудь пять километров перепад высот может составить полторы-две тысячи метров.

Эти горы находятся совсем рядом с Чуйским трактом, но с дороги основные вершины почти не видно - заслонены предгорьями. Да и не смотрит туда никто, проезжая курайскую степь: взгляды прикованы к завораживающим ледникам четырёхтысячников Северо-Чуйского.

Курайский, естественно, пониже. И он другой. Если на Северо-Чуйском на двух с половиной, а тем более на трёх тысячах метров вовсю господствуют ледники, то Курайский до своей максимальной высоты - а это почти 3500 м - гол, как сокол. Ни снега, ни льда, лишь скалы и камни. Только с южной стороны имеется небольшие площади оледенения, микроскопические по сравнению с ледниками старших собратьев, Южно-Чуйского и Северо-Чуйского хребтов.

Они-то, собратья эти, и являются причиной этой сухости как хребта, так и степи, собирая на себя всю влагу из облаков, идущих с юга. Именно по этой причине Курайская и Чуйская степи характеризуются абсолютно нетипичным для гор Алтая практически полупустынным, засушливым климатом.

...С тех пор идея пошастать по этим горушкам ненавязчиво, но устойчиво засела у меня в голове. Более-менее серьёзно эту возможность стал рассматривать после прочтения отчёта с описанием восхождения на высочайшую вершину Курайского хребта - г. Верховье Ортолыка 3446 м. Народ зашёл на гору и вернулся обратно от места, докуда можно доехать на машине, в течение светового дня. Народ зашёл - и мы смогём же.

И вот в сентябре уже прошлого 2015 года, а точнее в августе, ибо такие вещи планируются заранее... Я и запланировал трёхдневочку. Два дня на неспешный трансфер на личном автомобиле, один день на ВОСХОЖДЕНИЕ™.

Можно было и одну рожу 1700 км покатать, но я жадный же, жалко воздух возить. Палатку, опять же, кем-то греть надо, ну и на скалах гробануться веселее в компании, чем в одиночестве. Правда, желающих в горы почему-то много не нашлось, выручили сотоварищи по 77-му. Александр - он при слове "поход" по умолчанию выдаёт ответ "да", правда, иногда его работодатель оказывается против такого расклада. А Мария, ну она просто любит пешие походы, ещё с того, с 77-го, когда девять дней шла на нурофене и кетанове. Видимо, такой побочный эффект у этих лекарств.

Сентябрь я выбрал потому, что-де это такой самый сухой месяц, да ещё в самом сухом месте России, ну всяко погода будет хорошая. Однако погода оказалось на этот счёт другого мнения. Настолько другого, что первую дату старта мы даже перенесли, но погоды это не сделало. Выбор между ехать или не ехать всё же был сделан в пользу еханья, и торжественный старт был даден 19 сентября в несусветную рань промозглых утренних сумерек пустынной парковки станции Сеятель...

...Ещё до 11 утра очутились в Сростках. До этого я, правда, зачем-то хотел уехать в Барнаул (периодически со мной такое происходит на Чуйском тракте), но меня вовремя спохватили.

Особо голодная часть нашей команды решила перекусить. Сам не пробовал, но мне сказали, что пироги в Сростках уже не те. Решили там больше никогда не останавливаться. Никогда, слышите?

Проезжая поле странных мелких подсолнухов, родился дорожный мем "Заботливая Чуйская Бабушка". Ну просто вот зачем людям сажать подсолнухи, которые мелкие и без семок? Только если для красоты, типа как бабушки возле подъездов клумбы разбивают, полиют там их, рыхлят. Вот и вдоль Чуйского тракта действует какая-то заботливая бабушка, посадила для красоты подсолнухи, ухаживает за ними. Сами придумали, сами смеялись.

Придумываем всякую чушь в основном мы с Марией. Саша социопат и поэтому мало разговаривает и много спит. Хотя до okoroc ему далеко, тот задрых бы ещё на Сеятеле и не просыпался бы до Курая, причём в такой позе, в которой обычный человек не сможет просидеть и двух минут.

Фотокарточка какой-то дороги, сделанная при помощи телефонного аппарата.



Про Костю тоже есть дорожный мем, правда появился он уже в Курае. Мы решили, что Костя на самом деле едет с нами, просто он притаился где-то в багажнике среди рюкзаков. Ему там комфортно и он спит.

После Сросток останавливались уже почаще. На Семинском, например, попырили Сарлык, заваленный снегом.



Ага, вон тот Сарлыкъ. Я там был. А чем можешь похвастаться ты, мальчик?))



Когда по дороге стал попадаться крупный и мелкий рогатый скот, Саша с Машей начали активно обсуждать способы и способности к умерщвлению различных домашних животных и птиц. Было обнаружено, что чтобы убить, например, курицу, нужно решить, что курица себя плохо вела, подставляла других куриц, продавала детям наркотики, не перевела чуйскую бабушку через дорогу. Поскольку вряд ли хоть одна курица в жизни помогала бабушке перейти дорогу, имеется полное морально право считать её плохой, негодной курицей и невозбранно свернуть шею. Мне стало страшно находиться с этими людьми в одном автомобиле.

Не очень ровная местность где-то за чикетиком.



Пассажиры вышли погулять.



Про горный перевал Чике-Таман все дружно решили, что не видят в нём ничего сверхкрутого и сверхкрасивого, на Алтае есть и покрасивше места, гораздо покрасивше, Карл.

В Белом Боме затарились водицей из фонтана. В степи-то водицы нет. Купаться в фонтане не стали.

В Акташе тоже пришлось потусить, кому-то в банкомёт за деньжищами (Саша работает на стратегическом предприятии и ему платят за работу деньжищи), кому-то в магаз за батарейками к фонарю. Батарейки, правда, фонарю не помогли, зато вечно голодная Маша купила пучок акташских пицц, которые мы в оставшиеся двадцать километров дружно и весело зохавали.

Сверкалось. Наша гора вон она. Угадайте какая. Нет, неправильно угадали.



В 17:50 приехали в наш файнал дестинейшен у трёх баобабов. Или секвойй. Тут нет реки, кругом степь с унылой жухлой травой. Но дрова возле секвойй валяются в некотором количестве, можно было и отжечь.

Плоды тех секвойй.



Строительные работы.



Дубарина ацкая, напялили все тёплые вещи. Горелка очень долго грела воду, потом всё-таки догадались поменять почти пустой баллон на почти полный и с переменным успехом приготовили ужин. Рулит приготовлением ужина (а также обеда, завтрака, полдника и файвоклока) у нас Мария, у неё есть специальное образование, мы с Александром даже не пытаемся вмешиваться в процесс.

Приблизительный вариант утепления для пребывания в Курайской и подобного рода степях в осеннее время суток.



Поемши невероятно вкусных макарон с тушёнкой и плавленым сырком, стали думать, чо делать дальше. Сидеть на морозе в темноте как-то холодно и темно, костёр разжигать чо-то лень, да и неохота. Решили пойти жить в палатку и как-то по инерции часов в 9 уже завалились спать. Саша, правда, полночи читал электрокнигу при свете налобной лучины, а снаружи дул дикий ветрище и трепал палатку со страшным хлопотом (ветер-хлопотун), так что спать удавалось с переменным успехом. Однако в какой-то момент ветер выключили (тоже дорожный мем, "тумблер водопада", а тут тумблер ветра, стало быть) и наступила тишина.

Я, ребят, такой тишины нигде и никогда не слышал. В горах обычно если где лес, то там птички какие-то снуют, беседуют, в том числе и ночью, а чаще всего река шумит, нет тишины. В белых горах тоже не тихо нифига, ледник постоянно чо-то шурумбурумит, то камнепад, то ледопад и ручейки тоже бегут, нет тишины. А тут, в степи, такое ощущение, что оглох. Дичайшее и странное ощущение.

Спать было не жарко даже в двух спальниках и куче одежды. Это правда потому, что спальники у меня смерть туриста. У Саши вон спальник хороший, дык он в одних трусах в нём спит и не мёрзнет.

20 сентября 2015.

Встали где-то в 5:30. Сожрали кашу б\п, попрятали барахло в тачку, спаковали штурмовые рюкзаки и в 7:ноль нуль (ноль шесть на самом деле) выдвинулись в горку.

Спрятать самое ценное.



Погода как бы намекает нам на что-то. Намякивает так. Ненавящево.



Саша и Маша готовы к штурму.



Старое-доброе селфи в высокогорной степи.



В горку тут идёт автомобильная дорога, по ней заезжают на перевалЪ парапланеристы. Потом, видимо, с этого перевалЪа слетают на этих своих парапланерах. Некоторые не очень удачно, подробности см. далее.



Маша, по обыкновению, тут же отстала. Хотя мы с Саней шли не быстро ни разу, так, потихоньку прогуливались.
Потихоньку шёл и снег. Потом, правда, раздухарился слегка, и стал идти всё быстрее и быстрее. К вершине перевала, преодолённого нами в прогулочном темпе за 2 часа, снежище образовал вокруг нас плотненькую такую пелену с видимостью чуть более, чем нулевой.



Мария бодро штурмует горный перевал 2500 м.



На этой фотокарточке можно разглядеть село Курай. Ну, если очень постараться.



Невозможно обойтись без себяшечки на фоне невнятного пейзажа.



Кто-то потерял насадку на выхлопную трубу. Да, дорога тут вполне автомобильная, вэдовая техника в сухую погоду без проблем проскребётся. Основное препятствие - крутизна уклона.



Чой-то там чёрненькое белеется.



Александр на фоне снегопада.



Творчество.



Парапланеристы серьёзные ребята.



Восхитительный, невероятный пейзаж. Где-то там, за пеленой белых мух.






На перевале 2500 м.



Стали думать, как продолжать поход в данной ситуации. Александр предложил спуститься вниз, а там посмотреть. Решили идти.

Спуск с перевала оказался существенно круче подъёма, но и протяжённость его была невелика. Спускаться местами весьма скользковато, мне отсутствие палок создавало некоторые затруднения. Потом, правда, по ходу спуска вышли на какую-то звериную тропу и пошли по ней вдоль сухого русла сухой реки Ортолык.

Плотная пелена из снега пока что никуда уходить не собиралась, однако подул ветерок, что могло предвещать перемену погодных условий. Стали думать, как продолжать поход в данной ситуации. Александр предложил подняться на пригорок, а там посмотреть.

Мария и озеро. Ну как озеро. Ну такие здесь озёра. Полусухие. Как и реки.



Пересекли долину Ортолыка и полезли в дальнейший подъём на предгорье предгорья нашей искомой вершины. Предгорье предгорья сначала было земляным и травянистым, но постепенно превращалось в каменисто-осыпное. Преодолев пару каменных россыпей, стали думать, как продолжать поход в данной ситуации. Александр предложил дойти до озера, а там посмотреть.

Этот поход состоял из селфи чуть менее, чем полностью.



Какой-то такой рельеф.



Пошли до озера, которое вроде как тут, за поворотом. Правда, пройдя поворот, стало понятно, что ещё не совсем тут и надо бы ещё с полкилометра-километр пролезть траверсом ни разу не пологого осыпного каменистого склона. Что мы и принялись проделывать.

Ага, вот такой склончик.



Мария в неравной борьбе со стихией.






Камушки из-под ног периодически норовили куда-то уехать, ботинки периодически соскальзывали с заснеженных мокрых камней, но с горем пополам, поднявшись перед озером в такой же каменисто-осыпной мини-перевальчик, мы наконец попали в цирк нашей горы с озером внутре. Ботинки давно уже были облеплены мокрым снегом и прилично намокли, ноги замёрзли.

Озеро 2900 м.






Как в данной ситуации можно было обойтись без панорамища?



Восходители такие восходители.









Фотосессия фотосессией, а скупнуться чо-то никто не захотел. Почему.



Гламурное селфи для инстика.



Забавно, что озеро мокрое. Читал чей-то июльский отчёт об этом восхождении, в июле оно было замёрзшее.



Зато погода соизволила улучшиться. Тучи подразошлись, выглянуло солнце, потеплело даже. В честь этого события решили устроить торжественный пир на озере.






Не решил, какую из двух следующих фоточек поместить в отчёт. Поместил обе две.






Плотненько пообедав, стали думать, как продолжать поход в данной ситуации. Александр предложил взойти на вершину, а там посмотреть. Мария с предложением не согласилась, высказав сомнения в возможности восхождения в живом виде.
Я не имел собственного мнения по данному вопросу, но из графика восхождения мы выбились уже часа эдак на полтора, а подъём на вершину (2 км по карте и 550 м набора) должен был осуществляться по присыпанной мокрым снегом мокрой сыпухе, в дальнейшем, возможно, куруму, а где-то, вероятно, и скалам. Лезть по мокрым скалам было как-то лень, да и неохота, поэтому я воспользовался правом вето водителя автомобиля и высказал своё веское "неть".

Излишняя офотошопленность видна невооружённым глазом.



Представив себя гордыми покорителями Эвереста, которым помешали погодные условия, оступаясь и подскальзываясь на каменистом склоне, радостно и весело ломанулись вниз.












Облака где-то внизу.



Дичайше живучая курайская флора.



На травянистых участках снег уже, как выяснилось, успел на солнышке растаять, снежное озеро с лужей посередине превратилось в каменное с лужей посередине.

Вид на перевал с другого перевала.



Скалота.



Даёшь спецэффекты, долой реалистичность.



Массив соседней горы.



Долина полусухой реки Ортолык.









В перевал хотели подняться по звериной тропе, но она в итоге потерялась и лезли так, по наитию. Мария быстро лезть опять не хотела, ну не лезлось сегодня шефу, ну чё сделаешь. Подождали её близ парапланеристских обелисков.



Вид на наше горище с перевала 2500 м.



Вид на долину полусухой реки Ортолык с перевала 2500 м.



Отроги горы Верховье Ортолыка 3446 м.



На перевале потупили чуток, кое-кто даже вздремнул.



Ага, вот эти ребята.



Панорамчик с перевальчика 2500 м.



Начал собираться дождик и мы потопали вниз. Александр зачем-то ускакал вперёд, хотя потом мы выяснили его намерения (храп из палатки сотрясал всю Курайскую степь и вызывал лавины на склонах Северо-Чуйского хребта).

Человек и счх.



Солнышко светит.



Уже воссияли. Воспарить осталось.



Баобаб и счх.



Горы какие-то.



Хлебом не корми, дай фотографию испортить.



Спустились примерно полчетвёртого дня, время детское, решили чо-то поменять место дислокации. Попив чайку, наскоро собрались и выехали в сторону Чибита.

Река Чуй проистекает.



Мост с 2011го ничуть не изменился.



Мария вспомнила о существовании какого-то чудесного водопада на том (тот, ну который не этот) берегу Чуи, поэтому мы все поехали его искать. Сначала искали по памяти и нифига, разумеется, не нашли. Потом я поглядел в свои онлайн советские военные карты и выяснил, что какая-никакая речушка (она же, вероятно, водопад) протекает в паре километров от того места, где мы искали водопад по памяти. Практически уже в темноте доехали до искомой локации и - о чудо! - обнаружили-таки тот водопад, а также несколько неплохих местечек для стоянки. Там и решили заночевать.

Вечером даже пожгли кастрик, натырив дровишек с соседних очагов (Саша даже по лесу в темноте полазил и принёс хороших, сухих дров). Греча с тушёной была крайне вкусна.

Стало холодать, и все улезли в палатку. Я где-то в недрах автомобильного багажника раздобыл укулеле и исполнил под его аккомпанемент несколько песен из раннего.



21 сентября 2015

Будильник честно звенел в 6 утра, но усилия его были тщетны.

Часов в 7 все более-менее попросыпались, забабахали селфи у водопада, скидали вещички в тачку и поехали.




Место стоянки.









Река Ниж. Карасу проистекает. С горы.



И просто так.









У моста через Чуй некоторое время боролись с коровами.









Зачем-то придумали фотографироваться возле километровых столбиков с тремя одинаковыми цифрами, причём в обратном направлении. Сей квест оказался не таким простым, как могло показаться на первый взгляд: нужно было просчитать номер столбика в направлении движения, соответствующего искомому трёхзначному в обратном, найти место для остановки, перебежать дорогу с риском для жизни. По мере движения квест усложнился сначала дождём, а затем и внезапно наступившей ночью.




Панорамище с Чуй-Оозы. Устье Чуи, по-русски-то.









Катунь (справа) поглощает Чую (слева).



Местное население всем своим видом как бы что-то символизирует.



Адские пейзажи чикета.



Соответствующий пейзажам номер столба и одухотворённое умиротворение в выражениях лиц.



Однажды вот эта фигня западала с неба и не прекращала падать до самого Новосибирска.



Мы очень рады, ведь мы, наконец, возвращаемся домой.



Селфка с крс для инстика.



В поисках места для заправки автомобиля бензином, а живой силы пищей и пресной водой, остановились, например, в Шебалино у бара "Форсаж". Предположили, что это сам Вин Дизель, решив отдохнуть от мирской суеты, перебрался в эту тихую горную местность и открыл тут барчик. В барчике, правда, не давали варёный кофе. Серьёзное упущение старины Вина.

Проехав чуть дальше за Шебалино, нашли-таки годное заведение общепита. Так что если вы кто-то вдруг захотите вкусно поесть, это несложно осуществить, проехав чуть дальше за Шебалино.

Зная, что мой организм после плотного обеда обычно не дурак вздремнуть, прикупил в том же заведении взбадривателя. Четверной эспрессо с половиной дой-пака сгущёнки образовали в поллитровой бутылке эдакий инь-ян.



Побег от дождя после очередного селфи со столбиком.



Александр в естественной среде обитания.



Собственно, уже вовсю поливало, и чо-то не перестало поливать до самого города нашего Новосибирска. Однажды впереди ехал бешеный камазист, обгоняя с ветерком и чёрным дымищем всех и вся. Мы предположили, что это никто иной, как Джейсон Стэтэм подрабатывает дальнобоем на серпантинах Чуйского тракта. В дальнейшем мем развился: Вин Дизель, наклюкавшись в своём баре, звонит Стэтэму и просит подбросить его домой. Стэтэм подбирает его в кабину камаза. Вин тут же засыпает и периодически на поворотах валится в сторону Джейсона, заставляя того с неудовольствием его отпихивать (как герой Рязанова отпихивал Женю Лукашина в самолёте в небезызвестном художественном фильме)...

Таким вот образом, с шутками, прибаутками и подборкой музла с Ретро ФМ (Леонтьев там, Боярский) мы и докатились до Новосибирска. Километров уже за 200 стемнело окончательно, поливал дощь и ехать быстро совсем не хотелось, пилили потихоньку за вереницей фур.

Как бы последняя селфка в тяжёлых погодных условиях и недостаточной видимости.



А нет, вот ещё бонусная!



Так вот бездарно некоторые люди проводят два выходных и один будний день.
13.5 км, набор 1200, сброс 1200, 8ч40мин.



PS: В этом году собираюсь ещё раз попробовать залезть. В хорошую погоду там ваще красота. Приблизительную сложность восхождения можно оценить по фоткам из отчёта с мустага. Эти ребятки даже в обвязках ходили, не знаю уж, насколько это было необходимо.

горы, фото, лытдыбр, алтай, пеший ход, авто

Previous post Next post
Up