Скатались с 8 по 11 мая на Алтай, открытие сезона с клубом 402 км. В целом
позитивненько, в этот раз получилось сильно интересней, чем в 2006 году.
Всего клубных ехало 50 машин. "Наших" было 2 хонды: Stream и Torneo. На стриме Кирилл с Лесей и сыном Тимохой. На торнео Миша с Олей и задними пассажирами мы с Наташей.
Наши хонды.
Дорога.
Торнео подобрал нас на гэсе, был уже сильно нагружен. Благо, у нас вещей не велик ворох, упихнулись. Когда приехали на место сбора, всё перегрузили в стрим, всё ж универсал. Хотя тот тоже забился под завязку.
Выехали из Нска от часов в академе в 3:20. Колонна сразу же, по выезде, нарушилась - выехали не в записанном порядке. Впрочем, впоследствии колонна шла более или менее организованно, по крайней мере машины впереди и позади двух наших порядок не нарушали и ехали за направляющим колонны. Останавливались всей колонной, не разбредались.
Торнео в качестве авто для дальних поездок мне понравился: идёт ровненько, довольно тихо и быстро. Миша водитель аккуратный, на рожон не лезет. В принципе не шибко гнали, шли только по прямой 120-140, на более кривых участках 100. Ночью и утром ехать хорошо, машин на трассе практически нет.
Остановки в Сростках покушать, на заправке перед Маймой, на перевалах (Семинский, Чике-Таман), в Ак-Боме набрать воды.
Чике-Таман.
Ак-Боом.
Базовый лагерь на поляне, на другой стороне Чуи. Столбик 760 км трассы М52. Приехали туда в 14 часов.
Матрасы.
Погода оказалась офигенной. Солнце печёт, жарища. (И так, кстати, было все 4 дня. Только к вечеру и ночью холодало до +5, в первый день ночью даже, похоже, был минус. Но с каждым последующим днём становилось всё теплее).
На газу сварили воду, поели доширака, попили пива и как-то незаметно все упали спать. Часов в 9 вечера все проснулись и начали движняки - заводить костёр, мангал, добыли мясо, дрова. Дрова нам дали кедровые и сырые шопесец, мучали их мучали жидкостью для розжига - гореть не хотят вапще. Мы с Кириллом пошли в темноте пошарились по склону, нашли сухостоя и валежника, вот тогда костёр у нас ух как загорел.
Костёр.
Уголь тоже хреновый какой-то, искрит. Зато мясо офигенно замариновано, в итоге шашлык таки получился суперский. Исключительно в первый день мы выпили водки. И то не много, под шашлычок. Посиделки удались! Зачот.
За проезд!
Кату-Ярык.
Аццкий экстрим на хонда-стрим.
Надо отдать должное оргам - идея с информационным щитом оказалась офигенской. Пришли, почитали объявы - сразу видно кто куда едет и кто ещё с ним. Есть идеи - хоп написал свою объяву, желающие вписались. В общем на Ак-Тру поездка запланировалась на 10 число, а 9го решили на Кату-Ярык. Кроме нас поехали ещё 2 машины: шариот и плац.
Выехать планировали в 10, получилось только в 11. Просто 9го числа как раз проводились соревнования сплавщиков Чуя-ралли, как раз в районе этого моста (там порог-бегемот) и собственно соревнования начинались в 11. Понаехало милиции, не хотели никого пускать через мост, потом всё-ж таки со скрипом выпустили, но сильно затормозили движение.
Утренний Кирилл.
Стоянка у Чуи.
Миша и Оля.
Мы на фоне коней.
Тим и речка-Чибитка.
Замерзшее мертвое озеро.
На Улаганском перевале.
До Кату-Ярыка ехать через Улаган. Проезжая "красные ворота", Улаганский перевал (2070 м), собсна Улаган, затем местечко Балыктуюль. После Балыктуюля свёрток на Балыкчу. Балыкча - это юг Телецкого, от Балыктуюля километров 70, грунтовка ушатанная. Частью этой дороги как раз и является первал Кату-Ярык. На самом деле никакой это не перевал, а тупо спуск в долину Чулышмана. Спуск крутой, серпантином. Движение вниз не представляет собой проблемы, если тормоза в порядке. А вот обратно...
Тяжелее всех пришлось стриму. Физически это объяснимо - более длинная база, центр тяжести находится дальше от передних колёс и они сильнее разгружаются на уклоне. Плац пищал, но ехал (периодически буксуя, но не останавливаясь), даже нагруженный пассажирами. Стрим, хоть был почти пустой, в особо крутом месте начал шлифовать. В итоге после разгрузки и с разгону на первой передаче удалось преодолеть этот кусок, но было реально страшно. Вэдовый торнео с пассажирами поднялся вообще без забот. Единственная забота там - не зацепить пузом торчащих камней, но вроде обошлось. Шариот вообще поехал дальше до Балыкчи с целью посетить юг Телецкого.
Собсна, хапнули экстрима городскими машинками на горных тропах. Само местечко Кату-Ярык прикольное, сверху открывается офигительный вид на долину Чулышмана со скальниками, водопадом.
Покорители горных перевалов.
Водопад в долине Чулышмана.
Леся на фоне долины.
Мы и водопад.
Оля-скалолаз.
Собсна серпантинчег.
Едем вниз.
Чулышман.
Вниз спускаться, на самом деле, нужды никакой нет, если не едешь дальше. Нет там ничего такого особенного. Но сам факт спуска (и особенно подъёма), конечно, для истинного искателя приключений представляет некоторый интерес.
Вернулись в лагерь уже по темноте. Каковая не помешала пожарить остатки шашлыка. Опять посиделки с пивом, мега-костёр. На завтра планировали главное - поездка на Ак-Тру.
Ак-Тру.
Северо-Чуйский какбэ предупреждает: матрасники не пройдут!
Ак-Тру - это такая вершина Северо-Чуйского хребта. Вершину хорошо видно с трассы М52 при проезде Курайской степи. Высота 4075 м. Кроме этого, при вершине имеется несколько штук ледников. Один из них, Малый Актру начинается на высоте всего 2100 метров. Почти до него есть вездеходная дорога. Вот туда-то мы.
Выехали из лагеря в 8:20, через час приехали в Кызыл-Таш, где нас ждал алтаец с бортовым Зил-131.
Наш вездеходег.
Но от нас отстал экипаж на Will VS, пока ждали и вызванивали его, потеряли драгоценное время, а в итоге он так и не приехал, ибо заблудился на трассе и ускакал в Улаган. Поехали, естественно, без него, так как из Улагана ещё бы часа 2 его ждали. В 11 с чем-то выехали на зиле в Курайскую степь. Половина пути проходит по степи, 2 брода речек, затем дорога идёт в горы. Там начинается особенная жесть - крутые каменистые подъёмы, спуски, упавшие деревья посреди дороги, глубокие лужи, броды речек и в конце всего - полузамёрзшее озеро.
Озеро и вид на четырёхтысячник.
По всей этой прелести зил прёт замечательно, то и дело включая пониженную и блокировки. Честно говоря, я не думал, что по таким дорогам машины ездят. А оно, оказывается, для ЭТОЙ машины - не предел, ибо даже ни разу толком не буксовали нигде.
Уже собственно путешествие на вездеходе по горам - увлекательный процесс, стоивший уплаченной суммы.
Приехамши к станции спасателей. Там лежит снег, снег глубок и мокр, ходить по нему в кроссовках - не жалеть себя, но выхода у нас нету. Я немедленно врюхался в какую-то лужу, промочил ноги насквозь и на этом успокоился. Получили ледорубы по писят рублей штучка и пошли к леднику. Тропа идёт по какому-то ручью, ручей течёт поверх снега. В месте, где течёт ручей, снег плотный и не проваливается, по сторонам же рыхлый, поэтому все люди ходят по ручью. Ноги мокрые.
Дошли до брёвен, положенных в качестве моста через реку. Река Актуру, довольно бурная, но не слишком мощная, местами можно перескакать по камням. Возле брёвен мнения разделились - часть группы (Миша с Олей и Наташа) не пошла через мост, решила, что хватит с нас экстриму. Я же, после некоторой заминки, пошёл таки на ледник догонять остальных.
Наташа, речка и ледник.
Дальше в лес - больше дров. Тропа пошла по снегу, снег плотный, но иногда хоп и проваливается, а под снегом вода. Ледяная! Ноги промочил я ещё не раз и не два, но терять было уже нечего, поэтому шёл и шёл дальше. Обогнал медленную часть группы с женщинами и детьми и ушёл догонять быструю часть - трёх человек, уже прошедших часть подъёма на ледник, в числе которых был и Кирилл.
На подъёме тоже снег, но не проваливается. В принципе подниматься было бы нормально, если бы не промокшие ноги и тонкая подошва кроссовок - ноги мёрзли сильно. Короче лидеров я так и не догнал, сдулся, не дойдя даже до ледяных глыб.
Вон те ледяные глыбы.
Стал спускаться - спускаться тож не просто оказалось, но зато можно было скатываться на пятой точке. Нашёл какой-то пакет в кармане, сел на него и поехал, периодически тормозя ледорубом. Когда я начал спускаться, медленная часть группы (в том числе, кстати сказать, и 5-летний парень Тим) как раз пошла на подъём.
Народ лезет наверх.
В итоге они зашли ещё выше, чем я, дошли до ледяных глыб. Это я наблюдал уже снизу. Спустя некоторое время, присоединился к троим оставшимся у моста, вместе стали ждать остальных. Остальные, однако, стали спускаться по другой тропе, мы это увидели и пошли в лагерь самостоятельно.
На обратном пути оказалось, что ручей превратился в речку и идти там посуху вообще невозможно. Пришлось снова хлюпать. Прийдя на станцию спасателей, обнаружили там остальных товарищей, которые уже оказалось дотопали. Все промокшие, уставшие, но довольные. Кирилл залез выше всех, повернул назад из-за того, что начались трещины в леднике - без снаряги там никак, очень опасно. Высота по его GPS была 2850 м.
Короче по поводу Актру нас слегка дезинформировали. Товарищ pvl из клуба 402км утверждал, что всё там просто и легко, никакой снаряги и вапще на вершину можно залезть тупо с ледорубом и в сланцах. Мы наивно поверили, а оказалось что ухаха - без снаряги вапще там делать нечего. Как минимум, чтобы дойти хотя бы до низа ледника, надо иметь непромокаемые ботинки и штаны либо хотя бы резиновые сапоги - а мы попёрлись в летних кроссовочках.
Обратно спускались также на зиле, уже было не так весело, ибо все утомились порядком. Навстречу попался ниссан-патрол - оказывается и такие машины туда заезжают. Ехали как раз по ледяному озеру - беднягу страшно таскало в колее от грузовиков, он пищал, но ехал. Ездят туда, кроме грузовых вездеходов, ещё и уазики. Других машин не видели.
Патрол.
Дорога в лесу.
На леднике я обгорел лицом, ибо сдуру не намазался солнцезащитным кремом.
Вернулись в лагерь уже часов в 9 вечера. Отдых удался.
Домой.
Утром хоть и встали в 8, но прособирались довольно долго, выехали в 11. По Алтаю трасса практически пустая, ехать было легко и быстро, но по мере продвижения к цивилизации машин становилось всё больше и больше. Довольно часто останавливались. В Бийске попались гайцам с непристёгнутыми задними пассажирами (я протупил, после Сросток забыл пристегнуться), пицот рублей. В Новосибирск приехали около 10 вечера.
Заправка "XXI век" - забавное место отдыха для пассажиров.
Резюм.
Поистине, горному туристу, даже такому вялому как я, дОлжно быть "спокойну, выдержану и всегда готову". Даже в матрасный поход, как показала практика, очень неплохо бы прилично снарядиться, может быть не в плане верёвок, кошек и крючьев, но хотя бы в плане нормальной одежды и обуви. Суровая горная природа не прощает попустительства и халатности.
Замечательно то, что в этом году из сугубо матрасного автопробега удалось извлечь очень такую приличную активную составляющую. В этом большая заслуга инициативных людей из клуба 402km - им спасибо.